Приложение МААМ

Мальчики и девочки: два разных мира. Учить по-разному, любить по-разному

Светлана Валентиновна Варкентин
Мальчики и девочки: два разных мира. Учить по-разному, любить по-разному
▼ Скачать + Заказать документы

Семинар «Мальчики и девочки : два разных мира. Учить по – разному, любить по – разному».

Автор: Варкентин Светлана Валентиновна

педагог — психолог МАДОУ ЦРР д/с № 131

г. Калининград

Структура семинара

1. Пре – тест (саморефлексия);

2. Информационная часть:

Проблема полового воспитания в России;

Гендерная стратегия Российской Федерации;

Понятие полоролевого воспитания и развития детей дошкольного возраста;

Публикация «Мальчики и девочки: два разных мира, Учить по-разному, любить по-разному» размещена в разделах

Позитивная полоролевая идентичность (когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты);

Нейропедагогика;

Мальчики и девочки – почему они разные?

Загадки ассиметричного мозга;

Тест для родителей «Девочки или мальчики

Игра «Калейдоскоп» см. Е. В. Шитова. Практические семинары для педагогов.

Методика С. Бем. «Исследование мускулинности – фемининности личности»;

Практический инструментарий. Рекомендации «Особенности воспитания мальчиков и девочек».Смысловая ситуация (метафоры).

Пословицы и поговорки.

Медитация «Погружение в детство»;

После – тест (саморефлексия). Ценность приобретенного опыта.

Пре – тест, после – тест (саморефлексия); ценность приобретенного опыта.

1. Половое (полоролевое) воспитание;

2. Полоролевое развитие;

3. Позитивная полоролевая идентичность (когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты);

4. Маскулинность и фемининность;

5. Андрогиния.

Смысловая ситуация (метафоры).

Женщина сияет – весь дом сияет, женщина мрачна – весь дом погружен во мрак.

Женщины учены от природы, мужчины – от книг.

Истинная красота женщины – в кроткости ее характера, а прелесть ее- в кротости ее речей.

Любовь к женщине острее крюка, которым укрощают диких слонов, горячее пламени; она подобна стреле, вонзающейся в душу человека.

Нельзя остановить пение безумца, лепета ребенка и слов женщины.

Поистине женщина – это огонь. Лоно – его топливо. Волоски- дым. Детородные части – пламя. Введение внутрь – угли. Наслаждение – искры. На этом огне боги совершают подношение человека. Он живет сколько живет. Когда же он умирает, то несут его к погребальному огню. На этом огне боги совершают подношение человека. Из этого подношения возникает человек. Покрытый сиянием.

/ Афоризмы древнего мира /

Первоклассник и первоклассница : 2 разных мира.

Очень трудное дело – начать школьную жизнь. Привыкание к школе, к новому образу жизни, к новым требованиям называется школьной адаптацией. Кто же труднее адаптируется?Это обычно мальчишки. Девочки более контактны,легче перестраивают свое поведение, подстраиваются к школьной ситуации:быстрее усваивают важные правила,чаще непосредственно общаются с учителем. Мальчики при любом изменении

привычной жизни страдают больше.

Девочки и мальчики с рождения развиваются по-разному. До 10 – 11 лет девочки опережают по физическому и умственному развитию мальчиков и поэтому в начальной школе показывают лучшие успехи

в усвоении школьных знаний и умений. Но всем давно известно : все отличницы – девочки, но все великие ученые – мальчики. Ребенка – мальчика не надо угнетать за низкую успеваемость на начальном этапе.

Необходимо осознавать его «мальчиковые» особенности развития. И нужно рассказать ему самому об этих особенностях, чтобы он понимал существование

перспектив. В этом случае мальчик будет более спокойно реагировать на насмешки успевающих одноклассниц и стремиться взрослеть и развиваться.

Почему же девочки лучше учатся в начальной школе?

В начальной школе объем знаний (по сравнению со старшей школой) небольшой, и девочки, опираясь на механическое запоминание (по – другому – на зубрежку, запоминают тот или иной материал, получают пятерки и тут же забывают уже «ненужную» информацию. Мальчики же при запоминании применяют аналитико – синтетические способности, т. е. предварительно обрабатывают поток знаний (может сначала не очень успешно, долго хранят его в своей памяти и поэтому в ВУЗах лучше овладевают техническими специальностями.

Обычно девочки при ответе смотрят в лицо учителю и замечают малейшие оттенки мимики, подтверждающие правильность ответа или указывающие на его ошибочность, и незамедлительно корректируют свою речь или действия. Для мальчиков такое поведение менее характерно: при ответе они могут смотреть в окно или в другую сторону.

Девочки эмоционально реагируют на все оценки и на положительные, и на отрицательные. Для девочек важно, как их оценивает учительница, они хотят показать себя с хорошей стороны. То есть девочки более социально ориентированы, им нужно произвести должное впечатление. Мальчики реагируют избирательно и только на значимые для них оценки. Они редко стараются быть лучше, чем они есть на самом деле.

Игры девочек, в том числе на перемене, чаще опираются на использование ближнего зрения: они раскладывают перед собой свои игрушки и играют в маленьком ограниченном пространстве, им достаточно своей парты. Игры мальчиков чаще опираются на использование дальнего зрения – они бегают друг за другом, бросают предметы в цель и т. д. и используют при этом все окружающее пространство, как горизонтальное, так и вертикальное (могут забираться на подоконники, вскакивать на стулья). Важно помнить, что мальчикам это нужно для их полноценного психического развития. Поэтому особо не ругайте мальчишек за замечание о неудовлетворительном поведении на перемене.

Специалисты отмечают, что время, необходимое для вхождения в урок (период включаемости), у детей зависит от пола. Девочки обычно после начала занятия быстро набирают оптимальный уровень работоспособности. Мальчики раскачиваются долго, примерно к середине урока, поэтому почти половина информации будет усвоена не полностью.

У девочек обычно лучше развита связная речь. Их ответы более полные, с использованием большого количества прилагательных. Для мальчиков характерно преобладание в речи глаголов.

Навыки опрятности обычно развиты у девочек лучше, вследствие чего они оформляют свои письменные работы аккуратнее, поэтому не переусердствуйте, требуя от мальчиков тщательного выполнения задания.

Но все вышесказанное вовсе не означает,что положение мальчиков в начальной школе так безрадостно и безнадежно! У мальчиков больше вариантов индивидуальности, они нестандартно и интересно мыслят, но их внутренний мир часто скрыт от нас, т. к. они не склонны высказывать вслух свои мысли, переживания и проблемы. Мальчишки лучше выполняют поисковую деятельность, выдвигают интересные идеи, они лучше работают, если нужно решить новую задачу, но при этом аккуратность выполнения письменной работы оставляет желать лучшего. Девочки обычно аккуратно и старательно выполняют уже

известные им задания, но самостоятельность их мысли невелика.

Взрослые часто недооценивают эмоциональность и тревожность мальчиков. Мамам, воспитателям,учителям трудно понять эту сторону жизни мальчика – они –то сами принадлежат к другому миру. Вот и получается, что мама или педагог долго и эмоционально ругают мальчика и сердятся от того, что он не реагирует на их слова и не переживает вместе с ними. Нет, он не равнодушен. Просто он уже дал пик эмоциональной активности, отреагировал на первых минутах разговора, но в отличие от мамы (сестры, одноклассницы) не может долго удерживать эмоциональное напряжение, он к этому не приспособлен в силу своей мужской природы и, чтобы не сломаться, просто установил «защитный экран», и словесная информация до него не доходит. Ваши воспитательные усилия пропадут впустую. Остановитесь, ограничьте длину нотации. Обьясните ему ситуацию очень коротко и конкретно – чем же вы недовольны.

Запомните!

Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим! Мальчик и девочка – это два разных мира. Первоклассника и первоклассницу ни в коем случае нельзя учить и воспитывать одинаково. Они по – разному смотрят и видят,слушают и слышат, по – разному говорят и молчат.

Ключевые слова и выражения.

Маскулинность и Фемининность (от лат. masculinus – мужской и femininus – женский) – нормативные представления о соматических, психических, и поведенческих свойствах, характерных для мужчин и для женщин; элемент полового символизма, связанный с дифференциацией половых ролей.

Некоторые черты, приписываемые М. и Ф. являются транскультурными (например, отождествление М. с силой, агрессивностью, а Ф. с мягкостью и нежностью. Современная наука доказала условность такой категоризации, демонстрируя многообразие свойств М. И Ф., их зависимость от системы половых ролей и культурных норм, а также наличие множества индивидуальных вариаций, не совпадающих с нормативной моделью. В 19 веке М. и Ф. черты считались взаимоисключающими, а всякое отступление от «норматива» воспринималось как патология или девиация (отклонение). Новый, более совершенный тест С. Бем рассматривает М. и Ф. как независимые друг от друга параметры. Наряду с индивидами, имеющими отчетливую полоролевую дифференциацию, существуют психологически не дифференцированные (низкие показатели как по М., так и по Ф.) и андрогинные, сочетающие высокую М. с высокой Ф. индивиды.

Андрогиния (от лат. andros – мужской, gynes – женский) – понятие,введенное амер. Психологом С. Бем для обозначения людей,успешно сочетающих в себе как традиционно мужские, так и традиционно женские психологические качества. Многочисленные исследования показали, что психологические различия между мужчинами и женщинами возникают и формируются скорее вследствие особенностей семейного воспитания мальчиков и девочек, а также социального воздействия, нежели из – за биологических различий между полами. Мужские – М. и женские –Ф. качества являются независимыми характеристиками. На этом принципе основано большинство тестов, измеряющих М. и Ф. На основании этих тестов, каждый человек, может быть отнесен к одной из 4 групп:

1. к маскулинным индивидам (с выраженными традиционно мужскими качествами, такими как честолюбие, решительность);

2. к фемининным индивидам (с выраженными традиционно женскими качествами, такими, как аффективность (душевное волнение, страсть, мягкость;

3. к андрогинам, т. е. к людям, сочетающим в себе как традиционно женские, так и мужские черты;

4. к людям с неопределенной психологической половой идентичностью,т. е. к тем, кто не обладает выраженными М. либо Ф. чертами.

Это свидетельствует о том, что А. является важной психологической характеристикой человека, определяющей его способность менять свое поведение в зависимости от ситуации. А. способствует формированию устойчивости к стрессам, помогает в достижении успехов в различных сферах жизнедеятельности.

Методическая копилка.

Методика С. Бем.

«Исследование маскулинности – фемининности личности».

Инструкция: оцените наличие (или отсутствие) у себя названных ниже качеств. Можно отвечать только «Да» или «Нет».

1. Вера в себя.

2. Умение уступать.

3. Способность помочь.

4. Склонность защищатьсвои взгляд

5. Жизнерадостность.

6. Угрюмость.

7. Независимость.

8. Застенчивость.

9. Совестливость

10. Атлетичность.

11. Нежность.

12. Театральность.

13. Напористость

14. Падкость на лесть.

15. Удачливость.

16. Сильная личность.

17. Преданность.

18. Непредсказуемость.

19. Сила.

20. Женственность.

21. Надежность

22. Аналитичность.

23. Умение сочувствовать.

24. Ревнивость.

25. Способность к лидерству.

26. Забота о людях.

27. Прямота, правдивость.

28. Склонность к риску

29. Понимание других.

30. Скрытность.

31. Быстрота принятия решения.

32. Сострадание.

33. Искренность.

34. Самодостаточность

35. Способность утешить.

36. Тщеславие.

37. Властность.

38. Тихий голос.

39. Привлекательность.

40. Мужественность.

41. Теплота, сердечность.

42. Торжественность, важность.

43. Собственная позиция.

44. Мягкость.

45. Умение дружить.

46. Агрессивность.

47. Доверчивость.

48. Малорезультативность.

49. Склонность вести за собой.

50. Инфантильность (детскость).

51. Адаптивность, приспособляемость.

52. Индивидуализм.

53. Нелюбовь к ругательствам.

54. Несистематичность.

55. Дух соревнования.

56. Любовь к детям.

57. Тактичность.

58. Амбициозность, честолюбие.

59. Спокойствие.

60. Традиционность, подверженность условностям.

Ключ к тесту:

Маскулинность («да») : 1,4,7,10,13,16,19,22,25,28,31,34,37,40,

43,46,4952,55,58.

Фемининность («да») : 2,5,8,11,14,17,20,23,26,29,32,35,38,41,

44,47,50,53,56,59.

За каждое совпадение ответа с ключом начисляется один балл. Затем определяются показатели феминности (f) и маскулинности (М) в соответствии со следующими формулами :

F = (сумма баллов по фемининности) : 20.

М = (сумма баллов по маскулинности) : 20.

Основной индекс IS определяется как : IS = (F – М) : 2,322.

Если величина индекса IS заключена в пределах от – 1 до + 1, то делают заключение об андрогинности.

Если индекс IS меньше – 1, то делается заключение о маскулинности.

Если индекс IS больше + 1 – о фемининности. При этом, в случае, когда IS меньше – 2,025, говорят о ярко выраженной маскулинности.

Если IS больше + 2,025 – говорят о ярко выраженной фемининности.

Тест для родителей.

«Девочки или мальчики

Каждый родитель с помощью этого теста может проверить, насколько его представления об особенностях мальчиков или девочек верны. Родителям предлагаются только утверждения в колонке «стереотипы», «правильные ответы» им не предлагаются. На утверждения нужно ответить «да» или «нет», т. е. согласны вы с этим утверждением или придерживаетесь другого мнения. Пояснения из колонки «правильные ответы» дает родителям психолог или воспитатель после обсуждения.

Девочки более послушны, чем мальчики. (В раннем детстве девочки действительно более послушны).

Девочки лучше относятся к природе. (Пока не установлено ничего, что дало бы повод утверждать: девочки по своей природе больше склонны заботиться о больных и слабых животных, растениях разве что в возрасте 6 – 9 лет).

Мальчики лучше могут оценивать сложное положение и мыслят более логически. (Это не так. Девочки могут решать сложные задачи (проблемы) не хуже мальчиков).

Мальчики испытывают большее желание отличиться. (До 10 – 12 лет девочки развиваются быстрее и поэтому иногда стремятся выделиться, отличиться от своих сверстников. Но позднее девочки более целенаправленны, они больше, чем мальчики, думают о будущем.

Мальчики более одарены в математике. (Девочки и мальчики одарены одинаково, все зависит от того, как мы их ориентируем, хотя считается,что в математике мальчики проявляют себя лучше. Но, когда мы избавимся от предрассудка, то не заметим большой разницы).

Девочки более чувствительны к атмосфере, в которой они живут, тяжелее переносят боль и страдания. (Напротив, мальчики легче поддаются влиянию среды и поэтому сильнее переживают разлуку с родителями. Мальчики более чувствительны к боли, страданиям. Они лишь внешне делают вид, что им не больно, поскольку с самого раннего детства их учат, что мужчина не должен плакать).

Девочки умеют лучше выразить свои мысли. (До 10 – 13 лет разница незначительна, затем, в большинстве случаев, девочки в устном и письменном виде высказывают свои мысли более четко, чем мальчики).

У мальчиков лучше зрительная память, а у девочек – слуховая. (Исследования показали, что на протяжении всей жизни эта способность у мальчиков и девочек одинакова. Если и есть разница, то только индивидуальная и от пола не зависит).

Мальчики лучше ориентируются в пространстве. (До наступления половой зрелости – нет, после этого – мальчики лучше ориентируются в пространстве. С годами разница усиливается).

Мальчики агрессивнее. (Мальчики становятся агрессивными только в самом раннем возрасте, в 2 – 3 года, когда начинает формироваться их личность).

Девочки менее активны. (Не установлена разница в активности мальчиков мальчиков и девочек. Лишь в детские годы мальчики проявляют ее более очевидно и шумно (в драках, например). В то же время девочки менее шумливы, но не менее целенаправленны.

Девочки более общительны и отдают предпочтение большой компании, а не узкому кругу друзей. (Напротив, девочки предпочитают одну или не более двух подруг, а не большую компанию. Вот почему именно мальчики собираются в более крупные группы. Это положение сохраняется и тогда, когда они вырастают, поэтому мальчики более склонны к коллективным играм.)

Девочки требуют больше ласки. (До определенного возраста между мальчиками и девочками в этом нет разницы, и мальчики в определенный период требуют более ласкового обращения, например, в период младенчества, раннего детства).

Девочки легче попадают под чужое влияние. (Напротив, мальчики склонны скорее принимать «на веру» мнение компании, при их воспитании это надо непременно иметь в виду. Девочки обычно придерживаются своего мнения).

Мальчики более предприимчивы. (В этом качестве до определенного возраста у мальчиков и девочек нет разницы. Позднее более сообразительными и активными становятся девочки, а в период полового созревания они уступают в этом юношам. Быть может, сознательно)

Девочки более трусливы. (Девочки не так трусливы на самом деле, как многим кажется. В действительности они могут быть сильнее и решительнее мальчиков, легче преодолевают свой страх).

Девочки чаще страдают от комплекса неполноценности. (Не больше мальчиков. Девочки лучше «вооружены» по отношению к сложным житейским ситуациям, умеют быстро приспосабливаться. В большинстве они более самостоятельны).

Девочки реже соперничают между собой. (В этом отношении ни у кого нет преимущества. Все зависит от личности. Соперничать и «мериться силами» друг с другом могут и мальчики и девочки, но в поведении это проявляется по – разному).

Мальчикам более важно заявить о себе, продемонстрировать свои способности. (Нет. Мальчики легче подчиняются сильным личностям и компаниям сверстников, девочки же чаще стоят на своем. Они более самоуверенны).

У мальчиков больше склонности к творческой работе, в то время как девочки лучше справляются с монотонным трудом. (В этом нет разницы между мальчиками и девочками. У кого – то больше творческих способностей, у кого – то меньше, пол здесь не имеет значения, но однообразную работу, действительно, девочки делают легче.)

Публикации по теме:

Частушки для детей подготовительной группы для выпускного бала в детском саду Частушки на выпускной в детском саду 1. Начинаем петь частушки, Просим не смеяться! Не смотрите так на нас - Можем застесняться! Ух ты.

Презентация «Необычные варианты встречи Нового года в разных странах» Уважаемые коллеги! Скоро наступит Новый год. Во всех странах мира его празднуют по разному, по - особенному. Я предлагаю вам посмотреть презентацию.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мальчики и девочки: два разных мира. Учить по-разному, любить по-разному
Опубликовано: 14 мая 2013 в 19:02
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мальчики и девочки: два разных мира. Учить по-разному, любить по-разному» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Валентиновна Варкентин (УИ 59592) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД