Получи документы

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Психическое здоровье педагога, как его укрепить» (10 фото)

Екатерина Савельева
Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Психическое здоровье педагога, как его укрепить»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Поддерживать желание и стремление педагогов вести здоровый образ жизни (ЗОЖ). Сформировать адекватное отношение к собственному здоровью как к одной из высших жизненных ценностей. Научить практическим методам и приемам по укреплению и сохранению физического и психического здоровья.

1. «Почему педагоги болеют

Публикация «Семинар-практикум для педагогов ДОУ „Психическое здоровье педагога, как его укрепить“» размещена в разделах

Профессию педагога можно отнести к группе риска: постоянное перенапряжение приводит соматическим заболеванием: язве желудка, гипертонии, ишемической болезни сердца, сахарному диабету.

Возникает закономерный вопрос: «Почему педагоги болеют

• Во-первых, они перегружены.

• Во-вторых, они получают недостаточно высокую заработную плату, которая не позволяет полноценно восстанавливать здоровье, приобретать качественные продукты, выезжать на отдых в санатории, на морские курорты.

• В-третьих, на нервно-психическом состоянии педагога негативно отражаются не всегда обоснованные требования родителей и критика его действий.

• В-четвертых, молодежь реже и реже приходит работать в детские сады и школы, где остаются старые кадры, в основном пенсионного возраста.

Вывод? Необходимо сформировать у педагога желание сохранять свое здоровье и заботиться о нем начиная с самого элементарного, а именно с утренней гимнастики, прогулок на свежем воздухе, здорового сна продолжительностью 7-8 часов, оптимистического взгляда на жизнь, приема лекарственных средств только по назначению, приятия себя.

Это простые и всем известные вещи, но они помогают человеку продлить активную жизнь. Каждый педагог об этом знает, но в силу разных причин (отсутствие воли, равнодушие к собственному здоровью, отвлечение на другие, менее значимые дела и т. д.) не использует.

a) Стресс: как с ним бороться?

Понятие стресс вошло в наш лексикон достаточно прочно. Стресс (от англ. Stress – напряжение, усилие, давление) – это системная реакция организма на любое биологическое, химическое, физиологическое, психологическое воздействие на организм. При благоприятных условиях это состояние трансформируется в оптимальное состояние, а при неблагоприятных условиях – в состояние нервно-эмоциональной напряженности, характеризующееся снижением работоспособности и эффективности функционирования систем и органов, истощением энергетических ресурсов.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Психическое здоровье педагога, как его укрепить»

b) Тренинг для педагогов

Цель: Сформировать адекватное отношение к собственному здоровью как к одной из высших жизненных ценностей; повысить уровень психосоматического здоровья; научить практическим методам и приемам, укрепляющим физическое и психическое здоровье; снять напряжение, утомление, помочь обрести внутреннюю стабильность, уверенность в себе, позитивное мышление.

Аутогенная тренировка

Наиболее эффективным методом обретения навыков расслабления является аутогенная тренировка, т. е. умение расслабить мышцы тела, регулировать сердечную деятельность, воздействовать на ритм дыхания и т. д. В основе этого умения лежит самовнушение. Что нужно?

Принять «позу кучера», т. е. сесть на стул расслабить скелетные мышцы, голову слегка наклонить на колени, ноги расставить. При этом следует произносить:

«Я совершенно спокоен. Сердце бьется ровно. Мысли текут плавно и медленно. Я отдыхаю. Я совершенно спокоен. Расслабься, успокойся, отдохни. Пусть голову оставят мысли. Пусть шея, грудь и руки отдохнут. Прислушайся к себе: Тепло и свет уже в тебе. Они уносят огорчения, плохое настроение. Послушай тишину! Она молчит, и отдыхать тебе велит».

«Дыхание»

Нормализация дыхания очень важна. Равномерное дыхание облегчает работу сердца, снимает состояние напряжения и гнева, отвлекает от навязчивых мыслей, нормализует эмоции.

Формулы дыхательного упражнения следует произносить, сконцентрировавшись на работе дыхательной системы:

«Мне дышится легко и свободно. Дыхание спокойное и равномерное. Воздух наполняет каждую клеточку моего тела. Я наслаждаюсь легкостью дыхания».

1. Глубокий вдох, руки медленно поднять через стороны вверх.

Фото «Психическое здоровье педагога, как его укрепить»

2. Выдох с открытым сильным звуком А-А-А.

3. Вдох, руки вверх до уровня плеч.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ - фото

4. Выдох с сильным звуком О-О-О (обнять себя за плечи, опустить голову на грудь) .

Фото №1 Цель Поддерживать желание и стремление педагогов вести здоровый образ жизни ЗОЖ

5. Медленный, глубокий вдох.

6. Медленный, глубокий выдох со звуком У-У-У (руки опустить вниз).

Фото №2 Сформировать адекватное отношение к собственному здоровью как к одной из высших жизненных ценностей

Снятие головной боли

«Головной убор»

Профессия педагога – стрессогенная. Он вынужден сдерживать собственные эмоции, контролировать действия и поступки, так как должен являть собой пример для детей. Поэтому педагоги часто жалуются на головную боль. Предлагаемое упражнение поможет снять неприятные ощущения:

• Станьте прямо, свободно расправив плечи, откинув голову назад.

• Постарайтесь почувствовать, в какой части головы локализовано ощущение тяжести.

• Представьте себе, что на голову надет тяжелый неудобный головной убор.

• Снимите его и выразительно, эмоционально бросьте на пол.

• Потрясите головой, погладьте ее руками, резким движением «бросьте» руки вниз.

«Слова»

Многое в нашей жизни зависит от того, что мы думаем и какие слова произносим. Мысли и слова самым непосредственным образом влияют на наше здоровье. Чтобы сохранить свое психическое здоровье, человек должен научиться думать и действовать позитивно, видеть в окружающей жизни больше хорошего. Следите за тем, чтобы в вашей речи было как можно меньше отрицательной частицы НЕ. Например, замените выражение «Я не хочу быть больной» на выражение «Я хочу быть здоровой».

«Мои воспоминания»

Запишите все, что вы чувствовали, когда вам было хорошо (прогулка по лесу, чаепитие на даче, просмотр спектакля и т. п.) . Внимательно прочтите написанное, представьте эту картину в цвете. Погрузитесь в то радостное, умиротворенное состояние, еще раз переживите его, и ваши чувства вновь вернутся к вам.

«Пирамида любви»

Выполняется коллективно. Первый участник протягивает руки с раскрытыми ладонями в центр круга и произносит фразу «Я ЛЮБЛЮ…». Второй кладет свою ладонь и произносит эту же фразу. В результате появляется пирамида любви, которая помогает участникам ощутить присутствие положительных эмоций у себя и окружающих.

Фото №3 Научить практическим

В мире музыки

О том, что музыка способна изменить психическое и физическое состояние человека, знали еще в Древней Греции. Отечественный физиолог И. Р. Тарханов доказал, что мелодии, доставляющие человеку радость, замедляют пульс, способствуют расширению сосудов и нормализуют давление.

Отмечено, что женщины в основном реагируют на классическую музыку. Найдите время, чтобы послушать музыку, которая вам нравится. («Лунная соната» Л. Бетховена, фортепьянные пьесы Ф. Шопена, «Маленькая ночная серенада» Вольфганга Амадея Моцарта, например, помогают от головной боли.)

«Пение»

Очень эффективно пение спокойных, длительных по звучанию песен. Утром, чтобы встать бодрым, в хорошем настроении, полезны песни ритмичные, с оптимистическим содержанием. Во время пения можно выполнять несложные движения руками, головой, туловищем.

«Ушки на макушке»

Ученые-физиологи доказали: на ушных раковинах находится много точек, связанных с внутренними органами. Воздействуя на ушные раковины, человек способен облегчить физическую боль, нормализовать функционирование внутренних органов, активизировать резервы организма для активной жизнедеятельности.

«Уши»

Указательными пальцами обеих рук одновременно тянуть уши, начиная с верхнего края и постепенно спускать вниз до мочки. Массировать сначала мочки ушей, а затем всю ушную раковину. В конце растереть уши руками.

Ароматерапия

Ароматерапия - лечение с помощью эфирных масел растений. Ее истоки лежат в глубокой древности. Известно, обоняние связано с лимбической системой головного мозга, которая дает возможность испытывать различные эмоции.

Фитотерапия.

Использование для снятия напряжения специальных чайных сборов, которые продаются в аптеках или специальных чайных магазинах. Они способствуют и тонизированию и расслаблению, смотря для чего их использовать. /Нами был использован чайный сбор - элексир долголетия (женьшень).

Фото №4 Методические материалы для педагогов и воспитателей методам и приемам по укреплению и сохранению физического и психического здоровья

Водотерапия

Вода – доступное, безопасное и приятное лечебное средство. Вода имеет свойство смывать не только грязь, но и отрицательные эмоции

Все знают: снять усталость и пополнить жизненные силы можно за счет контакта с водой. Для расслабления полезно просто смотреть на воду.

Самое доступное упражнение – мытье рук от локтей к запястьям в прохладной воде. Таким образом активизируется мозговое кровообращение, снимается усталость.

В состоянии стресса, когда «голова идет кругом», хочется тишины и одиночества, нужно встать под сильную струю душа, направить его прямо на голову, чтобы ничего не слышать. Через 3 минуты стрессовое состояние исчезнет.

Смехотерапия

Смех благотворно действует на организм (десять минут смеха, например, нормализует давление, в котором происходит сложный химический процесс – выделение «гормонов счастья», т. е. эндорфинов, вызывающих у человека ощущение удовлетворения, эйфории. Но вырабатываются они только тогда, когда человек испытывает положительные эмоции. Смех является отличной зарядкой для сердечно-сосудистой системы, дыхательной деятельности.

Фототерапия

В минуты грусти, тревоги полезно смотреть на фотографии дорогих сердцу людей. В этот момент человек как бы ощущает невидимую поддержку с их стороны, приятные воспоминания успокаивают и вселяют надежду. Как правило, на фото запечатлеваются самые радостные, значимые события, и, просматривая их, человек мысленно возвращается в то состояние, когда ему было хорошо и радостно. Это хороший способ нормализовать свое состояние.

Педагогам были разданы брошюрки "Общие рекомендации сотрудникам ДОУ по сохранению здоровья".

Фото №5 Почему педагоги болеют Публикация Семинар практикум для педагогов ДОУ Психическое здоровье педагога как его укрепить размещена в разделах ЗОЖ здоровье Фото №6 Все о здоровье для детей Методические материалы для педагогов и воспитателей Работа

В конце семинара для педагогов был организован просмотр презентации "Как сохранить психическое здоровье"

Фото №7 Возникает закономерный вопрос Почему педагоги болеют Во первых они перегружены

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Дополнительная образовательная программа «Здоровое поколение» Пояснительная записка Актуальность программы заключается в том, что важнейшая задача ДОУ – охрана и укрепление здоровья решается с помощью.

Проект «Если хочешь быть здоров» «Забота о здоровье- это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Психическое здоровье педагога, как его укрепить»
Опубликовано: 5 января 2015 в 16:32
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Психическое здоровье педагога, как его укрепить»» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Савельева (УИ 261935) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД