Семинар-практикум для педагогов групп раннего возраста «Сенсорное развитие детей раннего возраста»

Анна Смирнова
Семинар-практикум для педагогов групп раннего возраста «Сенсорное развитие детей раннего возраста»

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 102» г. Череповец

Педагоги-психологи: Смирнова А. С., Исакова Ю. А.

Цель: обогащение представлений педагогов об особенностях сенсорного развития детей раннего возраста.

Ход:

1. Проблемная ситуация «Ящик ощущений».

Мы предлагаем Вам решить проблемную ситуацию: «узнать на ощупь, что находится в «ящике ощущений» (предлагается ощупать предмет и высказать свое предположение об объекте).

Сейчас вы попали в затруднительное положение, такое бывает часто, когда встречаешься с неизвестным предметом. Так и ребенок с рождения окружает огромное количество предметов и явлений, которые обладают самыми разнообразными свойствами и качествами. Для того чтобы облегчить и ускорить процесс формирования представлений об окружающем мире, необходимо обучать ребенка основным умственным действиям и правилам восприятия. Если усвоение происходит стихийно, то оно нередко оказывается поверхностным.

Сегодня мы предлагаем пройти путь, который проходит ребенок при столкновении с неизвестным, познакомимся с содержанием и приемами, способствующими сенсорному развитию детей, играми, и в итоге узнаем, что находится в ящике.

2. Для начала игра – разминка «Мозговой штурм».

- Сенсорная система – это?

- Можно ли учить трехлетнего ребенка?

К 3 годам у ребенка развито умение и желание общаться со взрослыми, это позволяет взрослому руководить его деятельностью, направлять его в определенное русло.

3 летний ребенок может учиться, и научить его можно очень многому. Но вместе с тем родителям надо знать, чему учить и как учить, какими методами пользоваться.

- Играет ли малыш когда тянет за веревочку машину?

Играет, если видит в игрушечной машине настоящую. Не играет, если, выполняя эти действия, просто повторяет то, что показали взрослые, или что увидел у других детей.

Цепочка игровых действий имеется там, где ребенок не просто повторяет одно и тоже действие, а выполняет два и даже больше действий, по смыслу следующих друг за другом (загрузил в машину кубики, перевёз, выгрузил и т. д.)

3. Информационная справка «Сенсорное развитие детей раннего возраста».

Сенсорный, чувственный опыт служит источником познания мира. В раннем детстве ребенок особенно чувствителен к сенсорным воздействиям.

Развитие органов чувств у детей до 3-х лет идет очень интенсивно. И главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их формах, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного развития ребенка в дошкольном учреждении

Сенсорный уровень является базовым для дальнейшего развития высших психических функций: восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления, речи.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

-является основой для интеллектуально развития;

-упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

-развивает наблюдательность;

-готовит к реальной жизни;

-позитивно влияет на эстетическое чувство;

-является основой для развития воображения;

-развивает внимание;

-дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

-влияет на расширение словарного запаса ребенка;

-влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и других видов памяти.

4. Проблемная ситуация «Какие игрушки и материалы необходимы для сенсорного развития детей раннего возраста».

Педагоги в подгруппах составляют список необходимых игрушек и материалов.

Для детей 1.5 – 2,5 года.

В этот период для познавательного развития ребенка решающее значение имеет богатство окружающей его среды:

Желательно, чтобы ребенка окружали игрушки из различных материалов – дерева, камня, глины, металла, разных по фактуре тканей и т. п., причем предпочтение желательно отдавать природным материалам и объектам;

Большое значение в этом возрасте имеют игры с песком и водой, когда ребенок имеет возможность пересыпать и переливать из одной емкости в другую;

Различные движущиеся игрушки;

Игрушки для построения ряда по возрастанию-убыванию: пирамидки, матрешки и т. д. ;

Игрушки, в которых используются разные принципы извлечения звука;

Самодельные свистящие, шумящие, гремящие, скрипящие, шуршащие предметы. Это могут быть:

- банки из-под кофе, чая, соков, наполненные горохом, косточками, фантиками, песком, скрепками, пуговицами и т. д.

- шуршащие метелки из обрезков магнитофонной ленты, бумаги, полиэтилена и т. п.

- погремушки из нанизанных на проволоку пуговиц, пластмассовых и металлических бусин, колокольчиков и т. п.

Конструкторы и мозаика;

Разнообразные изобразительные материалы: бумага разной фактуры, плотности и цвета, пластилин, воск, краски, карандаши, фломастеры, мелки и т. д.

Игрушки контрастных размеров, различной формы (круглые, кубические,

Емкости, с которыми можно производить прямые и обратные действия: положить-достать, насыпать-высыпать и т. д.

Книги с большими предметными картинками,

Качели, прыгунки, мягкие модули.

Для детей 2,5 – 4 года.

Развивающую среду разумно дополнить следующими предметами:

Разрезные картинки, кубики с картинками;

Парные картинки;

Трехместные матрешки, пирамидки, формы-вкладыши;

Несколько видов мозаики;

Разнообразные некомплектные конструкторы;

Игрушки с разным принципом звукоизвлечения (пианино, бубен, маракасы, гитара, трещотка и др.);

Банки разного размера;

Шнуровки, застегивающиеся коврики.

Машинки крупные и средние, куклы разной величины, мебель;

Игрушечные животные;

Тканевые мячики;

Книги с реальными изображениями животных, окружающих предметов.

4. Практическое задание «Учимся, играя».

На листах записаны слова: вода, песок, камни, пуговицы, бумага. Педагогам предлагается по кругу придумать и записать действия, которые можно совершить с этими материалами для выявления их свойств. (Упражнение выполняется до тех пор, пока все листы не пройдут полный круг).

«Самая лучшая игрушка для ребенка та, которую можно заставить постоянно меняться: для маленьких детей самая лучшая игрушка – кучка песка» (К. Ушинский)

Действительно, песок, вода, глина, бумага, крупные пуговицы – любимые материалы для игр и занятий детей раннего и младшего возраста. Именно, игры с хорошо знакомыми в быту предметами дают возможность расширь сферу ориентирования ребенка в окружающем мире.

5. Информационная справка «Что такое сенсорные эталоны?»

Чему же и как учить ребенка? Первая и главная задача — предоставлять ребенку самые разнообразные предметы для обследования и обращать его внимание на их свойства. Но этого недостаточно для полноценного развития восприятия. Ребенок должен научиться определять отношение выявленных или рассматриваемых свойств данного предмета к другим свойствам или предметам. Для этого существуют специальные «мерки» — именно на их освоение и должны быть направлены основные усилия. Эти мерки называют «сенсорными эталонами».

«Сенсорные эталоны» представляют собой общепринятые образцы внешних свойств предметов.

Сенсорными эталонами мы, взрослые, владеем, совершенно о них не задумываясь. Ребенок оперирует ими с той же легкостью лишь к пяти годам.

Сенсорные эталоны:

- Эталоны цвета - семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности.

- Эталоны формы — геометрические фигуры; величины — метрическая система мер.

- Слуховые эталоны — это звуковысотные отношения, музыкальные ноты, фонемы родного языка.

- Вкусы мы делим на сладкий, соленый, горький и кислый.

- Запахи — на тяжелые и легкие, сладкие, горькие, свежие и т. д.

Оказание помощи детям в освоении сенсорных эталонов – это главная задача взрослых, и педагогов, и родителей. Ведь чтобы различие оказалось зафиксированным в сознании ребенка, его необходимо назвать, подчеркнуть и неоднократно напоминать о нем.

6. - А теперь попробуйте еще раз определить объект по известным нам свойствам (варианты ответов).

Ведущий достает и показывает что это помела - гибрид апельсина и мандарина. Сегодня вы получили представление об этом фрукте, а формирование понятия о нем будет зависеть от вашего познавательного интереса.

Мы с вами сегодня подтвердили тот факт, что у взрослых и детей познание неизвестного происходит по одному пути: через восприятие сенсорных свойств и качеств, от ощущений к представлениям и понятиям. Наиболее полный образ объекта ребенок получит только тогда, когда задействованы все группы анализаторов. В заключении хотелось бы подчеркнуть, что умственное развитие – очень важная, но не единственная сторона общего психического развития. Ребенок должен развиваться гармонически, т. е. в умственном, нравственном, эстетическом и физическом отношениях.

Публикации по теме:

Новогодние поделкиНовогодние поделки Ю. Настя 4,6 лет; "Домик Деда Мороза" МБДОУ №15 "Дюймовочка" комбинированного вида г. Старый Оскол Белгородской обл. Ш. Лиза 4,6 лет "Сладкая.

Отчет о прохождении научно-исследовательской практики с 18.02 по 17.03.2013 года на базе ДОУ №22 «Алсу» Тема ВКР: Роль сенсорного развития в социализации детей раннего дошкольного возраста Цель.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Игрушки
  • Изучаем цвета
Автор публикации:
Семинар-практикум для педагогов групп раннего возраста «Сенсорное развитие детей раннего возраста»
Опубликовано: 22 апреля 2014 в 21:23
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Проект во второй младшей группе «Дом пуговки»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка детский сад №122 Совместная деятельность воспитателя Весторопской Т....
Конспект занятия по рисованию «Роспись вазы» хохломской росписью для детей старшей...
Цель: продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством. Задачи: расширять и углублять знания детей о народном промысле – «золотая...
Детский мастер-класс по изготовлению открытки «Подснежники в подарок»
Задачи. Вызвать у детей интерес к созданию простого сюжета, аппликативными средствами. Продолжать учить с техникой работы из бумаги, сделанных в объеме –...
Проект «Быть здоровыми хотим»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №237 Проект «Быть здоровыми хотим» Составила воспитатель: Иляскина Н. И. Вид проекта:...
Мастер-класс по аппликации из кругов «Бегемот»
"Что можно сделать из кругов? " -этот вопрос задавали мне воспитанники средней специальной группы в начале года, рассматривая подготовленные шаблоны....