Получи документы

Семинар-практикум для педагогов «Пластилинография — яркие краски детства»

Подольская Ольга Алексеевна
Семинар-практикум для педагогов «Пластилинография — яркие краски детства»
▼ Скачать + Заказать документы

Семинар-практикум

«Пластилинография – яркие краски детства»

Авторы:

старший воспитатель Подольская Ольга Алексеевна, первая квалификационная категория

воспитатель Киященко Наталья Александровна, первая квалификационная категория

Ход проведения:

1. Подольская О. А. : «Точно не скажешь, но давненько когда-то, еще в староглинянные времена, в одной пластилиновой местности…». Просмотр мультфильма «Пластилиновая ворона».

Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Пластилинография — яркие краски детства“» размещена в разделах

2. Подольская О. А. : Каждый ребенок знает такой мягкий и податливый материал, как пластилин, который может принимать заданную форму. Но не каждый знает о том, что из пластилина можно не только лепить, с его помощью можно рисовать. Пластилиновая живопись в рамках продуктивной деятельности в ДОУ может стать необычным решением задачи творческого развития детей.

О том, как организовать занятия пластилинографией с дошкольниками и пойдет речь на сегодняшнем семинаре-практикуме.

3. Киященко Н. А. : Пластилин (итал. plastilina, от др. -греч. — лепной) — материал для лепки. Изготовляется из очищенного и размельченного порошка глины с добавлением воска, сала и других веществ, препятствующих высыханию. Окрашивается в различные цвета.

Лепка из пластилина для детей не только веселое и увлекательное, но и очень полезное занятие. Значение лепки в развитии ребенка трудно переоценить. Вот лишь некоторые ее плюсы:

Занятия пластилином способствуют развитию мелкой моторики рук, координации движений, что оказывает благотворное влияние на речевое развитие ребенка. Ведь чем больше он работает пальчиками, тем быстрее развивается, лучше говорит и думает.

Лепка из пластилина способствует развитию фантазии, воображения, раскрывается творческий потенциал.

При лепке из пластилина – разминаются пальцы и ладони рук – а это… развитие мозга и даже профилактика болезней!

4. Подольская О. А. : Из всего многообразия видов изобразительного искусства дети обычно отдают предпочтение рисованию, которое имеет большое значение для всестороннего развития дошкольников. Примечательно, что рисовать можно не только с помощью красок, карандашей или фломастеров, но и в такой нетрадиционной художественной технике, как пластилинография.

Основными целями и задачами обучения детей данной технике являются:

• формирование навыков работы с пластилином, пробуждение интереса к лепке;

• освоение новых приемов (скатывания, надавливания, размазывания) и создание с их помощью сюжетных картин;

• обучение умению ориентироваться на листе бумаги;

• развитие мелкой моторики;

• ознакомление с окружающим миром;

• развитие эмоций и фантазии.

5. Киященко Н. А. : В технике пластилинография можно изображать : цветы, растения, плоды, насекомых, рыб, животных.

При создании пластилиновых картин следует придерживаться следующей методики. В работе лучше всего использовать яркий, в меру мягкий материал, способный принимать заданную форму. Это позволит еще не окрепшим ручкам дошкольника создавать свои первые рисунки.

Чтобы дети лучше усвоили и закрепили навыки, обучение следует проводить поэтапно: сначала важно научить надавливать на пластилин, затем размазывать его от центра к краям контура и в дальнейшем сочетать оба приема.

Для получения разнообразных оттенков можно воспользоваться двумя способами. Первый – смешивать пластилин прямо на основе, накладывая мазки попеременно. Второй – взять несколько кусочков разноцветного пластилина, размять, перемешать в одном шарике и рисовать.

Разнообразие способов нанесения пластилиновых мазков, их фактуры, цветового колорита способствует развитию фантазии дошкольников. В зависимости от замысла фактура мазков может напоминать шелк, стекло или керамику, выглядеть шероховатой или рельефной. Для того чтобы придать поверхности блеск, перед заглаживанием пластилина пальцы слегка смачивают в воде, но так, чтобы картонная основа не размокла.

Многообразие предметных форм требует применения различных приё мов лепки:

Раскатывание - кусочек, положенный между ладонями или на доску и прижатый ладонью, раскатывается прямолинейными движениями кистей рук, удлиняется и приобретает цилиндрическую форму.

Скатывание - кусочек кругообразными движениями ладоней скатывается в шарик.

Слегка потянув щепоткой часть пластилина - оттягиванием - можно из оттянутого материала сформировать часть изображения.

Изображение плоских и гладких поверхностей требует заглаживания, которое выполняется кончиками пальцев.

Сплющивание - наиболее применяемый приём - для этого шарик сдавливают до формы лепёшки.

Небольшие углубления и изгибы поверхности передают вдавливанием - нажимом пальцев, стека или формирующих структуру вспомогательных инструментов - трубочек, зубчатых колесиков и т. п.

Прищипывание - осуществляется сжатием пальцев, собранных в щепотку, в той части формы, где создаётся новая деталь.

Работать можно не только пальцами рук, но и стеками – специальными вспомогательными инструментами.

Дополнительные природные материалы, пластмассовые детали, бижутерия и т. п. используются для создания определенных эффектов. Применяя такие приспособления, как колпачки от фломастера, ручки, зубочистки, колечки, штампики, стержни, стеки, расческа, металлическое ситечко, чесноковыжималка, одноразовый шприц можно добиться рельефности пластилиновых деталей.

6. Подольская О. А. : В процессе обучения детей пластилинографии не следует ставить перед ними очень сложные задачи, чтобы не испугать. Важно подкреплять их уверенность в собственных силах и поощрять даже за небольшие успехи в освоении новой техники. Творчество должно доставлять дошкольникам радость общения, познания, труда, игры, отдыха.

Чтобы повысить интерес детей к результатам своего труда, следует использовать игровые мотивации. Так в конце занятия педагог может предложить им обыграть свою поделку, задать наводящие вопросы. Использование в игре диалога позволяет развивать речь дошкольников, коммуникативные и творческие способности, облегчает им общение друг с другом.

7. Киященко Н. А. : Пластилин - мягкий, податливый материал, позволяющий выполнять над собой различные операции, способный принимать заданную ему форму, но при этом имеет ряд отрицательных моментов:

несвежий пластилин становится твердым, его трудно размять, подготовить к работе;

в своем составе пластилин имеет жировые компоненты и при наложении на бумажную основу со временем образует жирные пятна.

Всех этих неприятностей можно избежать, если следовать рекомендациям:

1. Твердый пластилин разогреть перед занятием в ёмкости с горячей водой из-под крана (но не заливать кипятком).

2. Пластилин – материал объёмный, а значит, имеющий вес. Поэтому для работы следует использовать не тонкие листы, а плотный картон, чтобы не происходило деформации основы при выполнении приёмов придавливания, примазывания, сглаживания поверхностей создаваемых из пластилина объектов.

3. Чтобы картинка со временем не теряла своей привлекательности, следует основу с нарисованным предварительно контуром или без него покрыть скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен, работать на скользкой поверхности легче и при помощи стеки проще снять лишний пластилин, не оставляя следов. Контуры в данном случае выполняются обычным фломастером, который также без труда стирается влажной салфеткой, если ребёнок ошибся в изображении объекта.

4. На рабочем столе ребёнка должна обязательно присутствовать тканевая салфетка для рук, чтобы он мог воспользоваться ею в любое время, а после выполненной работы первоначально вытереть руки салфеткой, а затем вымыть их водой с мылом.

Работа с пластилином трудоёмкая, требует усилий, поэтому детям необходим минутный отдых в процессе её выполнения в виде физкультурных минуток и разминок.

Чтобы работа с пластилином доставила ребенку много радости, пластилин должен :

быстро согреваться в руках и становиться мягким;

не крошиться, но и не размазываться, не таять;

кататься между ладонями и по любой поверхности, не прилипая к ней;

с помощью пластмассовой стеки без усилия сниматься с любой поверхности, не оставляя пятен;

один кусочек пластилина должен легко лепиться к другому и хорошо держаться впоследствии;

легко лепиться к бумаге, картону, дереву;

достаточно долго находиться на открытом воздухе, не меняя своих качеств;

легко отмываться с рук теплой водой.

8. Подольская О. А. : Предлагаем Вашему вниманию результаты детского творчества (просмотр детских работ).

9. Киященко Н. А. : Мастер-класс. Вы достаточно узнали о технике безопасной работы с пластилином и особенностях его использования. А сейчас я предлагаю Вам самостоятельно изготовить пластилиновую картинку. Изображение выбирайте по своему желанию.

Итак, для работы Вам понадобятся:

плотный картон с контурным рисунком или фоторамка со стеклом – для основы под картину;

деревянная или пластиковая дощечка - в качестве рабочего стола для раскатывания пластилина и лепки мелких деталей;

набор пластилина;

стакан с водой (руки необходимо периодически смачивать водой, чтобы пластилин к ним не прилипал);

хлопчатобумажная салфетка для рук;

стеки – для вырезания, выравнивания пластилина и деталировки изображаемых предметов;

различные зубчатые колесики, многогранники, трубочки и другие приспособления – для придания поверхности определенной структуры;

пластиковые медицинские или кондитерские шприцы – для выдавливания пластичной массы.

бросовый природный материал.

При лепке картин нужно помнить про некоторые особенности работы с пластилином. Например, такие:

При работе с пластилином не всегда подходят "чистые" цвета. Иногда для задуманного цветового решения применяют смешивание различных цветов и сортов пластилина.

Помните об основных цветах: жёлтый, красный и синий. При их смешивании получаются новые, производные тона. Смешав жёлтый с синим, вы получите зелёный, жёлтый с красным - оранжевый, красный с синим - фиолетовый.

Подмешивание белого пластилина ослабляет влияние ярких цветов, делает их более тусклыми, пастельными.

Не стоит смешивать более двух цветов одновременно.

10. Подольская О. А. : Заканчивая наш семинар-практикум, хочется сделать следующий вывод: организация работы по созданию продуктов детского творчества в технике пластилинография позволяет решать не только практические, но и воспитательно-образовательные задачи, способствует всестороннему развитию личности ребенка. В игровой форме дети учатся выделять в своих художественных работах главный замысел и оттенять второстепенные детали. Дошкольники получают знания, умения и навыки, знакомятся с миром предметов в процессе частичного использования бросового материала. При этом расширяются возможности изобразительной деятельности детей, раскрываются методы обучения основным правилам, приемам и средствам композиции.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

«Молодецкие потехи». Развлечение для детей подготовительной группы Развлечение для детей подготовительной группы. Разработали и провели педагоги группы № 10:  учитель-дефектолог: МАХАНЕВА ОЛЬГА ГЕРМАНОВНА.

Немного о себе!!! Резюме: Тимохина Ирина Александровна родилась 04 июня 1959 года. Стаж работы в должности воспитателя 28 лет ПР. №90-К от 21.02.1984 года;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для педагогов «Пластилинография — яркие краски детства»
Опубликовано: 30 марта 2014 в 10:26
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум для педагогов «Пластилинография — яркие краски детства»» (включая файлы) размещена пользователем Подольская Ольга Алексеевна (УИ 154988) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД