Ольга Новикова
Семинар «Обучение дошкольников языку изобразительного искусства, умению создавать яркие образы и композиции»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар на тему :
«Обучение дошкольников понимать язык изобразительного искусства, создавать яркие образы и композиции».
Из опыта работы.
Воспитатель: Новикова О. И.
П. Первомайский
2012г.
Публикация «Семинар „Обучение дошкольников языку изобразительного искусства, умению создавать яркие образы и композиции“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2014
Всем родителям хочется, чтобы их ребенок хорошо рисовал. Глядя на первые «каляки–маляки» малыша, взрослые пытаются научить его рисовать и, прежде всего, дают свой образец, т. е. рисуют собачку, машинку и т. д. Взрослый ожидает, что ребенок изобразит хотя бы что-то похожее. В этом случае они часто встречают отказ: «Я так не умею». Повторение такого рода «занятий» часто приводит к полному отрицанию ребенком этого вида деятельности: «Я не умею рисовать!»
Как помочь ребенку в его стремлении изобразить на листе бумаги окружающую действительность, яркий и волнующий воображение ребенка мир?
По мнению авторов программы «Развитие», прежде всего надо учить дошкольников понимать язык изобразительного искусства. В создании того или иного художественного образа ребенок идет от эмоционального восприятия объекта, от цветового пятна, которое постепенно прорабатывается, совершенствуется, детализируется. Все это дает ребенку в дальнейшем возможность создавать сложные многофигурные композиции, передающие его эмоциональное отношение, состояние, настроение и впечатление.
Развитие способностей – необходимая база для наиболее полного проявления ребенком себя уже в дошкольном возрасте в познании, творчестве, самых разных видах деятельности. Именно на развитие способностей, умственных и художественных, направлена программа Л. А. Венгера «Развитие».
Под способностями понимают такие индивидуальные особенности личности, которые обеспечивают сравнительную легкость и высокое качество овладения той или иной деятельностью. (Определение М. Б. Теплова.)
Способности – не врожденные качества, они существуют только в процессе развития и не могут развиваться вне конкретной деятельности. Способности к любой деятельности есть у каждого человека, но в зависимости от врожденных задатков уровень их развития у всех разный. В психологии различают понятия общие и специальные способности.
Самостоятельно немногие дети могут овладеть всеми доступными им движениями и нужными формами. Воспитатель должен вести ребенка от непроизвольных движений к ограничению их, к зрительному контролю, к разнообразию форм движения, затем к осознанному использованию приобретенного опыта в рисунке, лепке.
Развитие способности правильно передавать пропорции, также связано с развитием аналитического мышления, умения не только видеть и сравнивать одну часть с другой, определяя, какая больше, но и в процессе изображения все время помнить об их пропорциональной зависимости.
Считаю, что без показа нескольких способов изображения на бумаге и в пластике ребенок не справиться с задачей, и мы это видим ежедневно на занятиях, дошкольнику нужно помочь. Ребенок непрерывно растет и развивается, его способности формируются под воздействием воспитания и обучения, именно обучения.
Первые изображения упрощены, обобщены. Это определяется слабостью аналитического восприятия ребенка, а также ограниченностью движений рук. Детям проще передать предметы, близкие по форме к геометрическим фигурам.
Предметное изображение, со среднего дошкольного возраста, начинается поэтапно. В графическом изображении и в пластике можно учиться образованию форм. Живописная композиция идет, и как обучение, и как закрепление обучение формообразованию.
В программе «Развитие» авторами сказано: «При создании предметных рисунков не надо давать конкретные указания о том, как должно выглядеть изображение и вносить какие-либо коррективы. Если ребенок идет в своей работе от пятна, от массы объекта, это следует поощрять».
Наша программа «Развитие» не предусматривает использования нетрадиционной техники рисования, но и не запрещает. Все предоставляется на творчество и знания самого педагога.
Использование в изобразительной деятельности различного рода нетрадиционное техническое изображение дает возможность дошкольнику быстро справиться с задачей, превращает работу в игровой момент, он получает быстро и увлекательно конечный результат своей деятельности, и остается довольным своей работой.
Конечно, это не исключает обычного традиционного изображения. Но, согласитесь, когда программа «Развитие» предлагает серию тем на одно и, то, же программное содержание (в пластике, в графике и в живописи) почему не воспользоваться разнообразием нетрадиционной техники изображения.
Нетрадиционные техники рисования как средство коррекции психики позволяет преодолеть чувство страха. Можно сказать, позволяет маленькому художнику, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, дают свободу, вселяют уверенность в своих силах.
Подготавливаясь к семинару, «перелопачивая» литературу, я наткнулась в журнале на статью Евгения Ивановича Чарушина «Мой метод рисования с детьми». Он занимался этим давно, а вот его выводы оказались актуальными для нас сегодня. Особенно мне интересна позиция художника-профессионала, его взгляд на обучение рисованию детей дошкольного возраста. Он анализировал рисунки своего сына. В них поражает удивительное чувство цвета, сила образа.
«Побудителями» он называет все то, что облегчает создание образа. Однажды его сын, рисуя карандашом, стал вдруг махать рукой и со вздохом сказал: «Ух, руку совсем «отрисовал», рука устала!» Надо, чтобы руки не «отрисовывались», чтобы изображать было легко, приятно и ребенку были даны возможности фантазировать, т. е. прежде всего кисть и много ярких красок. ЭТО КАК РАЗ ТО О ЧЕМ ПЫТАЛАСЬ ВАМ СКАЗАТЬ Я.
Нетрадиционные техники рисования как средство коррекции психики позволяет преодолеть чувство страха. Можно сказать, позволяет маленькому художнику, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, дают свободу, вселяют уверенность в своих силах.
А теперь вернемся к нашей программе. Дети второй младшей группы, рисуя опавшие листья, праздничный салют овладевают художественно-символическими средствами выражения эмоциональных состояний и личного мироощущения. Итог творческой работы – создание живописной композиции с предметом – сочетание изображения и среды. Например: «Бабочки на лугу», «Жук на песке», «Рыбки в аквариуме». Можно использовать в работе с детьми нетрадиционную технику «тампонирование», которая поможет детям справиться с задачей быстро и результативно. Подготавливая листы для детей, изобразите или наклейте там основу изображения : рисуете дождь – значит это тучки; рисуете клубочки – нарисуйте в углу листа котенка; рисуете птичку – изобразите ветку, на которой она сидит. Не нужно рассказывать какое значение имеет игра для детей во время рисования, но ведь и психологическое значение имеет огромное. Рисунок дошкольника сразу преобразовывается, ему хочется рисовать дальше, быстро получить конечный результат.
В своей группе делаем так: обучение предметному изображению, восприятию формы величины в графике не выставляем для обзора (на выставку, а настраиваем ребенка на то, что он учиться. Уже изображение в живописи – тщательно подготавливаем. Для фона тонируются листы, используем цветную бумагу. Для изображения готовим «тампоны», тонкие кисти; для «пропечатывания» специальный материал, в зависимости какой техникой будем пользоваться. Я не буду останавливаться подробно на нетрадиционном изображении, это хорошо освещают на курсах повышения квалификации и много материала в журналах «Дошкольное воспитание».
Использование нетрадиционной техники «томпонирование» в средней группе, где начинается работа над предметным изображением животных, очень уместно рисовать «пушистый» объект: собачка, кошка и т. д.
Более сложной изобразительной задачей является передача движения (динамика). Вначале действие предмета ребенок выражает не графически, а игрой, речью, жестами. Но создавать подлинно динамичный образ трудно, так как восприятие детей еще не развито. Им сложно увидеть и осознать деформацию внешнего вида движущегося предмета и тем более зафиксировать ее на бумаге или в пластике.
В подготовительной группе программа предлагает три цикла занятий. Первый цикл является реальная жизнь «Мой край», «Мой город». В этих темах дети изображают уже знакомые им объекты: животных, строения, деревья, транспорт. Темы предлагаются частично – оказалось, что тематику нужно подбирать самим. Мы связали их с осенью, осенним пейзажем.
Каждый цикл состоит из 12-14 занятий. Работу строили, опираясь на наброски, зарисовку, даже вводили аппликацию, конечно же, пластика, как конечный результат - живописные композиции.
Одно занятие пробуем рисовать деревья (графически).
Далее живописная композиция деревьев, но в нетрадиционной форме – печатание мятой бумагой.
Далее изображение детей в динамике (графика).
То же самое, но в живописной композиции. И т. д.
Когда сеть занятий по обучению прошла – приступаем к общей живописной композиции : «Мой город». Обязательно на большом листе.
1. Учим планировать изображение на листе бумаги формата А3. Затем делаем наброски в графике (обязательная установка не прорисовывать детали).
2. Идет зарисовка живописной композиции, используя нетрадиционную форму изображения. Например: фон, линию горизонта; листву деревьев, конечно же, использование толстых и тонких костей для изображения.
3. Уже следующим этапом будет – прорисовка деталей, детализация (что требует программа). Это можно осуществлять и тонкой кистью, и фломастерами.
Работы детей выставляются на выставку для родителей.
Следующий цикл занятий – исторические события: «Строительство города», «Былина об Илье Муромце». Нам показалось это очень сложно для наших детей, очень трудно подобрать иллюстрации, пополнить запас знаний детей на эмоциональном фоне. А вот использование русской мультипликации ближе детям и можно делать «стоп-кадр». Включили в занятия просмотр мультфильма «Алеша Попович и Тугарин-змей». На основе его выполняли все задачи исторического изучения тематики. В занятие включали и просмотр мультфильма по DVD, экскурсию в избу.
Темы для изображения :
Русская изба.
Конь богатырский.
Русский сарафан.
Иван-Царевич.
Древнее оружие.
Всадник на коне.
Дворец или терем.
Создание общей композиции в 2-3 занятия. По тому же типу, как и первый цикл.
1. Графика.
2. Живопись
3. Детализация или прорисовка.
Все занятия по созданию общей композиции проводили в изостудии, про которую, наверное, все забыли. Там удобно рисовать на листах формата А3.
Третий цикл занятий – самый интересный, направлен на фантазию детей: «Город волшебника». Мы рисовали подводное царство (очень яркие впечатления у детей от мультипликационного фильма про русалочку). Сразу делали наброски в графическом изображении без прорисовки (задача тяжелая, т. к. дети увлекаются самой деятельностью – прорисовывают глазки, туфельки, сумочки и т. д.)
Как закончить свое выступление? Да просто показать результат детской деятельности.