Наталья Почтарева
Семинар-практикум для родителей «Игра — это серьезно!»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство должно быть разнообразным.
Попробуем вместе разобраться, насколько игра необходима в дошкольном возрасте, и насколько способна быть первой вообще в жизни малыша.
В дошкольной педагогике и психологии игру обозначают как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника.
Почему?
Что значит ведущий?
Потому что ведёт
К чему? К новым качествам психики и личности ребенка.
Т. е. ведет за собой развитие.
Коммуникативные способности
Публикация «Семинар-практикум для родителей „Игра — это серьезно!“» размещена в разделах
В процессе игры у детей формируются коммуникативные способности. Дети учатся договариваться, искать выход из сложившейся ситуации. В любой игровой ситуации существует проблема, которую надо решить. Или сюжет обсуждается, или спорная ситуация, которую надо решить и само собой приходится договариваться, что как раз важно в развитии навыков общения. У кого – то лучше это получается, у кого – то хуже. И если это в детском саду, то иногда требуется вмешательство педагога (помощь, если дома, то основная функция ваша (Пример родительского общения важен)
Воображение, фантазия
Представьте игровую ситуацию "Полет на самолете"Например: Я пилот (родитель). Это мой самолет! Полетим? Куда? Летим! Что видим?
Чем больше задаете вопросов, тем лучше. Как бы стимулируете ребенка. Если видите, что сложно, то можно как образец: А я что – то необычное вижу. Гора какая то. Ой, она шевелится. Да это же слон. Видимо мы пролетаем над Африкой или Индией.
Психические процессы
В пятилетнем возрасте активно развиваются познавательная и интеллектуальная сферы. И чем лучше развито внимание, восприятие, мышление, память, воображение, тем лучше и быстрее развивается ребенок, тем легче ему будет в школе.
Поэтому в этот период надо уделять внимание развитию познавательных процессов. Предлагайте малышу интересные игровые задания и пособия. Рассказывайте об окружающих малыша объектах и явлениях. В этом возрасте малыш способен запомнить очень большой объем информации. Ему интересно всё!
Игра для родителей «Спаси картинки». Инструкция - Злой волшебник заколдовал картинки. Только дети могут их спасти, если сумеют объединить картинки по какому – либо общему признаку. Спасете картинки – они еще смогут придти к вам на занятие. Разбираем: в этой игре активно задействованы мыслительные операции: группировки, классификации, нахождение общего признака, где – то обобщение, речь, внимание.
Произвольность поведения
Развивается практически в любой игре, особенно в играх с правилами. То есть, умения управлять своим поведением, реакциями.
Игра с родителями «Посчитаем до 10», «Запретное число», «Съедобное – несъедобное».
Важно помнить, для развития произвольности, правила игры должны постоянно меняться.
Представить игру «ходилку»
Самая доступная игра в домашних условиях. Придумывать ничего не надо, действия простые, двигаться не надо. А для ребенка?
1. Упражняете в навыке счета.
2. Развивается функция контроля, внимания, та самая произвольность!: за собой слежу, да еще и за тем, кто играет: верно ли ходы сделал!
3. К тому же дети учатся проигрывать! Одно из самых сложных качеств, и наиболее долго формирующееся.
Не обидно, без ущемления собственного достоинства. По сути, от ребенка ничего не зависело, так игра построена, на удачу.
Такого рода игры: ходилки, лото, так и называются: «Игры на удачу».
Показать кирпичик родителям. Что это?(ответы)
(нет… пирожок; С чем?.)
4. В игре развивается способность к символическим замещениям
Палочка от мороженого – градусник, цветочки – украшение для торта, телефон (все что под рукой) и т. д.
Перенос имеющихся знаний и представлений на другое содержание, т. е. развивается способность к моделированию.
5. Способность к преобразованию
Если развита эта способность, то ребенок может создавать новые образы, преобразовывая те представления о знакомых, обычных предметах и объектах, например, в процессе рисования необычных, сказочных животных, людей, растений. При этом в одном рисунке дети могут объединять противоположные состояния и свойства. Так, рисуя сказочного человека, они изображают обычного человека, который ходит вверх ногами; рисуя человека-робота, они изображают существо, у которого – одна половина, как у человека, а другая, как у машины.
Способности к преобразованию дают ребенку возможность не только наметить пути изменения различных ситуаций, но и позволяют понять принципы построения учебных предметов.
Мы разобрали, как игра влияет на развитие ребенка.
А если говорить о потребностях ребенка…
Потребность – ощущение недостаточности чего – либо, нужда. Не только физиологическая, но и психологическая. И потребности эти должны удовлетворяться. Только тогда ребенок сможет нормально развиваться и ощущать себя. Например: потребность в пище или в любви (одна физиологическая, другая психологическая).
Так вот игра является основным видом деятельности ребенка, потому что в игре удовлетворяются основные его потребности.
Какие?
• в познании
• в движении
• в удовольствии и радости
• в самовыражении, самостоятельности, свободе
• в общении
• быть как взрослый
Игра с родителями: «Мышеловка»
Разбираем, какие потребности реализованы: в движении, в удовольствии и радости.
А потребность быть как взрослый, в каких играх может быть удовлетворена? (в сюжетно – ролевых). Когда ребенок берет на себя роль: врач, полицейский, шофер, семья и т. д.
Развитие эмоций
Эмоциональный интеллект необходимо развивать: нужно учить выражать и сдерживать свои чувства, понимать эмоции и чувства других людей и адекватно на них реагировать. Тогда ваш ребенок будет уверенно себя чувствовать в любом коллективе и получать удовольствие от общения. Эмоции также развиваются в игре. Проиграл: сдержись!
Потребность в общении!
Потребность в общении с другими детьми удовлетворяется в детском саду, на детской площадке и т. д., а со взрослым? Как мало мы общаемся с детьми! По необходимости! В целях воспитания. Если бы вы играли с ребенком? Такое общение в игре ему бы понравилось?
В заключение хочется сказать: Играйте с детьми! Играйте искренне!
Когда мы вместе с ними бегаем, играем в мяч, катаемся с горки, дети начинают верить, что мы не всегда были взрослыми.
И мы становимся ближе друг к другу!
Игра – это детство!