Марина Янбухтина
Семинар-практикум для родителей «Ах ты, русская игрушка!»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: приобщение к русской народной культуре детей и их родителей, знакомство с техникой изготовления «куклы-самокрутки», развитие творчества родителей, зарядить положительными эмоциями.
Подготовительная работа: Создание видеоролика с материалами бесед с детьми.
Материал и инструменты: крестовина (из двух палочек, перетянутых крест-накрест, нитки, пластилин или вата, четыре лоскута ткани: для рубахи (10*10 см, для юбки (20*15 см, для фартука (5*12 см, для косынки (ширина – 20 см).
Публикация «Семинар-практикум для родителей „Ах ты, русская игрушка!“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2016
Ход работы.
Ведущий приглашает родителей поделиться своими «секретами успешного взаимодействия с ребенком» : предлагается выпустить экспресс-газету по заданной теме, записывая свои мысли в форме тезисов в течение всего практикума на месте ватмана.
1. Сообщение темы.
Ведущий обращает внимание участников практикума на то, что каждого человека ежедневно окружает множество вещей. Они так органично и прочно входят в жизнь, что никто почти не задумывается над их происхождением. Между тем истории знакомых предметов бывают весьма любопытными. Возьмём, к примеру, куклу.
2. Разминка.
Цель: Включение в работу, создание доброжелательного настроя.
Участники и ведущий сидят за столами, поставленными буквой П. Ведущий предлагает каждому представиться и придумать старинное имя кукле, затем передать куклу следующему участнику.
3. Из истории куклы.
А сейчас послушайте, пожалуйста, стихотворение А. Барто «Кукла» :
Мальчик: Смастерил я грузовик
Для сестры Катюши.
Подняла Катюша крик…
Девочка: Разве это грузовик?
Три пустых катушки.
Мальчик: Смастерил я ей коня,
Пусть берёт, не жалко!
Катя смотрит на меня,
Не желает брать коня.
Девочка: Это просто палка!
Мальчик: Я свернул два лоскута
Девочка: Ах!
Мальчик: Сказала Катя…
Девочка: Ах, какая красота:
Кукла в пёстром платье!
Ведущий: Кто догадался, о чём мы сегодня будем говорить? (о кукле). Об игрушках, о кукле. Как вы думаете, игрушки – пустяк или важная вещь?
Конечно – это важная вещь, ведь они помогают изучать мир. Бывают игрушки, которые можно назвать произведениями искусства, создают их мастера – художники. А бывают очень простые, самодельные игрушки, которые предназначались только для детских игр. Первую народную игрушку сделал ещё древний человек, когда слепил себе горшок для еды, а из оставшейся глины сделал дочке куклу, чтоб не плакала. На Руси в крестьянских семьях игра в куклы была не просто забавой: крестьяне верили, что чем больше ребёнок играет с куклой, тем больше будет достаток в семье и благополучнее жизнь. А если с игрушкой обращаться плохо, небрежно – неприятностей не миновать.
Куклы были и остаются прекрасным подарком. Раньше их дарили в знак любви и дружбы.
С годами меняются материалы, из которых изготавливается наша любимая игрушка, совершенствуется дизайн, но неизменным остается то, что помогает играть в куклы, веселить, говорить, дружить. В какой степени в наши дни используется воспитывающий и развивающий потенциал игр с куклами? Об этом мы и решили поговорить с нашими детьми, задав им вопросы: «Расскажи о своих игрушках», «Какая у тебя любимая игрушка?», «Есть ли среди твоих игрушек кукла?», «Расскажи, какая у тебя кукла?», «В какие игры ты играешь с куклой?», «С кем?», «В какие игры вы играете в детском саду?», «Есть ли у вас в группе куклы?».
4. Демонстрация видеоролика. Обсуждение.
5. Практическая часть «Изготовление куклы».
Ведущий: Куклы для крестьянских детей были очень простыми, делались они в основном из тряпок. В пословице говорится: «Не трудное дело, да не каждому даётся». Давайте и мы сейчас попробуем сделать куклу.
6. Игровые упражнения с куклой в работе по развитию речи.
а) «Назови массово»
Цель: содействовать произнесению уменьшительно-ласкательной формы слова.
Описание: Взрослый называет слово, например кукла, просит ребёнка назвать слово ласково. Ребёнок произносит слово «ку-у-колка». Затем взрослый называет другие слова: глаза, уши, губы, руки, ноги, голова, добрая, красивая, послушная, славная и т. д.
б) «Знатоки»
Цель: Расширять словарный запас. Взрослый предлагает ребёнку без остановок назвать три предмета к обобщающему понятию, например: «Я знаю три имени девочки на букву «Д», «Н», «В» и т. д. (буквы задаёт взрослый).
в) «Скажи наоборот»
Цель: Учить подбирать слова, противоположные по смыслу (антонимы). Кукла весёлая – кукла грустная
большая – маленькая
добрая – злая
красивая – уродливая
поющая – молчащая
бледная – загорелая, румяная, розовощёкая
черноволосая – белокурая
«Кто больше знает слов»
Цель: закреплять навыки звукового анализа. (на две команды)
Взрослый и ребёнок выбирает, с каким звуком они будут сегодня «Дружить». Затем участники по очереди называют слова. Кто правильно подберёт слово последним, тот и побеждает.
«З» «Г»
капризная голубоглазая
озорная глазастая
злая грустная
любознательная гневная
изворотливая огрубевшая
«Мини – рассказы» (проводится со всеми)
Цель: Совершенствовать навыки изменения словосочетаний, показать один из приёмов составления рассказа с помощью вопросов.
Передавая куклу друг другу, участники игры отвечают на вопрос, используя заданное словосочетание, например, красивая кукла.
У меня не было (чего) красивой куклы. Однажды в магазине я увидела (что) красивую куклу. Я подошла к (чему) И попросила маму купить (что) Я так мечтала (о чём) Я шла по улице (с чем) и радовалась (чему) Теперь у меня есть (что)
6. Обычно в игре дети моделируют действительность. А игры с куклами отражают общечеловеческие ценности, идеалы семейной жизни. Часто мы видим девочек в роли мам, качающих, укладывающих спать своих «дочек», а значит и поющих «Колыбельную». Вика Измайлова пела, значит мама поёт. А вы как думаете, нужны ли ребёнку колыбельные песни?
Предлагаю памятку.
А в качестве презента – Диски с «Колыбельными» (в разных стилях).
Третья пятница марта – День сна.
7. Обсуждение экспресс - газеты «Секреты успешного взаимодействия с ребёнком».
Внимание участников обращается на экспресс – газету, которая создавалась в течение всего хода практикума. Каждый имел возможность записать свои мысли по заданной теме, например:
- Реально оценивать возможности ребёнка.
- Поддерживать даже самые маленькие успехи ребёнка.
- Быть терпеливым, тактичным, последовательным в работе.
- Проявлять искренний интерес к активности ребёнка.
- Учиться внимательно слушать и слышать.
- Усложнять деятельность ребёнка тогда, когда он справится с предложенным заданием.
- Больше общаться с ребёнком, стараться, чтобы общение было качественным.
8. Обсуждение, обмен мнениями.
Что нового узнали сегодня? Какой опыт приобрели? О каких любимых игах с куклами могли бы рассказать?
9. Домашнее задание (кукла для выставки). Придумать наряд, имя.
В дальнейшем с этими куклами будем проводить театрализованные занятия. Предлагаю ярмарку, где можно «купить» понравившуюся куклу, оплатив покупку исполнением русской народной песни или частушки, рассказом пословицы или потешки. Памятки.