Папки-передвижки

Семинар-практикум для родителей по профилактике плоскостопия

Светлана Александровна Поплевина
Семинар-практикум для родителей по профилактике плоскостопия
▼ Скачать + Заказать документы

Цель. Знакомить родителей с особенностями строения детской стопы; рассказать о причинах появления плоскостопия; учить диагностике и профилактике плоскостопия; разучить комплекс упражнений, показанных при плоскостопии или для его предупреждения, а также комплекс массажа стоп; знакомить с оборудованием для профилактики плоскостопия.

Публикация «Семинар-практикум для родителей по профилактике плоскостопия» размещена в разделах

Природой в ребёнке заложен огромный потенциал сил, энергии, возможностей для роста и развития. Дети очень подвижны, неутомимы в своём желании бегать, прыгать, скакать, устраивать себе препятствия, и они получают от всего этого мышечное удовлетворение. Мы хотим видеть своих детей умелыми, ловкими, грациозными и подтянутыми, здоровыми.

Показателем здоровья, имеющим тесную связь с физическим развитием ребенка, является состояние его стопы. Чтобы ребёнок мог ходить, бегать, прыгать без ограничений, его ноги должны быть здоровы.

Развитием опорно-двигательной системы (скелет, суставно-связочный аппарат) у детей до 7 лет ещё не окончено. По сравнению с взрослыми костная система ребёнка богаче хрящевой тканью, содержит больше органических веществ и меньше минеральных солей, поэтому кости ребёнка легко поддаются искривлению. Окостенение скелета происходит постепенно на протяжении всего периода детства. Костная система дошкольников характеризуется незавершённостью костеобразовательного процесса, и сохранят ещё в отдельных местах хрящевое строение (кисти рук, берцовые кости, некоторые кости позвоночника).

Поэтому очень важно следить за правильной осанкой детей, за правильным положением тела во время сна, предупреждая возникновение деформаций позвоночника. Грудной клетки, костей таза, конечностей. Следует помнить, что чрезмерные нагрузки отрицательно сказываются на развитии скелета, вызывают искривление костей и, наоборот, умеренные и доступные для данного возраста физические упражнения – бег, лазанье, прыжки – стимулирует рост костей, способствуют их укреплению.

В дошкольном детстве происходит формирование свода стопы. Оно начинается на первом году жизни и интенсивно продолжается с освоением ребёнком ходьбы весь дошкольный период, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут привести к возникновению функциональных нарушений - плоскостопию.

Детская стопа по сравнению со взрослой коротка, широка, а в пяточной области сужена. Пальцы расходятся, в то время как у взрослых они плотно прилегают друг к другу. У детей на подошве сильно развита подкожная клетчатка, заполняющая своды стопы, что нередко приводит к диагностическим ошибкам. Объем движений детской стопы больше, чем взрослой, вследствие значительной эластичности мышечно-связочного аппарата. Поэтому детская стопа менее приспособлена к статическим нагрузкам: прыжкам, соскокам с высоты. Стопы быстро утомляются и легко подвергаются деформации. При нагрузке стопы несколько утолщаются, но по окончании её тотчас, же с помощью активного сокращения мышц возвращаются в исходное положение.

Длительная чрезмерная нагрузка ведёт к переутомлению мышц и к стойкому опущению стопы. Основной причиной развития плоскостопия является слабость мышц и связочного аппарата, принимающих участие в поддержании свода. Причиной плоскостопия может стать и тесная обувь, особенно с узким носком или высоким каблуком, толстой подошвой, т. к. они лишают стопу её естественной гибкости. При ходьбе на высоких каблуках происходит перераспределение нагрузки: с пятки нагрузка перемещается на область поперечного свода, который не выдерживает несвойственные ему нагрузки, и начинается формирование поперечного плоскостопия.

Плоскостопие – деформация стопы, заключающаяся в частичном или полном опущении продольного или поперечного (а иногда и обоих) сводов стопы.

В зависимости от причины различают врождённую плоскую стопу, рахитическую, паралитическую, травматическую и статическую. Наиболее часто встречается статическое плоскостопие, которое развивается постепенно от ряда причин: избыточная масса тела, ношение чрезмерных тяжестей, ношение обуви на твёрдой, лишённой эластичности подошве и без каблука (тапочки, шлёпки). Всё это приводит к повышению утомляемости при ходьбе, боли в икроножных мышцах при длительной ходьбе и к снижению физической работоспособности. Одним из проявлений плоскостопия могут быть головные боли как следствие пониженной рессорности функции стопы; обувь, скошенная с внутренней стороны.

Диагноз плоскостопия подтверждается плантографией – отпечатком стопы с помощью красящих растворов. Для этого нужно взять несколько чистых листов писчей бумаги и красящий раствор (можно просто намочить ноги в воде). Посадите ребёнка на низкий стул и намочите ножки. Взяв ребёнка за обе руки, предложите двумя ногами одновременно встать на лист бумаги. Получившийся контур обвести карандашом.

Оценка плантограммы.

Возьмите карандаш и линейку, прочертите две линии. Первая линия соединяет центр пятки с промежутком между вторым и третьим пальцами ноги. Вторая линия проводится от центра пятки до большого пальца. Если обе линии расположены внутри отпечатка – стопа плоская (р. – 3); если первая линия проходит внутри отпечатка – стопа уплощённая (р. - 2); если контур отпечатка в средней части не перекрывает эти линии – стопа нормальная (р. -1).

Что надо знать, если у вашего ребёнка обнаружилось плоскостопие?

Следует обязательно проконсультироваться с врачом – ортопедом.

При плоскостопии свод стопы недостаточно прочен и не образует правильного изгиба. В результате, когда ребёнок стоит, вся поверхность стопы прилегает к полу.

Врачи выделяют период от рождения до 4 лет, когда у всех детей отмечается «физиологическое плоскостопие», которое к 5 годам должно пройти. Если вашему ребёнку 5,5 лет, а стопа всё ещё плоская, можно говорить об истинном плоскостопии.

Причиной плоскостопия обычно является слабость мышц и связок стопы, избыточная масса тела, перенесённый ранее рахит, иногда наследственная предрасположенность или неправильное развитие плюсневых костей.

Детская обувь обязательно должна иметь:

• детали, фиксирующие стопу по отношению к подмётке (перепонки, ремешки, шнуровка);

• Высокий задник;

• Жёсткий закрытый внутренний край; гибкую, лёгкую, толстую пружинящую подошву с мягким супинатором;

• Каблук высотой 1-2 см;

• Широкий носок, не сдавливающий пальцы;

• Детям, которым поставлен диагноз плоскостопие, для правильного формирования нужно носить специальную стельку – супинатор. Супинатор в детской обуви должен быть мягким, жёсткий детям противопоказан.

• Супинаторы – это специальные стельки под свод стопы. Но надо помнить, что ношение супинаторов - это лечебное мероприятие, и всем подряд они не нужны.

В основе профилактики лежит, во-первых, укрепление мышц, сохраняющих свод, во-вторых, ношение рациональной обуви и, в-третьих, ограничение нагрузки на нижние конечности.

Главным средством профилактики плоскостопия является специальная гимнастика, направленная на укрепление мышечно-связочного аппарата стоп и голени, массаж.

Массаж стоп.

Ребёнок лежит на спине, ножками к маме. Начинайте с лёгких поглаживаний от стоп к бедру. Направляйте движения по задне – наружной поверхности ножки, обходя коленную чашечку и не задевая передней поверхности голени. Когда вы массируете левую ножку, то придерживайте её левой рукой, а правой массируйте. Далее сделайте нежные растирания каждой ножки. Переходите к массажу стоп. Легко погладьте сначала тыльную, затем подошвенную сторону стопы. Растирающими движениями проведите большим пальцем руки от пяточки к большому пальчику стопы. Удерживайте ножку ребёнка одной рукой в области голени, круговыми движениями большого пальца энергично нарисуйте восьмёрку на стопе малыша. Дальше изобразите запятую. Большим пальцем надавливайте на середину стопы у основания пальцев – пальчики рефлекторно должны сжаться. Затем медленно проведите линию по наружному краю стопы и надавливайте на середину пяточки – пальчики разожмутся. После этого переходите к массажу каждого пальчика.

Физические упражнения для стоп желательно проводить ежедневно. Однако необходимо учесть, что в начале курса упражнения необходимо выполнять из исходного положения, сидя или лежа, что исключает влияние веса тела на свод стопы. В дальнейшем, по мере укрепления мышц, можно переходить к выполнению упражнений из исходного положения, стоя и при ходьбе.

Комплекс упражнений.

Исходное положение: сидя на стуле (полу, ноги вытянуты вперед, руки свободно лежат на ногах, спина прямая.

1. «Здравствуйте - до свидания». Совершать движения стопами от себя - на себя(5-6 раз).

2. «Поклонились». Согнуть и разогнуть пальцы ног(8-10 раз).

3. «Большой палец поссорился со своими братьями». Двигать большим пальцем ног на себя, остальными от себя (3-4 раза). Если не получается, можно помочь руками.

4. «Пальчики поссорились, помирились». Развести носки ног в стороны, свести вместе (3-4 раза).

5. «Пяточки поссорились, помирились». Развести пятки в стороны, свести вместе (3-4 раза).

6. «Гусеница пошла гулять». Стопы стоят на полу. Передвигать стопы вперёд, поджимая пальцы.

7. «Кружки». Ноги вытянуты вперёд, совершать круговые движения стопами вовнутрь, затем наружу(5-6 раз).

Исходное положение: сидя на ковре, руки в упоре сзади.

1. «Ёжик». Стопа опирается на массажный мячик. Перекатывать мячик с пятки на носок и обратно, максимально нажимая на него (8-10 раз каждой стопой).

2. «Принеси мяч ногами». Массажный мячик лежит около ног справа. Захватить мяч стопами и переложить налево «Перекладываю мяч налево». То же выполнить в обратном порядке (4-6 раз).

3. «Удержи мяч». Мяч зажат между стопами. Не сгибая коленей, поднять ноги, держать их в таком положении на счёт 1-3, опустить ноги(6-8 раз).

4. «Подними платки». Около каждой стопы лежит по носовому платку. Захватить их пальцами ног, поднять ноги и удерживать их в таком положении на счёт 1-3, затем пальцы разжать, чтобы платки упали, опустить ноги (6-8 раз).

5. «Растяни ленточку». Около пальцев ног лежит ленточка. Захватить её концы пальцами и развести в стороны(3-4 раза).

6. «Спрячь ленточку в домик». Поставив правую стопу на ленточку, по сигналу взрослого пальцами ноги подбирать ленточку под стопу. Повторить другой ногой. Исходное положение: сидя на стуле.

«Нарисуй фигуру». Пальцами ног, захватывая по одному карандашу, выложить фигуру.

Исходное положение: стоя.

1. Ходьба на носках с разным положением рук (вверх, в стороны, на плечах, сохраняя хорошую осанку.

2. Ходьба на месте, не отрывая носки от пола.

3. Ходьба на месте, руки в замке на затылке.

4. «Мишка косолапый». Ходьба с выполнением различных движений, например, как «цапля» - высоко поднимая колени, руки в стороны, приговаривая:

Я цапля, цапля, цапля,

Хожу, хожу, хожу.

На всех подружек сверху

Смотрю, смотрю, смотрю.

5. Перекаты с пятки на носок…

6. Исходное положение, стоя: ходьба по массажным дорожкам, прокатывание ногой гимнастической палке, ходьба по ободу обруча.

7. Прокатывание мяча по «улитке».

Публикации по теме:

Чтобы ножки не болели, чтобы ножки здоровели.Чтобы ножки не болели, чтобы ножки здоровели. В детском саду необходимо заниматься профилактикой плоскостопия. Я работаю над созданием условий для профилактики плоскостопия у детей в.

Оздоровительная работа в ДОУОздоровительная работа в ДОУ Профилактика плоскостопия. В раннем детском возрасте маловыраженные формы плоскостопия обычно безболезнены, но в дальнейшем по мере роста.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для родителей по профилактике плоскостопия
Опубликовано: 29 августа 2014 в 16:45
+25Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум для родителей по профилактике плоскостопия» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Александровна Поплевина (УИ 63303) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 21.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД