МААМ-картинки

Семинар «Обучение дошкольников языку изобразительного искусства, умению создавать яркие образы и композиции»

Ольга Новикова
Семинар «Обучение дошкольников языку изобразительного искусства, умению создавать яркие образы и композиции»

Семинар на тему :

«Обучение дошкольников понимать язык изобразительного искусства, создавать яркие образы и композиции».

Из опыта работы.

Воспитатель: Новикова О. И.

П. Первомайский

2012г.

Публикация «Семинар „Обучение дошкольников языку изобразительного искусства, умению создавать яркие образы и композиции“» размещена в разделах

Всем родителям хочется, чтобы их ребенок хорошо рисовал. Глядя на первые «каляки–маляки» малыша, взрослые пытаются научить его рисовать и, прежде всего, дают свой образец, т. е. рисуют собачку, машинку и т. д. Взрослый ожидает, что ребенок изобразит хотя бы что-то похожее. В этом случае они часто встречают отказ: «Я так не умею». Повторение такого рода «занятий» часто приводит к полному отрицанию ребенком этого вида деятельности: «Я не умею рисовать!»

Как помочь ребенку в его стремлении изобразить на листе бумаги окружающую действительность, яркий и волнующий воображение ребенка мир?

По мнению авторов программы «Развитие», прежде всего надо учить дошкольников понимать язык изобразительного искусства. В создании того или иного художественного образа ребенок идет от эмоционального восприятия объекта, от цветового пятна, которое постепенно прорабатывается, совершенствуется, детализируется. Все это дает ребенку в дальнейшем возможность создавать сложные многофигурные композиции, передающие его эмоциональное отношение, состояние, настроение и впечатление.

Развитие способностей – необходимая база для наиболее полного проявления ребенком себя уже в дошкольном возрасте в познании, творчестве, самых разных видах деятельности. Именно на развитие способностей, умственных и художественных, направлена программа Л. А. Венгера «Развитие».

Под способностями понимают такие индивидуальные особенности личности, которые обеспечивают сравнительную легкость и высокое качество овладения той или иной деятельностью. (Определение М. Б. Теплова.)

Способности – не врожденные качества, они существуют только в процессе развития и не могут развиваться вне конкретной деятельности. Способности к любой деятельности есть у каждого человека, но в зависимости от врожденных задатков уровень их развития у всех разный. В психологии различают понятия общие и специальные способности.

Самостоятельно немногие дети могут овладеть всеми доступными им движениями и нужными формами. Воспитатель должен вести ребенка от непроизвольных движений к ограничению их, к зрительному контролю, к разнообразию форм движения, затем к осознанному использованию приобретенного опыта в рисунке, лепке.

Развитие способности правильно передавать пропорции, также связано с развитием аналитического мышления, умения не только видеть и сравнивать одну часть с другой, определяя, какая больше, но и в процессе изображения все время помнить об их пропорциональной зависимости.

Считаю, что без показа нескольких способов изображения на бумаге и в пластике ребенок не справиться с задачей, и мы это видим ежедневно на занятиях, дошкольнику нужно помочь. Ребенок непрерывно растет и развивается, его способности формируются под воздействием воспитания и обучения, именно обучения.

Первые изображения упрощены, обобщены. Это определяется слабостью аналитического восприятия ребенка, а также ограниченностью движений рук. Детям проще передать предметы, близкие по форме к геометрическим фигурам.

Предметное изображение, со среднего дошкольного возраста, начинается поэтапно. В графическом изображении и в пластике можно учиться образованию форм. Живописная композиция идет, и как обучение, и как закрепление обучение формообразованию.

В программе «Развитие» авторами сказано: «При создании предметных рисунков не надо давать конкретные указания о том, как должно выглядеть изображение и вносить какие-либо коррективы. Если ребенок идет в своей работе от пятна, от массы объекта, это следует поощрять».

Наша программа «Развитие» не предусматривает использования нетрадиционной техники рисования, но и не запрещает. Все предоставляется на творчество и знания самого педагога.

Использование в изобразительной деятельности различного рода нетрадиционное техническое изображение дает возможность дошкольнику быстро справиться с задачей, превращает работу в игровой момент, он получает быстро и увлекательно конечный результат своей деятельности, и остается довольным своей работой.

Конечно, это не исключает обычного традиционного изображения. Но, согласитесь, когда программа «Развитие» предлагает серию тем на одно и, то, же программное содержание (в пластике, в графике и в живописи) почему не воспользоваться разнообразием нетрадиционной техники изображения.

Нетрадиционные техники рисования как средство коррекции психики позволяет преодолеть чувство страха. Можно сказать, позволяет маленькому художнику, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, дают свободу, вселяют уверенность в своих силах.

Подготавливаясь к семинару, «перелопачивая» литературу, я наткнулась в журнале на статью Евгения Ивановича Чарушина «Мой метод рисования с детьми». Он занимался этим давно, а вот его выводы оказались актуальными для нас сегодня. Особенно мне интересна позиция художника-профессионала, его взгляд на обучение рисованию детей дошкольного возраста. Он анализировал рисунки своего сына. В них поражает удивительное чувство цвета, сила образа.

«Побудителями» он называет все то, что облегчает создание образа. Однажды его сын, рисуя карандашом, стал вдруг махать рукой и со вздохом сказал: «Ух, руку совсем «отрисовал», рука устала!» Надо, чтобы руки не «отрисовывались», чтобы изображать было легко, приятно и ребенку были даны возможности фантазировать, т. е. прежде всего кисть и много ярких красок. ЭТО КАК РАЗ ТО О ЧЕМ ПЫТАЛАСЬ ВАМ СКАЗАТЬ Я.

Нетрадиционные техники рисования как средство коррекции психики позволяет преодолеть чувство страха. Можно сказать, позволяет маленькому художнику, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, дают свободу, вселяют уверенность в своих силах.

А теперь вернемся к нашей программе. Дети второй младшей группы, рисуя опавшие листья, праздничный салют овладевают художественно-символическими средствами выражения эмоциональных состояний и личного мироощущения. Итог творческой работы – создание живописной композиции с предметом – сочетание изображения и среды. Например: «Бабочки на лугу», «Жук на песке», «Рыбки в аквариуме». Можно использовать в работе с детьми нетрадиционную технику «тампонирование», которая поможет детям справиться с задачей быстро и результативно. Подготавливая листы для детей, изобразите или наклейте там основу изображения : рисуете дождь – значит это тучки; рисуете клубочки – нарисуйте в углу листа котенка; рисуете птичку – изобразите ветку, на которой она сидит. Не нужно рассказывать какое значение имеет игра для детей во время рисования, но ведь и психологическое значение имеет огромное. Рисунок дошкольника сразу преобразовывается, ему хочется рисовать дальше, быстро получить конечный результат.

В своей группе делаем так: обучение предметному изображению, восприятию формы величины в графике не выставляем для обзора (на выставку, а настраиваем ребенка на то, что он учиться. Уже изображение в живописи – тщательно подготавливаем. Для фона тонируются листы, используем цветную бумагу. Для изображения готовим «тампоны», тонкие кисти; для «пропечатывания» специальный материал, в зависимости какой техникой будем пользоваться. Я не буду останавливаться подробно на нетрадиционном изображении, это хорошо освещают на курсах повышения квалификации и много материала в журналах «Дошкольное воспитание».

Использование нетрадиционной техники «томпонирование» в средней группе, где начинается работа над предметным изображением животных, очень уместно рисовать «пушистый» объект: собачка, кошка и т. д.

Более сложной изобразительной задачей является передача движения (динамика). Вначале действие предмета ребенок выражает не графически, а игрой, речью, жестами. Но создавать подлинно динамичный образ трудно, так как восприятие детей еще не развито. Им сложно увидеть и осознать деформацию внешнего вида движущегося предмета и тем более зафиксировать ее на бумаге или в пластике.

В подготовительной группе программа предлагает три цикла занятий. Первый цикл является реальная жизнь «Мой край», «Мой город». В этих темах дети изображают уже знакомые им объекты: животных, строения, деревья, транспорт. Темы предлагаются частично – оказалось, что тематику нужно подбирать самим. Мы связали их с осенью, осенним пейзажем.

Каждый цикл состоит из 12-14 занятий. Работу строили, опираясь на наброски, зарисовку, даже вводили аппликацию, конечно же, пластика, как конечный результат - живописные композиции.

Одно занятие пробуем рисовать деревья (графически).

Далее живописная композиция деревьев, но в нетрадиционной форме – печатание мятой бумагой.

Далее изображение детей в динамике (графика).

То же самое, но в живописной композиции. И т. д.

Когда сеть занятий по обучению прошла – приступаем к общей живописной композиции : «Мой город». Обязательно на большом листе.

1. Учим планировать изображение на листе бумаги формата А3. Затем делаем наброски в графике (обязательная установка не прорисовывать детали).

2. Идет зарисовка живописной композиции, используя нетрадиционную форму изображения. Например: фон, линию горизонта; листву деревьев, конечно же, использование толстых и тонких костей для изображения.

3. Уже следующим этапом будет – прорисовка деталей, детализация (что требует программа). Это можно осуществлять и тонкой кистью, и фломастерами.

Работы детей выставляются на выставку для родителей.

Следующий цикл занятий – исторические события: «Строительство города», «Былина об Илье Муромце». Нам показалось это очень сложно для наших детей, очень трудно подобрать иллюстрации, пополнить запас знаний детей на эмоциональном фоне. А вот использование русской мультипликации ближе детям и можно делать «стоп-кадр». Включили в занятия просмотр мультфильма «Алеша Попович и Тугарин-змей». На основе его выполняли все задачи исторического изучения тематики. В занятие включали и просмотр мультфильма по DVD, экскурсию в избу.

Темы для изображения :

Русская изба.

Конь богатырский.

Русский сарафан.

Иван-Царевич.

Древнее оружие.

Всадник на коне.

Дворец или терем.

Создание общей композиции в 2-3 занятия. По тому же типу, как и первый цикл.

1. Графика.

2. Живопись

3. Детализация или прорисовка.

Все занятия по созданию общей композиции проводили в изостудии, про которую, наверное, все забыли. Там удобно рисовать на листах формата А3.

Третий цикл занятий – самый интересный, направлен на фантазию детей: «Город волшебника». Мы рисовали подводное царство (очень яркие впечатления у детей от мультипликационного фильма про русалочку). Сразу делали наброски в графическом изображении без прорисовки (задача тяжелая, т. к. дети увлекаются самой деятельностью – прорисовывают глазки, туфельки, сумочки и т. д.)

Как закончить свое выступление? Да просто показать результат детской деятельности.

Публикации по теме:

Интерактивная викторина «Знатоки искусства» Знакомство детей с изобразительным искусством, его видами и жанрами, является неотъемлемой частью работы по художественно-эстетическому.

Проект для детей старшей группы «Виртуальный музей изобразительного искусства» Тема проекта: «Виртуальный музей изобразительного искусства» Цель проекта: Ознакомление детей с Великими художниками и их произведениями.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар «Обучение дошкольников языку изобразительного искусства, умению создавать яркие образы и композиции»
Опубликовано: 10 июля 2014 в 20:46
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД