Рыжкова Ольга
Отчёт по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание детей 4–5 лет на основе литературных произведений»
▼ Скачать + Заказать документы
«От того, как прошло, детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
В. А. Сухомлинский
Детство – важнейший период в жизни любого человека. Именно в ранние детские годы у людей закладываются представления об окружающем мире, о человеческом обществе, о добре и зле, формируются духовно – ценностные ориентиры, идеалы, правила. В этот период душа ребенка наполняется осознанием, моральными качествами, закладывается фундамент характера и уникальных свойств будущей взрослой личности, приобретается начальный опыт поведения.
Публикация «Отчёт по самообразованию „Духовно-нравственное воспитание детей 4–5 лет на основе литературных произведений“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Годовые отчеты о проделанной работе
- Литературная деятельность
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание. Самообразование
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Самообразование, саморазвитие
- Средняя группа
- Темочки
Духовно-нравственное воспитание детей - это одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения. В современной педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы и ставило перед собой основную цель – воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым, верящим в возможность совершенствования мира самого себя и людей, окружающих его.
Одним из основных средств формирования нравственных качеств у дошкольников является художественная литература, поскольку она формирует нравственные чувства и оценки, нормы поведения, воспитывает эстетическое восприятие и эстетические чувства у детей дошкольного возраста.
Многочисленными исследованиями таких авторов, как М. М. Конина, Н. С. Карпинская, Л. Н. Стрелкова, А. Н. Виноградова, Р. С. Буре, подтверждается тот факт, что художественная литература - это могучее действенное средство нравственного воспитания детей, поскольку дети в связи со своими возрастными особенностями, живо, эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им произведения.
Ребёнок представляет в своём воображении любые сюжеты, плачет и смеётся, видит, слышит, обоняет и осязает прочитанное так ярко, что чувствует себя участником событий. Художественная литература активно воздействуют на чувства и разум ребенка, развивает его восприимчивость, эмоциональность.
При чтении художественной литературы в основу формирующейся личности ребенка закладываются основные понятия о нравственных нормах. Через художественные образы у ребенка постепенно начинает формироваться определенная модель мира, частью которого является он сам.
Книга учит добро понимать,
О поступках людей рассуждать,
Коль плохой, то его осудить,
Ну, а слабый - его защитить,
Дети учатся думать, мечтать,
На вопросы ответ получать.
Каждый раз что-нибудь узнают,
Окружающий мир познают.
А. Лесных
На протяжении последних двух лет в нашей группе ведётся работа по духовно-нравственному воспитанию детей посредством чтения художественных произведений.
Цель моей работы: создание условия по формированию духовно-нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) на основе литературных произведений.
А для достижения цели я определила следующие задачи:
Образовательные: формировать у детей навыки культуры общения, доброжелательного отношения друг к другу, умение жить в коллективе. Формировать у детей представления о дружбе и согласии, трудолюбии и лени, простоте и хитрости, хвастовстве и скромности, трусости и смелости, мужественности, смелости и бескорыстии.
Развивающие: развивать у дошкольников умение анализировать поступки героев литературных произведений, давать им оценку. Содействовать развитию познавательной сферы детей. Развивать навыки связной речи, выразительной речи, обогащать словарь детей. Развивать эмоциональную отзывчивость, творческие способности.
Воспитательные : воспитывать у детей уважение к близким и родным, к взрослым и сверстникам, желание заботиться и помогать, поддерживать. Воспитывать в детях нравственные качества, чувство любви к окружающему миру, бережное отношение к обитателями живой природы. Способствовать воспитанию у детей потребности совершать добрые поступки.
В своей работе с детьми я старалась использовать сферы разнообразной деятельности, охватывать их умственное, физическое и эстетическое формирование.
Среди основных средств нравственного воспитания дошкольников выделяют: сказку, игру, труд, творческую деятельность, общение со сверстниками и взрослыми. Поэтому я постаралась включить в свою работу все вышеперечисленные средства
Свою работу я начала с подбора литературных произведений, которые были предложены ФОП в соответствии с возрастом детей : «Кем быть» В. Маяковский; «Дядя Стёпа», «Дядя Стёпа - милиционер» С. В. Михалков; «Палочка - выручалочка», Мышонок и карандаш» В. Г. Сутеев; русские народные сказки: «Лисичка-сестричка и серый волк», «Лиса и козёл, «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Жихарка» (обраб. И. Карнауховой, «Заяц – хваста» и другие; украинская народная сказки «Колосок» (обр. С. Могилевской); венгерская сказка «Два жадных медвежонка» (обраб. А. Красновой и В. Важдаева); рассказ «Ласточка» К. Д. Ушинский; литературная сказка «Воробьишко» М. Горький; рассказ «Он живой и светится» В. Ю. Драгунский; рассказ «Ребята и утята» М. М. Пришвин и мн. др…
На начало года мной был разработан перспективный план, согласно которому в течение года было организовано чтение литературных произведений с рассматриванием иллюстраций и обсуждением поступков героев. Например, анализируя содержание русской народная сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» дети пришли к выводу о том, что нужно слушать старших, иначе может случиться беда, а забота и любовь близких может помочь даже в самых сложных ситуациях. Сказка Владимира Григорьевича Сутеева "Палочка - выручалочка" о том, как простая и неприметная на первый взгляд палочка смогла помочь в беде, стала самой настоящей палочкой - выручалочкой. В сказке есть такие умные строки: "Важна не палка, а умная голова и доброе сердце". Это говорит о том, что кто имеет умную голову и доброе сердце у того в руках даже неприметная палка становится волшебной. А поучительная венгерская народная сказка «Два жадных медвежонка» учит быть щедрым, всегда делиться со своими друзьями и родными и не верить каждому встречному.
В феврале в нашей группе прошёл открытый показ по произведению С. В. Михалкова «Дядя Стёпа». Очень высокий человек по прозвищу Каланча, добрый и отзывчивый, настоящий герой своей страны очень полюбился детям, стал примером для подражания. Ребята познакомились с понятием «герой» и пришли к выводу о том, что героем может стать каждый, если будет помогать тем, кто в этом нуждается!
Также в свою работу по формированию нравственных качеств у детей 4-5 лет я включила обсуждение смысла пословиц и поговорок. В их краткой форме отражается жизненный опыт народа, мудрость, способная раскрыть сущность многих вещей. Пословицы имеют большое воспитательное значение благодаря эмоциональности и доступности. Они знакомят детей с морально-этическими нормами, формируют навыки поведения, в доступной форме учат быть трудолюбивыми, честными, добрыми, смелыми, воспитывают любовь к родине. Пословицы способствуют развитию речи, помогают овладеть богатством родного языка. Например, анализируя украинскую народную сказку «Колосок», для размышления детям была предложена пословица «Как потопаешь, так и полопаешь» (как поработаешь, такой и результат получишь). При чтении русской народной сказки «Лиса и козёл» детям было предложено подумать о смысле пословицы «Прежде чем войти, подумай, как выйдешь» (прежде чем что-либо делать, надо подумать) и др…
В течение года с детьми проводились беседы, направленные на раскрытие смысла различных нравственных качеств личности: «Что такое доброта?», «Хорошо ли быть жадным?», «Как мы можем порадовать своих близких», «Птицы – наши друзья» и т. д.
Также одним из эффективных средств формирования нравственных качеств в дошкольном возрасте является игра.
Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. В игре ребё нок выстраивает модель мира: то, каким он его и как воспринимает. Для ребёнка мир – это его ближайшее окружение: семья, друзья по площадке, одногруппники и воспитатель. Ребёнок впитывает образы жизни, стремится подражать действиям взрослых. В игровой деятельности развиваются психические и мыслительные способности. Нравственные нормы активно усваиваются детьми именно в игровой деятельности. Наиболее актуальным для дошкольников являются сюжетно – ролевые, дидактические и подвижные игры.
Поэтому в своей работе я использовала следующие игры:
-Дидактические игры: «Кому что нужно для работы» (к стихотворению В. Маяковского «Кем быть?», муз. /дидактическая игра «Угадай, что звучит?» (к сказке бр. Гримм «Бременские музыканты», строительная игра «Построим дом для зверей» (к русской народной сказке «Зимовье, «Разложи по мискам (горох и фасоль)» (к русской народной сказке «Петушок и бобовое зёрнышко», «Расскажи сказку по картинке» (к русской народной сказке «Лисичка со скалочкой») и другие.
-Подвижные игры: «Волк и поросята» (к английской сказке «Три поросёнка», «Воробушки и кот» (к литературной сказке «Воробьишко» м. Горького, «Хитрая лиса» (к русской народной сказке «Лисичка – сестричка и волк») и другие.
-Сюжетно – ролевые игры: «Полиция» (к стихотворению С. В. Михалкова «Дядя Стёпа милиционер»).
Трудовое воспитание в дошкольном возрасте тесно связано с нравственным воспитанием : в труде и с помощью труда воспитываются личностные качества и положительные взаимоотношения между детьми. Труд дает реальный результат. Под результатом труда дошкольников следует понимать не только материальное воплощение, но и моральное содержание: ребенок видит, что его действия кому-то приятны, вызывают благодарность, доброжелательное отношение. Такое эмоциональное подкрепление результата труда составляет его главную педагогическую ценность.
Поэтому в свою работу я включила и трудовую деятельность.
Например, прочитав сказку К. Чуковского «Федорино горе» мы с детьми пришли к выводу о том, что очень важно в доме, в группе поддерживать чистоту, и дело не в том, что грязная посуда может убежать, а в том, что в чистоте и самим жить гораздо приятнее. Поэтому мы с детьми решили навести порядок и помыть всю детскую посудку. Ребята с удовольствием принимали участие в данной деятельности, а затем любовались результатами совместного труда. Прочитав сказку В. Г. Сутеева «Мышонок и карандаш», мною было предложено проверить, все ли карандаши в нашем центре художественного творчества подточены. Ребята активно включились в процесс, и вскоре наши карандаши стали, как новые, и ими снова можно было рисовать. Отличный результат труда, который достигнут общими усилиями!
Продуктивная деятельность также тесно связана с решением задач нравственного воспитания. Эта связь осуществляется через содержание детских работ, закрепляющих определенное отношение к окружающей действительности, умение выслушать и выполнить задание, доводить начатую работу до конца.
Художественная деятельность детей формирует способность выражать своё отношение к окружающему миру, сверстникам, семье и т. д.
Например, рассказ В. Ю. Драгунского учит нас любить природу. Мы часто ценим вещи, которые нам не нужны и не замечаем действительно важного. Самым ценным может быть только живое. Герой этого рассказа – Дениска очень добрый и щедрый мальчик, он умеет удивляться чудесам окружающего мира. Дениска сделал очень правильный выбор. Он обменял самосвал на светлячка. Самосвал был хорошей игрушкой, но светлячок - живой.
Воодушевившись этим рассказом, ребята выразили своё отношение к природе через рисунки. Мы нарисовали светлячков, чтобы в нашем мире стало больше добра и света.
Прочитав татарскую сказку «Три дочери» дети поняли, как важно любить, ценить и помогать своим родителям. Ведь самый дорогой и близкий человек для каждого из нас – это мама. Она никогда не бросит в беде и всегда готова прийти на помощь своему ребёнку.
В течение беседы с детьми о мамах, мы выяснили, что все они разные, но очень добрые и любящие. Поэтому свою любовь мы отразили в рисунках на тему «Мамочка любимая моя».
Ещё одним важным условием воспитания духовно-нравственных качеств у дошкольников 4-5 лет является создание среды.
Поэтому в нашей группе создан центр «Хочу всё знать». Здесь находятся сказки, рассказы русских и зарубежных писателей, иллюстрации и альбомы для рассматривания знакомых сказок и рассказов, портреты авторов художественных произведений. Также в группе создан «Уголок ряженья», в котором имеются атрибуты и костюмы для сюжетно-ролевых игр и театральный уголок с различными видами театра: настольный, теневой, пальчиковый, театр «Би-Ба-Бо»; фетровые персонажи для фланелеграфа; маски и другие атрибуты для самостоятельной игровой деятельности детей.
В результате проделанной работы к концу года дети научились сравнивать, анализировать поступки героев, давать им оценку, отличать хорошие поступки от плохих, стали более доброжелательны по отношению друг к другу и взрослым, более ответственны к труду и трудовым поручениям, у детей появилось желание беречь природу, заботиться о братьях наших меньших (мы всю зиму подкармливали птиц, причём корм приносили дети из дома).
Завершая, я могу сказать следующее, нравственное воспитание – непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения. Понимая, что нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности, что оно оказывает огромное влияние на умственное развитие, на трудовую подготовку, на физическое развитие и на воспитание эстетических чувств и интересов, я буду и в дальнейшем продолжать работать над проблемой нравственного воспитания своих дошкольников, добиваясь нужных результатов.