людмила шенина
Семинар-практикум для родителей «Игра с ребенком в жизни вашей семьи»
▼ Скачать + Заказать документы
СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«ИГРА С РЕБЕНКОМ В ЖИЗНИ ВАШЕЙ СЕМЬИ»
Авторы: Шенина Людмила Васильевна и Сидорова Ирина Викторовна
Учреждение: отделения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации государственного областного автономного учреждения социального обслуживания населения «Апатитский комплексный цент социального обслуживания населения» г. Апатиты, Мурманской области.
Форма проведения : семинар – практикум
Публикация «Семинар-практикум для родителей „Игра с ребенком в жизни вашей семьи“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2014
Участники: педагог – психолог, воспитатели, родители несовершеннолетних, дети (от 4 до 13 лет)
Цель:
Привлечь внимание родителей к детской игре как деятельности, которая в условиях семьи наиболее полно удовлетворяет потребности ребенка в деловом, познавательном и эмоциональном общении со взрослым.
Задачи:
1. Подвести родителей к осознанию важности совместных игр в жизни ребенка для полноценного и своевременного развития.
2. Познакомить родителей с особенностями игры детей дошкольного и мл школьного возраста, с традициями и формами игрового досуга в семье, с разными видами игр.
3. Создать условия, вызывающие необходимость поиграть с собственным ребенком, акцентировать внимание на том, как радуются дети совместной игре.
4. Совершенствовать технологию педагогического взаимодействия Отделения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации и семьи. Предварительная работа с родителями :
- закрытое анкетирование «Незаконченное предложение»
- папка-передвижка «Игра в жизни дошкольника» с консультацией «Роль игры в развитии детей» и картотеками дидактических игр на развитие внимания, речи, по математике, по правилам дорожного движения, пальчиковых, экологических, сюжетно-ролевых
- папка-передвижка «Игры с детьми «И просто, и просто, и просто скакалки…» с картотекой игр-соревнований для родителей и детей «Дорожная грамота», русских народных игр, подвижных, игр с буквами и словами, по формированию коммуникативных навыков, ЗОЖ Предварительная работа с детьми:
- беседы «Мои любимые игры и игрушки», «В какие игры я играю с родителями»
Совместная работа с детьми:
- кастинг ролей
- дизайнерская деятельность по костюмам («курочки», «цыплята», «моль», «Карлсон»)
- «Творческая мастерская» : изготовление коллажа «Магазин игрушек»
- изготовление бланков – игрушек для «Отзывов» родителей, палитр «Эйлера», плаката – приглашения, оформление зала («Ромашка-символ семьи»)
- подбор музыки для фона мероприятия, игр и атрибутов
- выставка рисунков (гуашь) и аппликаций (техника сыпучие материалы) на тему «Моя любимая игрушка»
Ход проведения:
Звучит песня «Моя семья» .Педагог-психолог здоровается с родителями и предлагает принять приветствие детей. Дети выступают с танцем «Курица и цыплята».
1. Игра с родителями «Комплимент»
Цель: установить контакт между родителями, сформировать у них положительный настрой.
Ведущий: Уважаемые родители! Здравствуйте! Сегодня мы поговорим об играх детей дома. Каждый из нас мечтает о том, чтобы ребенок вырос умным, самостоятельным, чтобы в будущем сумел занять достойное место в жизни общества.
Дети воспитываются в играх также как и в других видах деятельности. Выполняя ту или иную игровую роль, они как бы готовят себя к будущему, к серьезной жизни взрослых. Можно сказать что игра для детей – это машина времени: она дает ему возможность пожить той жизнью, которая ему предстоит через много лет.
Приглашаю Вас на игру.
(родители сидят в кругу. Каждый участник представляется и, передавая соседу мяч, говорит комплимент)
2. Обсуждение по кругу «Зачем нужна игра?»
Цель: предоставить родителям возможность задуматься о значении игры в жизни их ребенка.
Родители по очереди высказывают свое мнение по поводу значения игры в жизни их ребенка. Воспитатель на доске записывает эти высказывания.
После обсуждения воспитатель подводит итог, говоря об игре как ведущей деятельности, с помощью которой развиваются все психологические функции ребенка.
( или: Выполните задание напишите на бумаге о возможностях игры. Чему она может научить ребенка? Какие процессы развивает? Результаты озвучиваются и помещаются на доску)
Возможности:
• Развиваются познавательные интересы - внимание, память, восприятие, мышление, воображение.
• Тренируют наблюдательность и ум.
• Развивают творческие способности детей.
• Формируют эмоционально – чувственную сферу личности.
• Способствуют познанию ребенком самого себя.
• Учит самодисциплине настойчивости выдержке – всем тем волевым качеством, без которых трудно жить и достигать поставленных целей.
3. Дискуссия «Виды игр».
Как вы думаете, на какие группы можно разделить все игры (обсуждение) Родители на заготовках в виде кругов Эйлера («Палитра») пишут свою классификацию, затем все вывешивается на видное место.
Ребенку игра необходима, как для нас, взрослых, труд. Например, театрализованные и подвижные игры важны для развития мышления, воображения, движений.
В Вашем детстве были такие игры? ( подвижные: «Казаки – разбойники», «Войнушка», «Прятки», «Салки», «Зарница»; театрализованные: придумывание различных ситуаций из личного опыта и обыгрывание их с переодеванием, придумыванием дизайна костюмов; сюжетно – ролевые: «парикмахерская», «магазин», «больница», «дочки – матери», с животными (котенком, собачкой).
А с кем Вы играли? (родителями,бабушкой, дедушкой, братом, сестрой, друзьями).
Презентация «Игры детей дошкольного возраста»
Существуют разные виды игр, характерные для детского возраста. Это подвижные игры (игры с правилами, дидактические, игры – драматизации, конструктивные игры.
1. Самостоятельные игры
2. Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми, - их называют творческими, или сюжетно – ролевыми.
3. Виды дидактических игр. Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами, настольно-печатные, словесные.
Настольные игры - это разнообразные игры-пособия типа картинок, предметного лото, домино; тематические игры ("Где что растет", "Когда это бывает", "Кому это нужно" и др.); игры, требующие двигательной активности, сноровки и т. д. ("Летающие колпачки", "Попади в цель", "Гусёк" и др.); игры типа мозаики. Все эти игры отличаются от игр с игрушками тем, что обычно проводятся за столами, требуют 2-4 партнёров.). Родители одновременно являются и учителями и участниками игры. Они учат и играют, а дети играя, учатся
Настольно-печатные игры содействуют расширению кругозора детей, развивают сообразительность, внимание к действиям товарища, ориентировку в изменяющихся условиях игры, умение предвидеть результаты своего хода. Участие в игре требует выдержки, строгого выполнения правил и доставляет детям много радости
4. Дидактические игры
5. Подвижные игры важны для физического воспитания детей, удовлетворяют потребность ребёнка в движении.
«Игра – возня».
6. Развивающие игры
7. Конструкторские творческие игры
8. Творческие игры
9. Лепка
10. Творческие игры
11. Музыкально-ритмичные игры
12. Театрализованная игра
13. Пальчиковые игры
14. слайд Речевые игры Пойте ребенку песни, рассказывайте истории. Расскажите ребенку «потешку» и помогите разучить ее. Это пополняет словарный запас, учит распознавать интонацию, запоминать и узнавать знакомые сказки.
Ребенку нужен партнер для игры. Приглашайте друзей ребенка к себе домой. Пусть ваш сын или дочь, играя в «шоферов» или «дочки-матери», учатся договариваться, принимать решения, находить выход из конфликтных ситуаций.
Презентация «Игры детей подросткового возраста»
1. Военно-спортивные игры
2. Спортивные детские
3. Спортивные игры – активное развлечение для подростков
4. Подвижные игры
5. Настольные
(Пригласить родителей на разминку : игра- танец «Похлопай вместе с нами»).
4. Анализ результатов анкетирования «Незаконченное предложение» :
Наши дети любят играть. Об этом вы говорите в своих анкетах. Очень важно, чтобы Вы, родители, стремились развивать детей игровыми средствами.
5. Блиц – опрос родителей «Лучший знаток игровой деятельности ребенка»
Примерные вопросы:
Чем вы руководствуетесь, когда покупаете игрушки?
Есть ли в вашей семье игрушки, сделанные своими руками?
Что делать если ребенок просит вас поиграть, а вы смотрите ТВ?
Можно ли играть с ребенком в карты?
Как быть, если любая неудача в игре вызывает у ребенка угнетенное состояние или слезы?
Нужно ли ребенку поддаваться в игре? Когда? Почему?
Одна из важнейших задач родителей – научить ребенка проигрывать. Известно, что некоторые дети не переносят проигрышей: плачут, устраивают сцены, отказываются играть.
Не стоит в таких случаях жалеть ребенка, идти у него на поводу, стараться нарочно проиграть. Ведь игра – это прообраз жизненных ситуаций, где будут соревнования, соперничество и конечно, возможные проигрыши.
Ваша игра с ребенком готовит его к жизни. Он поймет что:
a. Его не всегда ждет успех.
b. Для успеха надо работать.
c. Проигрыш еще не конец света.
Если ваш ребенок особенно чувствительный, то поговорите с ним заранее. Отметьте, что каждый из нас будет время от времени проигрывать, и тогда каждый может поделиться своими огорчениями, а другой может ему посочувствовать. (Ю. Б. Гиппенрейтер).
Примечание: ориентация ребенка на выигрыш появляется у него только в 4,5 года.
Чтение стихотворения «Кто такие наши дети».
Кто такие наша дети?
Это дети стоящие на головах,
Чтобы выглядеть прилично,
Ведь из такого положения видно отлично,
Что взрослые не такие большие,
И растут вверх ногами,
Ходят с серьезными головами
И смотрят,что это дети делают?
«Ну – ка, ну – ка», - присматриваются взрослые
Поворачиваются и понимают,
Что дети им мир игры открывают,
Чудесный мир игры – это просто!
Примерим этот мир на себя.
Нам очень хотелось бы узнать мнение каждого из вас о сегодняшнем мероприятии. После окончания просим вас закончить предложения (раздаются листы в форме игрушек – лошадки, матрешки, неваляшки, пирамидки и т. д.)
Сегодня я для себя Выяснил (а)
Открыл (а)
Узнал (а)
Итог встречи.
Фото участников. На листках напишите, пожалуйста, пожелания по организации родительских встреч.
Спасибо вам за активное участие в совместной работе.
(в конце встречи родителям вручается памятка с советами по организации игровой деятельности детей)
А сейчас мы приглашаем вас принять участие в нашем развлечении «Играем с папой и мамой».
Приложение:
Закрытое анкетирование: «Незаконченное предложение».
Воспитатель раздает карточки с первыми словами предложения, а родители должны его продолжить:
Мой ребенок любит играть…
Дома мы с детьми играем в игры…
Эти игры могут научить ребенка…