Екатерина Александровна Фекина
Семинар-практикум для родителей «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум для родителей
«Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»
Цель:
сформировать у родителей представления о развитии мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста;
познакомить родителей с играми и упражнениями на развитие мелкой моторики у детей;
Публикация «Семинар-практикум для родителей „Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Средняя группа
- Темочки
предоставить родителям практические рекомендации по применению игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук.
Укрепить сотрудничество родителей и воспитателей.
Подготовка:
• Приглашение родителей на семинар-практикум
• Оформление практических рекомендаций для родителей
• Подбор и изготовление пособий и игр по теме
На данном практикуме родители сидят за круглым столом, в центре которого находятся различные предметы: пуговицы, пробки от пластиковых бутылок, прищепки, игры-шнуровки, игры на застёгивание и расстёгивание, различные виды бус (для нанизывания, пинцет, пипетка, «сухие бассейны» - ёмкости, наполненные горохом или фасолью, карандаши и т. д.
Ход мероприятия
1. Приветствие родителей
Уважаемые родители тема нашего семинара-практикума «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста». На столе вы заметили различные предметы, связанные с темой нашего практикума.
Я предлагаю начать наш практикум необычным способом, давайте немного окунёмся в детство и возьмёмся за руки.
Упражнение «Импульс» Упражнение способствует установлению межличностного контакта. Участники игры берутся за руки. Ведущий лёгким пожатием передаёт 2 импульса соседу справа и слева и просит его передать импульс рукопожатий по кругу. Когда два импульса с разных сторон приходят к человеку, сидящему в круге, он должен сказать «ой!» это приводит к путанице и вызывает общее веселье.
2. Практическая часть
Предлагаю вашему вниманию игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.
• Массаж и самомассаж кистей и пальцев рук (массажным мячиком, мячиком-ёжиком, воздушным шариком с наполнителем, грецкими орехами, карандашами, сенсорными подушечками, зубными щётками и т. д.)
(Упражнение проводится с родителями)
Катают между ладонями, приговаривая:
Я катаю мой орех,
Чтобы стал круглее всех.
Научусь я два ореха между пальцами держать.
Это в школе мне поможет буквы ровные писать»
• Различные игры с пальчиками
Где необходимо выполнять те или иные движения в определённой последовательности. Дети с удовольствием принимают участие в играх – потешках. Самый известный вариант такой игры – «Сорока-белобока», но есть и более сложные для проговаривания и показа.
Попробуем и мы с Вами поиграть в такие игры. (Упражнение проводится с родителями)
Этот пальчик – мамочка
Этот пальчик – папочка
Этот пальчик – бабушка
Этот пальчик – дедушка
Этот пальчик – я
Вот и вся моя семья!
Развитию кисти и пальцев рук способствуют не только пальчиковая гимнастика, но и разнообразные действия с предметами. Предлагаю Вам ряд игр с такими предметами.
• Игры с прищепками
Упражнения с речевым сопровождением. Бельевой прищепкой поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха: (Упражнение проводится с родителями)
Сильно кусает котёнок-глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук)
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».
Собери урожай. Прикрепите к занавеске красные и желтые прищепки и скажите малышу, что ягодки созрели. Предложите ему собрать все ягодки.
Найди прищепки. Можно рассредоточить по квартире в разных местах прищепки, прикрепив их на ковер, на покрывала кроватей, на книгу, край стола, веревку, куртку, висящую в коридоре и т. п. Ребенку нужно идти по квартире и отыскивать все «спрятавшиеся» прищепки.
• Игры с пуговицами
Пуговичный массаж.
Пуговичное ожерелье. Пуговицы можно нанизывать на нитку, изготавливая бусы.
Попросите своего малыша помочь вам навести порядок в шкатулке с пуговицами. Самые крупные — в коробочку побольше, средние — в среднюю, мелкие — в маленькую.
Теперь можно выложить из пуговиц красивый узор или фигурку, чередуя их по цвету, форме, величине: цветок, бусы, корзинку и т. п.
• Игры с пробками от бутылок
Берем две крышечки ложем резьбой вверх – это лыжи. Дети ставят в крышечки пальчики. Двигаемся на «лыжах» - «Мы едим на лыжах, мы мчимся с горы, мы любим забавы снежной зимы» (Упражнение проводится с родителями) .
«Дорисуй картинку с помощью пробок» - заполнить крышками нужного цвета отверстия на картинке.
Дидактическое пособие «Цветочная поляна» - сначала воспитатель показывает, как отвернуть пробки и предлагает детям повторить за ним, затем дети методом проб пытаются подобрать пробку нужного размера; воспитатель помогает.
«Логические цепочки» - воспитатель предлагает детям рассмотреть карточки с заданием, а затем продолжить ряд, расставляя цветные крышечки в свободные клеточки.
«Украсим салфеточку» - воспитатель показывает детям украшенные салфеточки и предлагает помочь украсить салфеточки для кукол по предложенным образцам.
• Игры – шнуровки
Можно использовать как фабричного производства, так и выполненного своими руками. (Многообразие шнуровок представлено на выставке).
Такие игры развивают пространственную ориентировку, внимание, формируют навыки шнуровки, способствуют точности глазомера, последовательности действий.
• Игры с сыпучими материалами
Игры с крупами (дети очень любят играть руками в сухом пальчиковом бассейне из гречки, гороха, фасоли) .
Самомассаж в «сухом бассейне» можно сопровождать стихотворным текстом:
Месим, месим тесто,
Будет в печи место.
Будут – будут из печи
Булочки и калачи.
• Игры с пинцетом и пипеткой
Это упражнение особенно хорошо тренирует координацию пальцев руки. Оно требует предельной концентрации внимания. Работа требует большой точности в движениях.
• Игры с бусинами, макаронами (нанизывание)
Отлично развивает руку различное нанизывание. Нанизывать можно всё, что нанизывается: пуговицы, бусы, макароны.
• Игры с бусами, чётками, узелками на верёвке.
Перебирать узелки (бусины) пальцами, на каждый узелок (бусину) называть членов своей семьи или называть по порядку дни недели, месяцы и т. д. Считать количество бус (в прямом и обратном порядке). Перебирание бус развивает пальцы, успокаивает нервы. (Упражнение проводится с родителями) .
Дома я одна скучала,
Бусы мамины достала.
Бусы я перебираю,
Свои пальцы развиваю.
• Комканье платка — берем носовой платок за уголок и показываем ребенку, как целиком вобрать его в ладонь, используя пальцы только одной руки. Другая рука не помогает. Можно одновременно комкать и два платка руками.
«У меня живёт проглот –
Весь платок он скушал, вот!»
Ребенок комкает, начиная с угла, платочек так, чтобы он весь уместился в кулачке.
• «Волшебный мешочек»
В этой игре ребенок развивает зрительные внимание и память и свою способность узнавать предметы на ощупь. Один из двух одинаковых наборов мелких игрушек нужно поместить в мешочек. Игрушки из такого же набора по одной показываются ребенку. Он должен на ощупь выбрать из мешочка такую же игрушку. Через 2-3 занятия малыш должен сам узнавать игрушки на ощупь, не ожидая показа парной. (Упражнение проводится с родителями)
И, конечно же, такие традиционные формы работы по развитию мелкой моторики как :
• Рисование
• Лепка (пластилин, солёное тесто)
• Аппликация
На них мы не будем заострять наше внимание. Предлагаю посмотреть работы ваших детей.
3. Упражнение с родителями «Волшебный мешочек» Я предлагаю каждому, по кругу, выбирать предмет из мешочка, и рассказать, как он связан с его детством, соответствующий эпизод из своей жизни.
4Теоретическая часть
Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».
«Рука – это своего рода внешний мозг!» - писал Кант.
На кончиках пальцев расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребёнка в целом.
Маленький ребёнок больше всего на свете хочет бегать. Прыгать, совершать любые движения, потому что движение есть способ постижение мира. Так он учится различать тепло и холод, твёрдость и мягкость предметов, их форму, размер, тяжесть или лёгкость. О свойствах окружающих его вещей ребёнок узнаёт, сравнивая то, что видит, с ощущениями, которые получает от своих рук. Следовательно, чем точнее и чётче будут детские движения, тем глубже и осмысленнее знакомство ребёнка с миром.
Что такое моторика
Моторика, в переводе с латинского – движение. Различают – крупную моторику и мелкую моторику.
Крупная моторика – это совокупность действий для выполнения какой-либо задачи. Бег, ползание, прыжки, ходьба, наклоны и …. – все это относится к крупной моторике.
Крупная моторика это основа, вначале ребенок осваивает крупную моторику, а потом к ней постепенно добавляются навыки мелкой моторики.
Мелкая моторика – это способность манипулировать мелкими предметами и выполнять более точные действия. При мелкой моторике работают мелкие мышцы.
Застегивание пуговиц, завязывание узелков, игра на музыкальных инструментах, рисование, вырезание – это все мелкая моторика.
Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук?
Доказано, что речь ребёнка и его сенсорный опыт взаимосвязаны. Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если движение пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной. Речь совершенствуется под влиянием кинестетических импульсов от рук, точнее, от пальцев. Поэтому, если вы хотите, чтобы ребёнок хорошо говорил, развивайте его ручки!
Мелкая моторика взаимодействует не только с речью, но и с мышлением, вниманием, координацией движений и пространственным восприятием, наблюдательностью, воображением, зрительной и двигательной памятью.
Процессу совершенствования мелкой моторики необходимо уделять немалое внимание. Ведь от того, насколько ловкими и проворными к 5-6 годам станут его пальчики, зависят его успехи в обучении. Именно поэтому, актуальность мелкой моторики бесспорно не только в младшем дошкольном возрасте, но и в старшем, и дальше в начальных классах.
Следствие слабого развития общей моторики, и в частности – руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием.
5. Изготовление игрушки, воздушного шара с наполнением, для массажа ручек ребёнка, вместе с родителями.
6. Подведение итогов семинара-практикума (рефлексия)
Упражнение «Чудесная сумка (сундучок)» Воспитатель предлагает участникам семинара-практикума ответить, что они хотели бы положить в сумку и взять с собой в будущее из приобретенных знаний, умений. (Родители пишут на листочках и кладут в сумку, воспитатель зачитывает). «Удачным сегодня было…»; «Я задумалась…»; «Мне бы хотелось в следующий раз…» Передаём по кругу.