Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Психическое здоровье педагога, как его укрепить»

Екатерина Савельева
Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Психическое здоровье педагога, как его укрепить»

Цель: Поддерживать желание и стремление педагогов вести здоровый образ жизни (ЗОЖ). Сформировать адекватное отношение к собственному здоровью как к одной из высших жизненных ценностей. Научить практическим методам и приемам по укреплению и сохранению физического и психического здоровья.

1. «Почему педагоги болеют

Профессию педагога можно отнести к группе риска: постоянное перенапряжение приводит соматическим заболеванием: язве желудка, гипертонии, ишемической болезни сердца, сахарному диабету.

Возникает закономерный вопрос: «Почему педагоги болеют

• Во-первых, они перегружены.

• Во-вторых, они получают недостаточно высокую заработную плату, которая не позволяет полноценно восстанавливать здоровье, приобретать качественные продукты, выезжать на отдых в санатории, на морские курорты.

• В-третьих, на нервно-психическом состоянии педагога негативно отражаются не всегда обоснованные требования родителей и критика его действий.

• В-четвертых, молодежь реже и реже приходит работать в детские сады и школы, где остаются старые кадры, в основном пенсионного возраста.

Вывод? Необходимо сформировать у педагога желание сохранять свое здоровье и заботиться о нем начиная с самого элементарного, а именно с утренней гимнастики, прогулок на свежем воздухе, здорового сна продолжительностью 7-8 часов, оптимистического взгляда на жизнь, приема лекарственных средств только по назначению, приятия себя.

Это простые и всем известные вещи, но они помогают человеку продлить активную жизнь. Каждый педагог об этом знает, но в силу разных причин (отсутствие воли, равнодушие к собственному здоровью, отвлечение на другие, менее значимые дела и т. д.) не использует.

a) Стресс: как с ним бороться?

Понятие стресс вошло в наш лексикон достаточно прочно. Стресс (от англ. Stress – напряжение, усилие, давление) – это системная реакция организма на любое биологическое, химическое, физиологическое, психологическое воздействие на организм. При благоприятных условиях это состояние трансформируется в оптимальное состояние, а при неблагоприятных условиях – в состояние нервно-эмоциональной напряженности, характеризующееся снижением работоспособности и эффективности функционирования систем и органов, истощением энергетических ресурсов.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Психическое здоровье педагога, как его укрепить»

b) Тренинг для педагогов

Цель: Сформировать адекватное отношение к собственному здоровью как к одной из высших жизненных ценностей; повысить уровень психосоматического здоровья; научить практическим методам и приемам, укрепляющим физическое и психическое здоровье; снять напряжение, утомление, помочь обрести внутреннюю стабильность, уверенность в себе, позитивное мышление.

Аутогенная тренировка

Наиболее эффективным методом обретения навыков расслабления является аутогенная тренировка, т. е. умение расслабить мышцы тела, регулировать сердечную деятельность, воздействовать на ритм дыхания и т. д. В основе этого умения лежит самовнушение. Что нужно?

Принять «позу кучера», т. е. сесть на стул расслабить скелетные мышцы, голову слегка наклонить на колени, ноги расставить. При этом следует произносить:

«Я совершенно спокоен. Сердце бьется ровно. Мысли текут плавно и медленно. Я отдыхаю. Я совершенно спокоен. Расслабься, успокойся, отдохни. Пусть голову оставят мысли. Пусть шея, грудь и руки отдохнут. Прислушайся к себе: Тепло и свет уже в тебе. Они уносят огорчения, плохое настроение. Послушай тишину! Она молчит, и отдыхать тебе велит».

«Дыхание»

Нормализация дыхания очень важна. Равномерное дыхание облегчает работу сердца, снимает состояние напряжения и гнева, отвлекает от навязчивых мыслей, нормализует эмоции.

Формулы дыхательного упражнения следует произносить, сконцентрировавшись на работе дыхательной системы:

«Мне дышится легко и свободно. Дыхание спокойное и равномерное. Воздух наполняет каждую клеточку моего тела. Я наслаждаюсь легкостью дыхания».

1. Глубокий вдох, руки медленно поднять через стороны вверх.

2. Выдох с открытым сильным звуком А-А-А.

3. Вдох, руки вверх до уровня плеч.

4. Выдох с сильным звуком О-О-О (обнять себя за плечи, опустить голову на грудь) .

5. Медленный, глубокий вдох.

6. Медленный, глубокий выдох со звуком У-У-У (руки опустить вниз).

Снятие головной боли

«Головной убор»

Профессия педагога – стрессогенная. Он вынужден сдерживать собственные эмоции, контролировать действия и поступки, так как должен являть собой пример для детей. Поэтому педагоги часто жалуются на головную боль. Предлагаемое упражнение поможет снять неприятные ощущения:

• Станьте прямо, свободно расправив плечи, откинув голову назад.

• Постарайтесь почувствовать, в какой части головы локализовано ощущение тяжести.

• Представьте себе, что на голову надет тяжелый неудобный головной убор.

• Снимите его и выразительно, эмоционально бросьте на пол.

• Потрясите головой, погладьте ее руками, резким движением «бросьте» руки вниз.

«Слова»

Многое в нашей жизни зависит от того, что мы думаем и какие слова произносим. Мысли и слова самым непосредственным образом влияют на наше здоровье. Чтобы сохранить свое психическое здоровье, человек должен научиться думать и действовать позитивно, видеть в окружающей жизни больше хорошего. Следите за тем, чтобы в вашей речи было как можно меньше отрицательной частицы НЕ. Например, замените выражение «Я не хочу быть больной» на выражение «Я хочу быть здоровой».

«Мои воспоминания»

Запишите все, что вы чувствовали, когда вам было хорошо (прогулка по лесу, чаепитие на даче, просмотр спектакля и т. п.) . Внимательно прочтите написанное, представьте эту картину в цвете. Погрузитесь в то радостное, умиротворенное состояние, еще раз переживите его, и ваши чувства вновь вернутся к вам.

«Пирамида любви»

Выполняется коллективно. Первый участник протягивает руки с раскрытыми ладонями в центр круга и произносит фразу «Я ЛЮБЛЮ…». Второй кладет свою ладонь и произносит эту же фразу. В результате появляется пирамида любви, которая помогает участникам ощутить присутствие положительных эмоций у себя и окружающих.

В мире музыки

О том, что музыка способна изменить психическое и физическое состояние человека, знали еще в Древней Греции. Отечественный физиолог И. Р. Тарханов доказал, что мелодии, доставляющие человеку радость, замедляют пульс, способствуют расширению сосудов и нормализуют давление.

Отмечено, что женщины в основном реагируют на классическую музыку. Найдите время, чтобы послушать музыку, которая вам нравится. («Лунная соната» Л. Бетховена, фортепьянные пьесы Ф. Шопена, «Маленькая ночная серенада» Вольфганга Амадея Моцарта, например, помогают от головной боли.)

«Пение»

Очень эффективно пение спокойных, длительных по звучанию песен. Утром, чтобы встать бодрым, в хорошем настроении, полезны песни ритмичные, с оптимистическим содержанием. Во время пения можно выполнять несложные движения руками, головой, туловищем.

«Ушки на макушке»

Ученые-физиологи доказали: на ушных раковинах находится много точек, связанных с внутренними органами. Воздействуя на ушные раковины, человек способен облегчить физическую боль, нормализовать функционирование внутренних органов, активизировать резервы организма для активной жизнедеятельности.

«Уши»

Указательными пальцами обеих рук одновременно тянуть уши, начиная с верхнего края и постепенно спускать вниз до мочки. Массировать сначала мочки ушей, а затем всю ушную раковину. В конце растереть уши руками.

Ароматерапия

Ароматерапия - лечение с помощью эфирных масел растений. Ее истоки лежат в глубокой древности. Известно, обоняние связано с лимбической системой головного мозга, которая дает возможность испытывать различные эмоции.

Фитотерапия.

Использование для снятия напряжения специальных чайных сборов, которые продаются в аптеках или специальных чайных магазинах. Они способствуют и тонизированию и расслаблению, смотря для чего их использовать. /Нами был использован чайный сбор - элексир долголетия (женьшень).

Водотерапия

Вода – доступное, безопасное и приятное лечебное средство. Вода имеет свойство смывать не только грязь, но и отрицательные эмоции

Все знают: снять усталость и пополнить жизненные силы можно за счет контакта с водой. Для расслабления полезно просто смотреть на воду.

Самое доступное упражнение – мытье рук от локтей к запястьям в прохладной воде. Таким образом активизируется мозговое кровообращение, снимается усталость.

В состоянии стресса, когда «голова идет кругом», хочется тишины и одиночества, нужно встать под сильную струю душа, направить его прямо на голову, чтобы ничего не слышать. Через 3 минуты стрессовое состояние исчезнет.

Смехотерапия

Смех благотворно действует на организм (десять минут смеха, например, нормализует давление, в котором происходит сложный химический процесс – выделение «гормонов счастья», т. е. эндорфинов, вызывающих у человека ощущение удовлетворения, эйфории. Но вырабатываются они только тогда, когда человек испытывает положительные эмоции. Смех является отличной зарядкой для сердечно-сосудистой системы, дыхательной деятельности.

Фототерапия

В минуты грусти, тревоги полезно смотреть на фотографии дорогих сердцу людей. В этот момент человек как бы ощущает невидимую поддержку с их стороны, приятные воспоминания успокаивают и вселяют надежду. Как правило, на фото запечатлеваются самые радостные, значимые события, и, просматривая их, человек мысленно возвращается в то состояние, когда ему было хорошо и радостно. Это хороший способ нормализовать свое состояние.

Педагогам были разданы брошюрки "Общие рекомендации сотрудникам ДОУ по сохранению здоровья".

В конце семинара для педагогов был организован просмотр презентации "Как сохранить психическое здоровье"

Прикреплённые файлы:

kak-sohranit-psihicheskoe-zdorove_sqsqr.ppt | 435 Кб | Скачан: 291
 
Публикации по теме:

Дополнительная образовательная программа «Здоровое поколение» Пояснительная записка Актуальность программы заключается в том, что важнейшая задача ДОУ – охрана и укрепление здоровья решается с помощью.

Проект «Если хочешь быть здоров» «Забота о здоровье- это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Еда, продукты питания
Автор публикации:
Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Психическое здоровье педагога, как его укрепить»
Опубликовано: 5 января 2015 в 16:32
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
14 декабря. Праздник новогодних костюмов на МААМ

Ни один детский новогодний утренник не обходится без карнавальных костюмов. Ведь каждый малыш мечтает хотя бы на несколько часов перевоплотиться в любимого сказочного героя. Родители охотно идут навстречу...

13 декабря. День зимовья зверей на МААМ

Весёлая русская народная сказка «Зимовье зверей» известна всем и каждому. Смысл её в том, что важные дела надо заранее делать, чтобы потом локти не кусать и не мёрзнуть. А также в том, что с крупными...

Консультация для воспитателей «Огород в детском саду, как одна из форм трудового...
Дошкольное детство - этап формирования личности человека, становление ценностного отношения к окружающему миру. В этот период закладывается позитивное...
Фотозарисовка «Зимние этюды». Часть 1
Фотозарисовка «Зимние этюды». Часть 1. Доброе время суток, уважаемые друзья и коллеги, заглянувшие на мою страничку! Предлагаю Вам фотозарисовку...
Конспект прогулки «Наблюдение за небом» в подготовительной группе
Цель: продолжать формировать сознание единства земли и неба как основу целостного восприятия мира, закрепить представления о зиме, обратить внимание на...