Получи документы

Семинар-практикум для педагогов «Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста»

ВАРАНКИНА ЕЛЕНА
Семинар-практикум для педагогов «Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Семинар – практикум для педагогов : «Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста»

Цель: повышение психолого-педагогической грамотности педагогов.

Задачи:

1. Познакомить с особенностями развития эмоций детей дошкольного возраста.

2. Дать знания о игровых упражнениях, способствующих :

развитию эмпатии детей,

умению выражать собственные эмоции и понимать эмоции других,

Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

умению снижать эмоциональное напряжение,

умению регулировать состояние и поведение детей.

План:

1. Теоретическая часть.

Вводное слово;

Упражнение-приветствие «Без слов»

Упражнение «Золотая рыбка»

Эмоциональные особенности детей от 1.5 до 6 лет

2. Практическая часть (Ознакомление педагогов с методами развития эмоций у детей)

Игра «Лото настроения»

Игра «Обзывалки»

Упражнение «Морщинки»

Техника «Активное слушание»

Техника «Я сообщение»

Упражнение «Подбери правильную эмоцию»

3. Заключение.

Рефлексия

Памятки для педагогов (Приложение 1)

Уважаемые коллеги! Сегодня мы поговорим с Вами о эмоциональном развитии детей дошкольного возраста и его важности, как неотъемлемой части становления гармонично развитой личности.

В нашей жизни эмоции занимают очень важное место. В психологии эмоциями называют процессы, отражающие личностную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форме переживаний. Эмоции, чувства служат для отражения субъективного отношения человека к самому себе и окружающему миру. Вся жизнь человека построена на чувствах, ощущениях, эмоциях. Познавая действительность, человек так или иначе относится к предметам, явлениям, событиям, к другим людям, к своей личности. Эмоции неотделимы от личности, потому что они более всего характеризуют ее суть, характер, индивидуальность. Эмоции имеют большое значение для человека, потому что они порождают различные реакции психики на объект или ситуацию. Совершенствование высших эмоций означает личностное развитие ее владельца.

Упражнение-приветствие «Без слов»

Цель: создать благоприятный настроение, развивать коммуникативные умения.

Педагогам предлагается поприветствовать,не повторяясь друг друга, используя только средства мимики и пантомимики, (улыбку, рукопожатие, поглаживание, кивок головой). Вопрос: Какие ещё способы приветствия вы можете предложить? (Обсуждение) Как вы думаете, в каком «приветствии (словесном, без слов» ,будет более понятно эмоциональное состояние человека (Обсуждение)

Упражнение «Золотая рыбка»

Цель: определить ожидания и надежды педагогов от работы на семинарском занятии.

В сказках золотая рыбка всегда исполняет желания, и предлагает каждому участнику написать свои желания на время семинара на небольшом листке бумаги (не более трех, озвучить их и прикрепить на доску.

Возможны следующие варианты ожиданий:

- Получить новую и полезную информацию по проблеме;

- Обменяться опытом работы;

- Находиться в дружеской атмосфере и т. д.

Эмоциональные особенности детей

В последнее время просто бум в сфере развития детей. Наверняка заметили, что акцент чаще идет на интеллектуальную сферу? Иногда даже вопреки здравому смыслу… «Нам надо в сад прийти вовремя, давай я тебя сама одену!» А ребёнок только познает прелесть одевания самостоятельно. Или: «Изучение английского с 1.5! Чтение с 2-х лет!» Я согласна, что поколение с другими способностями родилось. И все-таки… Это стремление «ускоренного развития» вызывает у меня беспокойство.

Конечно, развивать мышление надо. Опасность таится в том, что иногда получается однобокость такого развития. И вот вырастают умненькие детки, а с эмоциями своими справляться не умеют, общаться со сверстниками нормально не получается, внутренняя тревога высокая и уверенности в себе маловато. Встречались вам такие дети? Они могут быть как застенчивыми, так излишне возбужденными и конфликтными. Как сложится их жизнь дальше и в каких взрослых они вырастут.

!Важно развивать ребенка гармонично : интеллектуально, физически и эмоционально. Потому что от этого зависит, какой личностью он станет и насколько здоров будет. Для ориентира приведу эмоциональные особенности в разные периоды, Описанные известным педагогом-психологом – Еленой Ковалёвой. Основой её деятельности является изучение эмоционального развития детей с рождения до 6 лет. Итак:

От 1, 5 до 2 лет:

Увлекают игры «понарошку».

Начинает использовать для выражения своих чувств жесты и разные интонации.

Иногда в состоянии огорчения или замешательства ищет уединения.

Все больше понимает эмоциональные состояния других людей, особенно родителей.

Реагирует уже более адекватно на разные эмоциональные состояния других, особенно родителей.

От 2 до 3 лет:

• Проявляет эмоции в разных ситуациях, от бурной радости до вспышек гнева, может обижаться, сердиться, развивается способность успокоиться после этого.

• Часто ведет себя так, чтобы проверить эмоциональную ответную реакцию других людей.

• Получает все большее удовольствия и в том числе неприятностей от своего воображения и игр.

• Пытается выражать чувства с помощью слов.

• Начинает беспокоится о том, что могут произойти неприятные события.

• Ищет подтверждения, что в семье все благополучно.

От 3 до 4 лет:

Начинает все больше интересоваться эмоциями, упражняться в управлении ими.

Пытается «манипулировать» эмоциями других, особенно сверстников.

Проявляет беспокойство о своей половой принадлежности, начинает менять свое самовыражение в соответствии со своим полом.

Становится более привязанным к родителю противоположного пола, что может привести к соревновательности и даже соперничеству с родителем своего пола.

Стремится к обсуждению эмоций.

Начинает проявлять эмоциональный отклик на сны.

От 4 до 6 лет:

• Ищет адекватный выход эмоциональному напряжению в спокойной и осмысленной форме: рисует, лепит, играет.

• Начинает высказывать свои соображения о причинах и эмоциональных реакциях.

• Становится все более самостоятельным в плане получения удовольствия и в поиске выхода при эмоциональных затруднениях.

• Ищет и уважает справедливость в эмоциональных конфликтах.

• Проявляет все больше сочувствия и любопытства к другим людям, особенно сверстникам.

По услышанному, педагоги могут, что-то дополнить, задать вопрос и т. д.

Детские сады призваны обеспечить ребенку гармоничное взаимодействие с миром, правильное направление и его эмоционального развития, пробудить его добрые чувства, стремление к сотрудничеству и положительному самоутверждению. В Америке был, известный психолог Росс Кэмпбелл, являвшийся также педиатром, утверждал, что важная задача родителей и педагогов- научиться правильно общаться с детьми, пока они «психически здоровы». Я думаю стоит вдуматься в глубокий смысл его высказывания и согласиться с ним…

Практическая часть

Для того, чтобы научить ребёнка понимать эмоции взрослых, сверстников, выражать свои эмоции, существует множество упражнений, игр, техник. Я вас с несколькими познакомлю.

Игра «Лото настроений».

Цель: развитие умения понимать эмоции других людей и выражать собственные эмоции.

На столе раскладываются картинкой вниз схематичные изображения эмоций. Воспитатель берет одну карточку, не показывая ее никому. Затем он должен узнать эмоцию и изобразить ее с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций. Остальные отгадывают изображенную эмоцию. Вопросы (Для чего нужна эта игра)

Практически в каждой группе есть «эмоциональные дети» (боязливые или шумные) .нуждающиеся в двигательной физической активности. С такими детьми можно использовать так называемые, «агрессивные» игры («Уходи, злость, уходи», «Подушечные бои», «Необычное сражение», «Обзывалки» и др.) Ввести в группе «Час тишины» и «Час можно».

Мы с вами поиграем в игру «Обзывалки».

Цель: разрядка негативных эмоций в приемлемой форме при помощи вербальных средств.

Участники игры передают по кругу мяч, при этом называют друг друга разными необидными словами. Это могут быть названия деревьев, фруктов, овощей, цветов… Каждое обращение обязательно должно начинаться со слов «А ты…». В заключительном круге играющие обязательно говорят своему соседу что-нибудь приятное. Вопрос (По вашему мнению, приемлема ли такая игра в доу, для чего она нужна)

Умение регулировать собственное состояние – одно из важнейших в жизни каждого человека. Для снижения эмоционального состояния необходимо стремиться к устранению мышечных зажимов. Мышечная деятельность связана с эмоциональной сферой, и мышечное напряжение – это проявление неприятных эмоций (страха, гнева и др.). Поэтому расслабление мышц – это внешний показатель положительных эмоций, спокойного состояния ребенка, уравновешенности, удовлетворенности.

Игры и упражнения на релаксацию помогают тренировать подвижность основных нервных процессов и особенно полезны для нерешительных, тревожно-мнительных, склонных к длительным переживаниям людей.

Упражнение «Морщинки».

Цель – снятие эмоционального напряжения.

Звучит спокойная музыка. Несколько раз вдохните и выдохните. Вдох – выдох, вдох – выдох. И последний раз – вдох – выдох. Отлично… Широко улыбнитесь своему соседу справа, а теперь – соседу слева. Наморщите лоб – удивитесь, нахмурьте брови – рассердитесь, наморщите нос – вам что-то не нравится. Расслабьте мышцы лица, лицо спокойное. Поднимите и опустите плечи. Вдох – выдох, вдох – выдох, вдох – выдох. Молодцы! Вопрос (Что вы чувствуете после упражнения)

В психологии общения существует специальная техника, которая дает нам возможность проникнуть во внутренний мир ребенка, понять его реальные интересы, настроение, эмоции. Эта техника носит название активного слушания.

Техника «Активное слушание»

Активное слушание партнера по общению предполагает ваше стремление понять, что же он хочет вам сказать на самом деле. В словах и поведении, в интонации и мимике ребенка всегда содержится эта информация, надо лишь внимательно к нему прислушаться. Однако, как правило, в реальной жизни мы привыкли уделять слишком мало внимания тому, что ребенок нам говорит.

Воспитатель часто занят собственными делами и заботами, жизнь в детском саду расписана по минутам, и мы просто не успеваем выслушать ребенка, в лучшем случае делаем это формально.

Американский психолог Вирджиния Сатир особо подчеркивала, что если взрослый не может выслушать ребенка, ему не стоит даже делать вид, будто он слушает. Если у ребенка возникла проблема, которую он считает важной, необходимо уделить ему все ваше внимание. Если же в данный момент не можете этого сделать, объясните ребенку, что сейчас вы заняты, и подойдете к нему, как только освободитесь. Но при этом чрезвычайно важно помнить ваше обещание и не дожидаясь повторного напоминания, уделить ребенку внимание, как только появится такая возможность.

Активное слушание предполагает не только общую заинтересованность в личности партнера, но и умение слушать. При помощи особой техники активного слушания, которая в психологии общения называется техникой настройки, мы можем получить интересную для нас информацию.

Задание 1.

В обоих педагог, играющий роль воспитателя, отвечает «ребенку» как невнимательный слушатель.

Инструкция «воспитателю». Представьте себе, что вы в группе чем-то заняты. К вам подходит ребенок и произносит одну из следующих фраз:

1. «А Вася отобрал у меня паровозик!»

2. «Они не принимают меня играть!»

3. «А вот я нарисовал!»

4. «А маму вчера отвезли в больницу»

Вы должны ответить «ребенку» как невнимательный слушатель.

Инструкция «ребенку». Представьте себе, что вы ребенок определенного возраста (от 3 до7 лет). У вас возникла одна из проблем, которые перечислены выше. Вы подходите к воспитателю и произносите одну из приведенных выше фраз.

Ситуация продолжается 1-2 минуты. После окончания ситуации участник, игравший роль ребенка, рассказывает своему напарнику, что он почувствовал, услышав отчет «воспитателя». После обсуждения, которое длится 2-3 минуты, участники меняются ролями и выбирают другую проблему из предложенных выше.

Задание 2.

В обоих случаях педагог, играющий роль воспитателя, отвечает «ребенку» как внимательный слушатель.

Инструкция «воспитателю». Ситуация такая же, как в задании 1, однако вы отвечаете ребенку как внимательный слушатель. Инструкция «ребенку». Ситуация такая же, как в задании 1, однако для проигрывания ситуации 2 выберите другую проблему из предложенного списка, не ту, которую вы обсуждали в задании 1.

Обсуждение. Вопрос. Что даёт вам эта техника?

Техника «Я сообщение». (слайд)

Когда вы говорите о своих чувствах к ребенку, делайте это от первого лица. Сообщите о себе, о своих переживаниях, а не о ребенке и его поведении. Такие высказывания, в которых есть личное местоимения «я», «мне», «меня», называются «Я-сообщение». Оно передает отношение человека к происходящему, искреннее выражение его чувств в необидной для собеседника форме. Ситуации:

• Ребенок в течение дня постоянно ноет, хнычет: то игрушку заберут, то игрушку потерял, то на занятии не спросили.

• Ребенок шалил за столом и пролил молоко, несмотря на предупреждение.

• Дети играют. Вы сообщаете, что пора идти на прогулку и убирать игрушки. Кто-то из детей ответил : А я еще не успел поиграть», другой – «А я не хочу гулять», третий – «А я не играл»

• У вас важный разговор с коллегой или родителем. Ребенок то и дело вас перебивает. Вопрос (Что вы можете сказать об этой технике? На сколько она по вашему мнению продуктивна?

Упражнение «Подбери правильную эмоцию»

Цель: Развивать умение выражать и изображать эмоции.

Ход: Воспитатель раздаёт каждой команде листочки с отрывками из сказок, внизу под текстом написана «неправильная» эмоция, с которой участники должны прочитать текст. Далее команда должна самостоятельно подобрать нужную эмоцию и прочитать текст, объяснить почему указанная эмоция была неправильная.

1) Отрывок из сказки «Царевна-змея» :

«Оглянулся казак, смотрит – стог сена горит, а в огне красная девица стоит и говорит громким голосом: - Казак, добрый человек! Избавь меня от смерти».(Радость)

2) Отрывок из русской народной сказки «Курочка Ряба» :

«Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. Дед и баба плачут».(Злость)

3) Отрывок из сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» :

«Алёнушка обвязала козлёночка шелковым поясом и повела с собою, а сама-то плачет, горько плачет…»(Удивление)

4) Отрывок из сказки «Гуси-лебеди» :

«И они прибежали домой, а тут и отец с матерью пришли, гостинцев принесли».(Грусть) Вопрос. (По мимо эмоций, что может развивать такое упражнение)

Рефлексия «Все в твоих руках».

На листе бумаги каждый обводит свою левую руку. Каждый палец - это определенная позиция, по поводу которой необходимо высказать свое мнение.

Большой - для меня было важным и интересным.

Указательный – на этот вопрос я получил конкретную рекомендацию.

Средний - мне было трудно (мне не понравилось).

Безымянный - моя оценка психологической атмосферы.

Мизинец - для меня было недостаточно.

(Приложение 1)

Памятка для педагогов

САМОЕ ГЛАВНОЕ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ - ЛЮБОВЬ, ТЕРПЕНИЕ И ЛИЧНЫЙ ПРИМЕР!

• Создайте в душе идеал, высокую мечту и стремитесь к ней. Помните, что совершенству нет предела.

• Растите профессионально, будьте в курсе последних достижений педагогической науки.

• Будьте всегда в равновесии, сдерживайте отрицательные эмоции.

• Выходите из конфликтных ситуаций с достоинством и юмором. Ищите выход из конфликта, а не виноватых. Находите ошибки и причины недоразумений не в других, а в себе.

• Прощайте, сочувствуйте, сопереживайте, будьте великодушны и снисходительны.

• Живите легко, просто и радостно. Учите, улыбаясь. Радость по силе равна любви, а уныние и отрицание погубят все, за что бы человек ни взялся.

• Будьте всегда доброжелательны.

• Всюду наводите порядок и уют, создавая оазис доброты, любви и красоты в душе, в семье, на работе, прививайте это детям.

• Будьте доброй и честной. Помните, что добро всегда вернется многократно увеличенным.

• Воспитывая детей, стремитесь любить ребенка таким, каков он есть.

• Уважайте в каждом ребенке личность, воспитывая достоинство и ответственность за себя и свои поступки;

• Хвалите, поощряйте, ободряйте ребенка, создавая положительную эмоциональную атмосферу вокруг него.

• Верьте в возможности каждого ребенка, в то доброе, что заложено в нем, в перспективы его развития, находите его сильные стороны.

• Раскройте душу ребенка прежде, чем его ум.

• Поступайте так, чтобы каждый ребенок почувствовал: возможности заложены в нем самом. «Ты все можешь» – главная формула образования.

• Учите ребенка трудолюбию, заботе о ближнем, уважению к другим людям, желание помочь.

• Замечайте не недостатки ребенка, а динамику его развития.

• Сделайте родителей ребенка своими союзниками в деле воспитания.

Публикации по теме:

Фототчет «Семинар-практикум «Развитие творческой индивидуальности»Фототчет «Семинар-практикум «Развитие творческой индивидуальности» Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию фототчет о моем посещении окружного семинара- практикума "Развитие творческой индивидуальности:.

Семинар-практикум для родителей с детьми старшего дошкольного возраста «Здоровый образ жизни — это личный успех каждого» «Семинар – практикум для родителей с детьми старшего дошкольного возраста «Здоровый образ жизни — это личный успех каждого». Выполнил:.

Семинар-практикум для молодых педагогов «Мастерство педагогического общения» Здравствуйте,Уважаемые друзья и гости моей странички! Представляю Вашему вниманию семинар-практикум для молодых педагогов! "Мастерство.

Муниципальный семинар-практикум для воспитателей групп старшего дошкольного возраста и учителей начальных классовМуниципальный семинар-практикум для воспитателей групп старшего дошкольного возраста и учителей начальных классов ПЛАН проведения муниципального семинара-практикума для воспитателей групп старшего дошкольного возраста и учителей начальных классов «Использование.

Семинар-практикум для дошкольных работников «Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста» Цель: организация работы по обобщению опыта воспитателей и повышения уровня их компетенции. Форма проведения: семинар-практикум. Участники:.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Искусство говорить с детьми» Семинар-практикум «Искусство говорить с детьми» Цель: повышение культуры речи как компонента профессиональной компетентности воспитателя.

Семинар-практикум для педагогов «Путешествие в экологию». ФотоотчетСеминар-практикум для педагогов «Путешествие в экологию». Фотоотчет В соответствии с годовым планом, 22 марта в нашем детском саду №1 "Колокольчик", я провела семинар-практикум для педагогов "Путешествие.

Семинар-практикум для педагогов «Стресс и как с ним бороться» Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах борьбы со стрессовыми состояниями. Задачи: 1. Формирование представлений о стрессе.

Семинар-практикум «Основы православной культуры в воспитании детей дошкольного возраста» — фотоотчётСеминар-практикум «Основы православной культуры в воспитании детей дошкольного возраста» — фотоотчёт 23 марта на базе нашего детского сада был проведён семинар-практикум по теме "Основы православной культуры в воспитании детей дошкольного.

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста на праздниках и развлеченияхЭмоциональное развитие детей дошкольного возраста на праздниках и развлечениях Эмоциональное развитие — один из важнейших элементов в системе разностороннего развития личности. Человек, умеющий ценить прекрасное,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для педагогов «Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 5 апреля 2020 в 14:07
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум для педагогов «Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем ВАРАНКИНА ЕЛЕНА (УИ 1650051) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД