Татьяна Данилова
Семинар-практикум для родителей «Большие права маленького человека»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум для родителей :
«Большие права маленького человека»
Цель. Правовое просвещение родителей.
Задачи.
1. Познакомить родителей с нормативно-правовыми актами, призванными защищать права детей.
2. Провести профилактику и коррекцию асоциального поведения отдельных родителей.
Публикация «Семинар-практикум для родителей „Большие права маленького человека“» размещена в разделах
- Права ребенка. Консультации для родителей
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
3. Повысить сплочённость группы родителей.
Материалы и оборудование: презентация, памятки «Пять видов психологического насилия», «Права детей», видеоаппаратура и видеофильм;
Предварительная работа. Анкетирование родителей, направленное на выявление уровня правовой культуры;
Ход работы.
1. Приветствие:
Психолог: Здравствуйте, уважаемые родители! Рада Вас всех видеть на нашем семинаре. Сегодня мы поговорим о правах наших детей : вспомним какие права существуют, в каких международных документах находят свое отражение, как соблюдаются и выполним небольшое практическое задание. Наш семинар будет проходит в форме диалога, поэтому я вас пращу быть активными. Мы начинаем.
2. Основная часть (Беседа) :
Психолог: Ещё с древних времён человечество понимало, что жизнь начинается с детства. Многие философы, мыслители поднимали в своих трудах проблему защиты детей.
С наступлением ХХI века во всё м мире эта проблема стоит особенно остро и объясняется рядом причин: социально-экономическая ситуация современного мира отражается, прежде всего, на детях.
Понимая, что дети – самое дорогое, что есть в любом обществе, вне зависимости от политического строя и религиозного вероисповедания, общественность наделили не только взрослых, но и детей правами. Так что же это такое право? (Ответы родителей)
Психолог: Право- это система общеобязательных, гарантированных государством правил поведения, норм, зафиксированных в международных документах. Все детей от момента рождения вне зависимости от расы и пола наделены одними и теми же правами, которые отражены в международных документах. (слайд 2)
Психолог: В каких международных документах закреплены права детей?
(ответы родителей)
Психолог: (слайд 3) совершенно верно. ….
Основные международные документы, касающиеся прав детей :
Декларация прав ребенка
В 1923 году в Женеве Лига Наций приняла предложенную Международным союзом спасения детей Всемирную Декларацию прав ребёнка с целью обеспечить детям счастливое детство и пользование всеми правами и свободами. Это был первый международный правовой документ по охране прав и интересов детей. (1959) В настоящий момент она включает в себя 10 принципов (слайд 4).
Конвенция ООН о правах ребенка (1989). (слайд 5)
Конвенция о правах ребенка утверждает ряд социально-правовых принципов, основными из которых являются:
— признание ребенка самостоятельной, полноценной и полноправной личностью;
— приоритет интересов ребенка перед потребностями государства, отечества, семьи.
Конвенция — это документ высокого социально-нравственного значения, основанный на признании любого ребенка частью человечества, на принятии общечеловеческих ценностей и гармоничного развития личности, на исключении дискриминации личности по любым мотивам и признакам.
Всемирная декларация об обеспечении выживания,
защиты и развития детей
Принята в Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке, 30 сентября 1990 года. В данном документе закреплены обязательства и задачи всех государств перед детьми, определена роль семьи в развитии ребенка, защита детей во время вооруженных конфликтах, борьба с бедностью и многое другое.
Психолог: В нашей стране, кроме этих документов, принят ряд законодательных актов. Какие законы РФ защищают права детей? (ответы родителей)
Психолог: (слайд 6)
Российской Федерацией принят целый ряд законодательных актов:
1. Конституация РФ - высший нормативный правовой акт Российской Федерации, принята народом Российской Федерации 12 декабря 1993 года. Конституция обладает высшей юридической силой, закрепляющей основы конституционного строя России, права и свободы человека и гражданин, а значит и ребенка.
2. Закон от 24 июля 1998г «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ». В нем описаны основные права и меры их защиты.
3. Семейный кодекс РФ (1996) оговаривает, что родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию и применяет меру: «лишение родительских прав».
4. Закон РФ «Об образовании» утверждает право ребёнка на образование, осуществляет правовое регулирование отношений в сфере образования.
5. Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность за совершение насилия в отношении несовершеннолетних граждан. Гласит: «Жестокое обращение с детьми, физическое и психологическое насилие над ними запрещены».
Психолог: Теперь я прощу вас перечислить основные права детей? (ответы родителей)
Психолог: (слайд 7) Ребенок-гражданин, не достигший 18 лет. Каждый ребенок, независимо от расы, национальности, пола имеет одни и те же права :
• Право ребенка на жизнь
• Право ребенка жить и воспитываться в семье.
• Право ребенка на имя и гражданство
• Право ребенка на заботу со стороны родителей.
• Право ребенка на воспитание, обеспечение его интересов и всестороннее развитие.
• Право ребенка на свободное выражение своего мнения
• Право на отдых и досуг
• Право на медицинское обслуживание
• Право на бесплатное образование
• Право на жилье
• Право на равенство
• Право ребенка на защиту от насилия.
На этом вопросе хотелось бы остановиться подробнее (слайд 8). В нормативно-правовых документах насилием называется "воздействие одного человека на другого, нарушающее гарантированное Конституцией право граждан на личную неприкосновенность". Необходимо помнить, что любое насилие над ребёнком и его личностью приводит к нарушению его физического и психического здоровья.
Различают три вида насилия над детьми:
Физическое насилие, (слайд 9) когда остаются следы от побоев, ремня, травмы. Как правило, дети, к которым применяется физическое насилие, плохо питаются, медленно растут, слабы физически.
Сексуальное насилие (слайд 10) - вовлечение ребёнка с его согласия и без такого в сексуальные действия со взрослыми.
Дети, пережившие сексуальное насилие, более подвержены нервно-психическим расстройствам. Они всего боятся, замкнуты, слабо учатся, плохо общаются со сверстниками, выбирают сексуальные игры.
Психологическое насилие. (слайд 11)
К психологической форме насилия относятся:
o открытое неприятие и постоянная критика ребёнка
o угрозы в адрес ребёнка в словесной форме
o замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребёнка
o преднамеренная физическая или социальная изоляция ребёнка
o ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний
o однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребёнка психическую травму.
• Пренебрежение нуждами ребёнка – это отсутствие элементарной заботы о ребёнке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.
Исследователями установлено, что насилие чаще используют те родители, которые сами страдали в детстве.
Практическое задание:
Психолог: Мы с вами вспомнили основные права детей. А сейчас, дорогие родители, я предлагаю поиграть в небольшую игру. Вашему вниманию я предоставлю слайды, на которых изображены фрагменты из разных мультфильмов. Ваша задача посмотреть на слайд и сказать, какие права сказочного героя здесь были нарушены и почему вы так думаете? (Слайды 12-17)
Психолог: сегодня мы с вами хорошо поработали. Поговорили о правах детей, о том, как это важно, защищать и беречь наше будующее поколение. Конечно, многое зависит от государства, в котором мы живет, но еще больше зависит от нас - взрослых. Любите своих детей и уважайте их права.
А закончить наше собрание хотелось бы стихотворением (слайд 18) :
Лишь появится ребенок, и дышать начнет едва
У него уже с пеленок веские права!
Он имеет право жить, развиваться и дружить;
Иметь просторный, добрый дом
Видеть тихий мирный сон.
Врачей помощь получать,
Обучаться, отдыхать,
Быть веселым и здоровым,
Восхищаться чем-то новым
И любить, и быть любим
Он на свете не один!