Светлана Валентиновна Варкентин
Содержание и формы работы с педагогами ДОУ по проблеме развития эмоциональной отзывчивости у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар – практикум для педагогов «Содержание и формы работы с педагогами ДОУ по проблеме развития эмоциональной отзывчивости у детей. Занятие № 2.
Автор: Варкентин Светлана Валентиновна
педагог – психолог МАДОУ ЦРР д/с № 131
г. Калининград
Структура семинара.
1. Пре –тест (саморефлексия).
2. Информационная часть :
• Возрастные особенности развития эмоций и чувств;
Публикация «Содержание и формы работы с педагогами ДОУ по проблеме развития эмоциональной отзывчивости у детей» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
• Ключевые моменты эмоционального развития ребенка дошкольного возраста;
• Влияние отношения взрослого на эмоциональное развитие ребенка – дошкольника;
• Условия эмоционального комфорта или дискомфорта дошкольников;
3. Практическая часть:
• Мини – практикум «Как формировать у ребенка социальные эмоции?» (обсуждение и продумывание проблемных ситуаций, обмен мнениями);
• Игра «Два котенка» (на снятие психомышечного напряжения, развитие эмоциональной отзывчивости);
• Психогимнастика «Добрая тучка».
4. Методическая копилка: типичные профили родительских отношений, влияющие на социальную адаптивность ребенка (Н. Ю. Синягина); родительские директивы, оценки и установки (на основе классификации Н. Л. Кряжевой).
Пре тест, после – тест (саморефлексия). Ценность приобретенного опыта (на основе изученного материала, см. семинар № 1).
Эмоциональная сфера;
Эмоциональная отзывчивость;
Собственно – эмоциональное развитие;
Опосредованно – эмоциональное развитие.
Ключевые слова и выражения.
Развитие эмоций играет важную роль в гармоничном развитии личности. С помощью выражения эмоций маленький ребенок передает своеобразие своего внутреннего мира, который словами он выразить не может. В более поздние периоды детства эмоции определяют роль взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, с помощью них определяется отношение ребенка к социальной действительности.
Развитием и значением проявлений эмоций у детей занимались многие педагоги и психологи, такие как Л. С. Выготский, А. Д. Кошелева, Я. З. Неверович, Л. П. Стрелкова и др.
Ключевыми моментами эмоционального развития ребенка младенческого возраста являются следующие:
Примитивные эмоции, вызываемые удовлетворением или неудовлетворением витальных потребностей;
Основные средства общения – выразительные эмоциональные реакции;
Способность к дифференциации эмоций у детей развивается в ходе ситуативно – личностного общения со взрослым;
Расширение источников информации способствует развитию познавательной активности, находящей выражение в переживании радости от собственных действий и чувства удивления;
Закладываются основы высших чувств - любви и симпатии к близким взрослым, в основе которых лежит подражание.
Ключевые моменты эмоционального развития детей раннего возраста :
Эмоции так же неустойчивы и изменчивы, как и в младенческом возрасте;
Эмоции являются мотивами поведения ребенка, что объясняет их импульсивность;
Более интенсивно начинают развиваться интеллектуальные, эстетические и нравственные эмоции; особое место среди высших эмоций в этот период занимают чувство гордости, симпатии, сочувствия и чувство стыда;
Особое условно – эмоциональное значение приобретает слово, которое становится посредством оценивания тех или иных качеств и поступков.
Ключевые моменты эмоционального развития ребенка дошкольного возраста:
Освоение социальных форм выражения эмоций;
Формирование эмоционального отношения к окружающим через организацию совместной деятельности;
Эмоции являются показателями общего состояния ребенка, его психического и физического самочувствия.
Вопросы для рефлексии.
1. Назовите существенные изменения, происходящие в развитии эмоций и чувств детей на каждом возрастном этапе.
2. Что, по вашему мнению, следует особо учитывать при организации деятельности детей дошкольного возраста для возникновения эмоциональных переживаний?
Мини – практикум «Как формировать у ребенка социальные эмоции».
Цель: повышение компетентности педагогов в умениях анализировать условия протекания процесса формирования социальных эмоций у детей, выделять факторы, оптимизирующие развитие эмоциональной отзывчивости у детей.
Как вы считаете, какие проявления будут наблюдаться у ребенка раннего возраста, если с ним не общаться эмоционально? Обсуждение. Примерные варианты ответов:
- у малыша будет формироваться безразличное отношение к окружающему;
- может произойти задержка в психическом развитии;
-формирование опасения, недоверия к окружающим;
- развитие различных болезней.
Какие, по вашему мнению, могут быть созданы условия, направленные на воспитание отзывчивости у детей дошкольного возраста? Обсуждение. Примерные варианты ответов:
- систематические беседы с детьми о доброте, вежливости и т. д. ;
- ситуативный разговор (разбор произошедшей ситуации);
- Дидактические игры «Хорошо – плохо», «Как поступить?», «Подбери нужную картинку» и т. д. ;
- просмотр и анализ тематического мультфильма;
- организация продуктивной деятельности, направленной на взаимодействие детского коллектива.
Все ответы фиксируются на доске, каждый обосновывается, приводятся примеры, проблемные ситуации. (обсуждение в группах).
После – тест (саморефлексия). Ценность приобретенного опыта.
Используемая и рекомендуемая литература (см. семинар № 1).
Типичные профили родительских отношений, влияющие на социальную адаптивность ребенка (Н. Ю. Синягина); родительские директивы, оценки и установки (на основе классификации Н. Л. Кряжевой) – см. А. В. Козлова, Р. П. Дешеулина. Работа ДОУ с семьей.