Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в творческой студии ДОУ

Мария Щучкина
Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в творческой студии ДОУ

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в творческой студии ДОУ

В наше сложное время каждый человек пытается сохранить мир и покой в своём доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего мира. Однако нередко происходит так, что материальные ценности преобладают над духовными, в связи с этим у детей деформируются представления о таких понятиях, как добро, милосердие, великодушие и справедливость. Именно поэтому проблема духовно - нравственного воспитания подрастающего поколения - очень важная и актуальная.

Дошкольный возраст - период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина. В детстве сравнительно легко происходит усвоение нравственных и социальных норм. Обратиться к душе ребёнка должны мы - педагоги.

Акцентируя внимание на более глубоком изучении вопроса о духовно - нравственном воспитании, в нашем детском саду была открыта творческая студия " Росток", участниками которой стали все желающие дети старшей группы и их родители.

Руководители студии: Щучкина Мария Леонидовна - воспитатель старшей группы, автор и составитель всех текстов сказок; Амеличкина Елена Евгеньевна - музыкальный руководитель, режиссёр - постановщик драматизаций сказок; Овсова Ирина Фёдоровна - автор и организатор мастер - классов.

Наша задача - заложить основу нравственной культуры ребёнка, воспитать в нём такие нравственные качества, которые помогут ему в жизни не только отличить доброе от злого, но и противостоять ему.

Работа творческой студии направлена на партнёрское взаимодействие с семьёй в целях осуществления духовно - нравственного развития личности ребёнка.

Мы остановили своё внимание на наиболее значимых принципах духовно - нравственного воспитания и развития детей: принцип развивающего образования, принцип интеграции, принцип личностно-ориентированного подхода, принцип культуросообразности.

В основу работы студии положено блочно - тематическое построение, которое представлено в различных видах деятельности. А именно, в социально - коммуникативной, музыкально - творческой и художественной. В связи с этим перспективное планирование разработано на основе определённых тем,

Каждой из которых отводится 3-4 занятия, где организуются различные виды деятельности детей.

Последовательность реализации работы по каждой теме включает в себя несколько этапов, на которых педагоги используют комплекс словесных, наглядных и практических методов и форм работы с детьми.

Работу по первому направлению - " Социально - коммуникативный блок" ведёт воспитатель. Сформулировав основные задачи, выстроили алгоритм, который позволяет познакомить детей с духовно - нравственными и социокультурными категориями, развивать связную логическую речь, расширять словарный запас, строить диалоги, соединять интеллектуальное и духовно - нравственное начало в процессе обучения и воспитания дошкольников.

Наблюдая за воспитанниками в различных формах организации образовательного процесса, и при взаимодействии с родителями, отметили, что дети не всегда умеют вести себя в различных ситуациях, проявляют эгоизм, агрессивность, обидчивость. Приняли решение направить работу на создание атмосферы, которая располагала бы детей к позитивному общению, к активному взаимодействию. В качестве основы взяли авторские сказки, морально -этического типа. Каждая сказка была разработана для конкретной нравственной ситуации, имела ярко выраженную этическую направленность.

С помощью авторских сказок постарались передать воспитанникам моральные нормы, традиции и обычаи, свой жизненный опыт и отношение к миру.

Это притчи " Волшебные очки", " Ода красоте души", сказки " Слон, который мечтал летать", " Волк и семеро козлят на новый лад" и "Рождественская притча о ёлочных игрушках". Обсуждали содержание, "преломляли" его к жизненным ситуациям и ситуациям в группе, выявляли мораль и подбирали пословицы. Так основная мысль сказки " Волк и семеро козлят на новый лад"следующая : " Советы мам почаще надо выполнять, любить родных и радовать!"

В процессе работы над текстом сказок и притч использовали приёмы эмпатии. Например ребёнок, изображающий бельчонка из притчи " Волшебные очки" становился хитреньким, загадочным или ребёнок, играющий Павлина из "Оды красоте души" превращался в скромную, застенчивую птицу.

Упор делали на воображение детей, их личный опыт. Использовали игры "Волшебный платок", "Маска, я тебя знаю", " Волшебная палочка".

Наибольшее оживление и интерес вызывала работа по придумыванию и изменению концовки и начала притч. Фантазии детей, имеющие позитивное направление развития, позволяли создавать новые ситуации.

Всё это способствовало лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности ребёнка.

Придумывали название притчи,которое начиналось одним из следующих способов:

" Как кто - то учился чему- то. " или " История, подслушанная. " Так появились названия сказок " Слон, который мечтал летать" или "Рождественская притча о ёлочных игрушках".

В своей работе старались использовать как стандартные, так и нестандартные методы и приёмы обучения: работа в парах и микрогруппах, ресурсный круг, целевые прогулки и экскурсии, чтение художественной литературы, просмотр притч презентаций, работа над артикуляцией, сценической речью. Остановлюсь подробнее на некоторых из них.

Ресурсный круг - форма интерактивного обучения раскрывающая широкие возможности для решения задач социально - личностного развития дошкольников.Например: ресурсный круг " Ласковое имя", " Колыбельная для мамы" и др.

Просмотр притч - презентаций - способ наглядного представления информации, а точнее малого поучительного рассказа в форме иносказания с моральным или духовным поучением, с использованием аудиовизуальных средств. При использовании презентаций развивается внимание, зрительная память, мышление и воображение, расширяется кругозор, увеличивается словарный запас.

Уроки актёрского мастерства от родителей через игровые приёмы "Зеркало", " Покажи как. "," Оживи предмет", " Инсценировка пословиц".

В музыкальных сказках духовно - нравственное содержание усиливается музыкальным сопровождением, эмоционально - чувственным воздействием. В связи с этим работу студии продолжает "музыкальный" блок, который включает в себя занятия по слушанию музыки.

Был разработан цикл музыкальных занятий, на которых дети знакомились с произведениями народной, классической (П. Чайковский, М. Мусоргский, Э. Григ, Л. Бетховен и др., современной (Г. Свиридов, Д. Шостакович и др.) , музыкой различной тематики и характера, большая часть которых представляет национальную культуру России.

На этих занятиях использовали различные виды музицирования. Если дети слушали песню, доступную по содержанию и исполнению, то им предлагалось спеть её. Если дети слушали музыку яркую в ритмическом отношении, им предлагается сделать оркестровку. Музыкальный образ развёрнутого, эмоционально насыщенного произведения воспроизводили в творческом музыкальном движении. Так, дети с большим удовольствием воспроизводили «Танец птиц» из музыкальной сказки «Снегурочка» П. Чайковского, «Лиможский рынок» из сюиты «Картинки с выставки» М. Мусоргского, в оркестре – «Марш», «Танец-скакалка» Д. Шостаковича.

Самые яркие музыкальные произведения были включены в сценарии музыкальных сказок.

Большими помощниками в нашей работе являлись родители воспитанников. Их участие очень важно для нас в качестве актёров, художников-декораторов, костюмеров, активных участников мастер-классов. Следует отметить, что подобная организация совместной творческой деятельности способствовала не только самореализации и взаимообогащению детей, но и взрослых, а также явилась одним из результативных средств сближения взрослых и детей.

Третий блок студии - творческий. Он представлен оригинальным методом обучения и совершенствования практического мастерства - мастер- классом.

Тематика каждого мастер - класса подбиралась, исходя из содержания и названия сказок и притч, их морали, направления работы студии. Итог каждого такого мероприятия - творческий продукт, выполненный детьми и родителями из бросового и подручного материала.

Вашему вниманию поэтапно представлен мастер - класс " Букет сердец", посвящённый Дню матери. Дети и родители оформили удивительно нежную и оригинальную работу из сердечек разного размера, собранных в букет. Каждое сердечко украшалось подручными материалами, блёстками, наклейками. Использовались приёмы обрывной и накладной аппликации.

Ко Дню пожилого человека провели мастер - класс " Рамочка для фотографий".

Используя приёмы модульной аппликации, самоклеющиеся стразы и обычную картонную коробку из-под пластилина, оформили нужную, яркую и очень винтажную рамку.

Результатом творческого вечера, посвященного Дню добра и тепла, стала поделка, название которой придумали сами участники мастер - класса.

Это " Птица красоты и счастья".

В Рождественские праздники изготовили открытку ручной работы с ангелом, являющегося одним из символов Рождества.

На последнем мастер - классе, посвященном дружбе, "испекли" двухъярусный торт. Результат- бумажный шедевр кулинарии.

На всех мастер - классах царила атмосфера творчества и непринуждённости. Именно здесь у детей и их родителей проявились такие качества личности как любознательность, эмоциональная отзывчивость, активность, коммуникативность, целеустремлённость, желание к творческому самовыражению.

Все проведённые мероприятия позволили продемонстрировать родителям творческие возможности детей. Их успехи, достижения, степень включённости в совместное дело, показать работу с детьми и уровень взаимопонимания между всеми участниками образовательного процесса.

В рамках работы студии многократно организовывали выставки семейного творчества, экскурсии в библиотеку, музей народной игрушки, посещали Саровский драматический театр, ЦРР " Умничка", участвовали в благотворительных акциях

" Подарок другу", «С мира по листочку», городских конкурсах по духовно – нравственному воспитанию «Мамочка, мой ангел», «Письмо батюшке Серафиму», «Пасхальный колокольчик», «Серафимовские чтения»; стали победителями в конкурсе " Родители года - 2016".

В условиях распространения педагогического опыта по духовно-

нравственному воспитанию педагоги оформили публикации в электронном педагогическом журнале «Педмир», опубликовали материал на международном образовательном портале МААМ, приняли участие во всероссийском конкурсе публикаций «Золотой пост» и во всероссийском ежемесячном конкурсе «Лучший сценарий праздника» и заняли 1 место по трём сценариям, а также получили диплом за лучший сценарий духовно-нравственной направленности в православных традициях в областном конкурсе «Лествица: ступеньки к красоте души».

Таким образом, считаем, что были созданы все необходимые условия для приобщения детей к духовно – нравственным ценностям, сформирована готовность следовать им, все формы организации работы творческой студии «Росток» взаимодополняли друг друга, обогащая процесс духовно-нравственного становления личности ребёнка.

Спасибо за внимание!

Авторы : Щучкина М. Л. Овсова И. Ф. Амеличкина Е. Е.

Прикреплённые файлы:

konferencija-2017_tir0e.pptx | 13369,86 Кб
 
Публикации по теме:

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами музыкального искусства ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА Музыкальный руководитель Рожкова Яна Юрьевна.

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в условиях ДОУ Проблема духовно-нравственного воспитания дошкольников за последние десятилетия претерпела ряд качественных и количественных изменений.

Консультация для родителей «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» На сегодняшний день духовно нравственное воспитание детей дошкольного возраста просто необходимо. Без данного воспитания, ребенок потеряют.

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста через экологию Духовно-нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей моральным ценностям человечества и конкретного общества. Как.

Консультация «Духовно — нравственное воспитание детей старшего возраста» Духовно - нравственное воспитание детей старшего возраста. Каждый ребенок с самого раннего возраста сердцем прекрасно отличает красоту от.

Конспект занятия «Ветер и солнце» (духовно — нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста) Цель: на примере притчи подвести детей к пониманию, что любовью, лаской и добротой можно сделать гораздо больше, чем гневом, силой и грубостью.

Консультация для педагогов «Современная действительность и духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно.

Педагогический проект «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста. Традиции русского народа» Тема: «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста. Традиции русского народа» Срок реализации проекта– 1 год.

Презентация «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия с родителями» 2 слайд. Вашему вниманию я представляю работу на тему «Духовно – нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия.

Проект «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через взаимодействие ДОУ с музеем» Педагогический проект на тему: «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через взаимодействие ДОУ с музеем» Автор.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Безопасность детей
Автор публикации:
Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в творческой студии ДОУ
Опубликовано: 14 апреля 2018 в 22:43
+179Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 52.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 января. День детских изобретений

Очередной тематический день посвящен маленьким гениям, чьи изобретения мы применяем в повседневной жизни. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы увлечь ребенка изобретательством и вдохновить на...

17 января. День зимней одежды на МААМ

В период наступающих крещенских морозов особенно важно тепло одеваться и приучать к этому детей. На занятиях очередного тематического дня говорим с ребятами о том, во что одеваться, чтобы не простыть на...

Фотоотчет о совместном творчестве детей и родителей «Новогодняя ёлочка»
Новогодний год – это самый долгожданный, чудесный и любимый праздник для детей и взрослых. В нашем саду каждый год проводятся выставки на новогоднюю тему....
Сценарий спортивного зимнего праздника совместно с родителями «На одной лыжне» в...
Сценарий спортивного зимнего праздника совместно с родителями «На одной лыжне» в старшей - подготовительной группе Сценарий спортивного зимнего...
Фотоотчёт реализации проекта «Зимнюю красу в сердце пронесу»
В ходе реализации нашего творческо-информационного проекта мы с детьми оформили несколько выставок, которые я перевела в видео-формат для родителей, чем...