МААМ-картинки

Содержание и формы работы с педагогами ДОУ по проблеме развития эмоциональной отзывчивости у детей

Светлана Валентиновна Варкентин
Содержание и формы работы с педагогами ДОУ по проблеме развития эмоциональной отзывчивости у детей
▼ Скачать + Заказать документы

Семинар – практикум для педагогов «Содержание и формы работы с педагогами ДОУ по проблеме развития эмоциональной отзывчивости у детей. Занятие № 2.

Автор: Варкентин Светлана Валентиновна

педагог – психолог МАДОУ ЦРР д/с № 131

г. Калининград

Структура семинара.

1. Пре –тест (саморефлексия).

2. Информационная часть :

• Возрастные особенности развития эмоций и чувств;

Публикация «Содержание и формы работы с педагогами ДОУ по проблеме развития эмоциональной отзывчивости у детей» размещена в разделах

• Ключевые моменты эмоционального развития ребенка дошкольного возраста;

• Влияние отношения взрослого на эмоциональное развитие ребенка – дошкольника;

• Условия эмоционального комфорта или дискомфорта дошкольников;

3. Практическая часть:

• Мини – практикум «Как формировать у ребенка социальные эмоции?» (обсуждение и продумывание проблемных ситуаций, обмен мнениями);

• Игра «Два котенка» (на снятие психомышечного напряжения, развитие эмоциональной отзывчивости);

• Психогимнастика «Добрая тучка».

4. Методическая копилка: типичные профили родительских отношений, влияющие на социальную адаптивность ребенка (Н. Ю. Синягина); родительские директивы, оценки и установки (на основе классификации Н. Л. Кряжевой).

Пре тест, после – тест (саморефлексия). Ценность приобретенного опыта (на основе изученного материала, см. семинар № 1).

Эмоциональная сфера;

Эмоциональная отзывчивость;

Собственно – эмоциональное развитие;

Опосредованно – эмоциональное развитие.

Ключевые слова и выражения.

Развитие эмоций играет важную роль в гармоничном развитии личности. С помощью выражения эмоций маленький ребенок передает своеобразие своего внутреннего мира, который словами он выразить не может. В более поздние периоды детства эмоции определяют роль взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, с помощью них определяется отношение ребенка к социальной действительности.

Развитием и значением проявлений эмоций у детей занимались многие педагоги и психологи, такие как Л. С. Выготский, А. Д. Кошелева, Я. З. Неверович, Л. П. Стрелкова и др.

Ключевыми моментами эмоционального развития ребенка младенческого возраста являются следующие:

Примитивные эмоции, вызываемые удовлетворением или неудовлетворением витальных потребностей;

Основные средства общения – выразительные эмоциональные реакции;

Способность к дифференциации эмоций у детей развивается в ходе ситуативно – личностного общения со взрослым;

Расширение источников информации способствует развитию познавательной активности, находящей выражение в переживании радости от собственных действий и чувства удивления;

Закладываются основы высших чувств - любви и симпатии к близким взрослым, в основе которых лежит подражание.

Ключевые моменты эмоционального развития детей раннего возраста :

Эмоции так же неустойчивы и изменчивы, как и в младенческом возрасте;

Эмоции являются мотивами поведения ребенка, что объясняет их импульсивность;

Более интенсивно начинают развиваться интеллектуальные, эстетические и нравственные эмоции; особое место среди высших эмоций в этот период занимают чувство гордости, симпатии, сочувствия и чувство стыда;

Особое условно – эмоциональное значение приобретает слово, которое становится посредством оценивания тех или иных качеств и поступков.

Ключевые моменты эмоционального развития ребенка дошкольного возраста:

Освоение социальных форм выражения эмоций;

Формирование эмоционального отношения к окружающим через организацию совместной деятельности;

Эмоции являются показателями общего состояния ребенка, его психического и физического самочувствия.

Вопросы для рефлексии.

1. Назовите существенные изменения, происходящие в развитии эмоций и чувств детей на каждом возрастном этапе.

2. Что, по вашему мнению, следует особо учитывать при организации деятельности детей дошкольного возраста для возникновения эмоциональных переживаний?

Мини – практикум «Как формировать у ребенка социальные эмоции».

Цель: повышение компетентности педагогов в умениях анализировать условия протекания процесса формирования социальных эмоций у детей, выделять факторы, оптимизирующие развитие эмоциональной отзывчивости у детей.

Как вы считаете, какие проявления будут наблюдаться у ребенка раннего возраста, если с ним не общаться эмоционально? Обсуждение. Примерные варианты ответов:

- у малыша будет формироваться безразличное отношение к окружающему;

- может произойти задержка в психическом развитии;

-формирование опасения, недоверия к окружающим;

- развитие различных болезней.

Какие, по вашему мнению, могут быть созданы условия, направленные на воспитание отзывчивости у детей дошкольного возраста? Обсуждение. Примерные варианты ответов:

- систематические беседы с детьми о доброте, вежливости и т. д. ;

- ситуативный разговор (разбор произошедшей ситуации);

- Дидактические игры «Хорошо – плохо», «Как поступить?», «Подбери нужную картинку» и т. д. ;

- просмотр и анализ тематического мультфильма;

- организация продуктивной деятельности, направленной на взаимодействие детского коллектива.

Все ответы фиксируются на доске, каждый обосновывается, приводятся примеры, проблемные ситуации. (обсуждение в группах).

После – тест (саморефлексия). Ценность приобретенного опыта.

Используемая и рекомендуемая литература (см. семинар № 1).

Типичные профили родительских отношений, влияющие на социальную адаптивность ребенка (Н. Ю. Синягина); родительские директивы, оценки и установки (на основе классификации Н. Л. Кряжевой) – см. А. В. Козлова, Р. П. Дешеулина. Работа ДОУ с семьей.

Публикации по теме:

Анкета для воспитателей ДОУ Анкета для воспитателей ДОУ по изучению проблемы развития эмоциональной отзывчивости средствами природы у детей старшего дошкольного возраста.

Перспективный план работы с педагогами ДОУ на 2014–2015 учебный год по формированию правовой компетенции Сентябрь 1. Совместный анализ нормативных документов и правовых ресурсов: Конституция РФ; Гражданский кодекс; Семейный кодекс; ФЗ об основных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Содержание и формы работы с педагогами ДОУ по проблеме развития эмоциональной отзывчивости у детей
Опубликовано: 2 ноября 2014 в 21:02
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Содержание и формы работы с педагогами ДОУ по проблеме развития эмоциональной отзывчивости у детей» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Валентиновна Варкентин (УИ 59592) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД