Получи документы

Семинар «Обучение детей рассказыванию по картине» (Занятие 1)

Татьяна Козырева
Семинар «Обучение детей рассказыванию по картине» (Занятие 1)
▼ Скачать + Заказать документы

Обучение детей рассказыванию по картине является одним из направлений работы по формированию связной речи. Картина не только расширяет и углубляет детские представления об общественных и природных явлениях, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить даже молчаливых и застенчивых.

Публикация «Семинар „Обучение детей рассказыванию по картине“ (Занятие 1)» размещена в разделах

Для методики обучения рассказыванию по картине существенное значение имеет понимание особенностей восприятия картин. А. А. Люблинская считает, что восприятию картин ребенка надо учить, постепенно подводя его к пониманию того, что на ней изображено. С. Л. Рубинштейн, Г. Г. Овсепян, изучавшие вопросы восприятия картины, считают, что характер ответов детей зависит от ее содержания, близости и доступности ее сюжета, от опыта, умения рассматривать и характера вопросов воспитателя, определяющих умственную задачу. М. М. Конина считала, что разные типы картин должны по-разному использоваться в связи с различными задачами обучения родному языку.

Предметные картины располагают к занятиям номенклатурного характера, связанным с перечислением и описанием качеств и особенностей изображения предмета.

Сюжетная картина наталкивает ребенка на рассказ, связанный с интерпретацией действия.

Рассмотрим и сопоставим характерные черты, свойственные повествованию и описанию, различающие эти рассказы. (Данное сравнение сделано таблицей в два столбика "Повествовательный рассказ" и "Описательный рассказ", но здесь ее невозможно вставить, поэтому проведите параллель между буквами самостоятельно).

Повествовательный рассказ

а) имеет сюжет и фабулу;

б) передает события в определенной временной последовательности

в) примерная структура рассказа:

начало (экспозиция) – знакомство с героями, обстановкой;

завязка – с чего начинается повествование, события, где и когда происходят события рассказа;

развитие действия – изложение последовательности событий, эпизодов…;

кульминация – момент наивысшего напряжения;

окончание – развязка, итог повествования;

г) структура плана, вытекающая из структуры рассказа:

- О ком этот рассказ?

- Когда происходит действие в рассказе?

- Где оно происходит?

- Что делают герои (что с ними происходит?

- Отношение к происходящим событиям (действиям);

д) речь менее эмоциональная, более простая, с преобладанием существительных и глаголов;

е) более легкий, как для восприятия, так и для составления, чем описательный рассказ.

Описательный рассказ

а) не имеет сюжета и фабулы;

б) отсутствие временной последовательности – отношения одновременности;

в) примерная структура рассказа:

название предмета или явления, описываемого в рассказе;

характерные признаки предмета или явления (внешние и внутренние);

назначение предмета или явления и как с ним взаимодействовать;

какую приносит пользу;

отношение к данному предмету или явлению;

г) структура плана, вытекающая из структуры рассказа:

- Кто это или что это?

- Характерные признаки предмета или явления.

- Внешний вид (форма, цвет, размер, материал).

- Назначение (где используется, какую приносит пользу).

- Отношение к описываемому;

д) речь более образная, с большим количеством признаков предметов (прилагательных) и признаков действий (наречий);

е) значительно труднее для составления, чем повествовательный.

Требования к картине

• Интересное, понятное содержание, воспитывающее положительное отношение к окружающему.

• Реалистичное изображение.

• Картина должна быть высокохудожественной.

• Доступность содержания и изображения (отсутствие множества деталей, сильного сокращения и заслонения предметов, излишней штриховки, набросочности, незаконченности рисунка).

Виды занятий по обучению детей рассказыванию по картине

• Составление описательного рассказа по предметной картине.

• Составление описательного рассказа по сюжетной картине.

• Придумывание повествовательного рассказа по сюжетной картине.

• Составление рассказа по последовательной сюжетной серии картин.

• Составление описательного рассказа по пейзажной картине и натюрморту.

• Творческое рассказывание по сюжетной картине.

Требования к рассказам детей:

• точная передача сюжета;

• самостоятельность;

• образность;

• целесообразность использования языковых средств (точное обозначение действий);

• наличие связей предложений и частей рассказа;

• выразительность; умение интонировать; акцентирование наиболее значимых слов; плавность речи;

• фонетическая четкость каждой фразы.

На этом первое занятие семинара заканчивается.

На втором занятии мы рассмотрим подробно как проводить обучение рассказыванию по картинам в разных возрастных группах.

Литература:

1. И. Л. Саво. Обучение дошкольников рассказыванию по картине как одно из направлений работы по формированию связной речи/ Дошкольная педагогика - №6, 2009. – с. 14 – 16.

2. В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. - М. : Издательство ГНОМ и Д, 2001. – с. 48.

3. В. П. Глухов. Методика формирования связной речи детей длшкольного возраста с общим речевым недоразвитием. М. : МГОПУ, 1995. – с. 126.

Публикации по теме:

Формирование первоначальных навыков связного говорения (из опыта работы) В своей работе активно использую методику в. К. Воробьёвой. Обучение рассказыванию предполагает понимание сказанного, развитие умения отвечать.

Тема по самообразованию «Развитие связной речи через обучению рассказыванию» Тема: Развитие связной речи через обучению рассказыванию. Цель: -Свободно пользоваться лексикой и грамматикой при выражении своих мыслей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар «Обучение детей рассказыванию по картине» (Занятие 1)
Опубликовано: 24 октября 2013 в 18:00
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар «Обучение детей рассказыванию по картине» (Занятие 1)» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Козырева (УИ 145216) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД