Приложение МААМ

Семинар-практикум для родителей «Логопед — дома»

Веденьева Надежда
Семинар-практикум для родителей «Логопед — дома»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Дет-ский сад №1 компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квали-фицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников г. Орска»

Семинар-практикум для родителей

«Логопед-дома»

Выполнила:

учитель-дефектолог – Веденьева Н. Р.

Орск, 2019г.

Цель :

Оказание помощи родителям в организации и проведении логопедических занятий в домашних условиях.

Публикация «Семинар-практикум для родителей „Логопед — дома“» размещена в разделах

Задачи:

1. Активизировать знания родителей о значимости логопедических игр в домашних условиях;

2. Помочь родителям овладеть специальной артикуляционной гимнастикой, подобранной для своего ребёнка с учётом особенностей его артикуляционного аппарата;

3. Формировать умения осознанной, адекватной и результативной помощи де-тям.

4. Сформировать представление о разнообразии методов и приемов выполнения домашних заданий.

5. Обучить практическому использованию разнообразных упражнений артикуляционной, дыхательной гимнастики.

Ожидаемые результаты:

Овладение родителями специальной артикуляционной гимнастикой.

Использование родителями разнообразных упражнений дыхательной гимнастики.

Информационно - техническое обеспечение:

магнитная доска с перечнем проблем;

памятки правил артикуляционной гимнастики и дыхательной гимнастики.

Материалы и оборудование:

Зеркала, пособия по развитию артикуляционного аппарата, речевого дыхания.

Логика проведения:

Приветствие

Логопед : Здравствуйте, уважаемые родители! Спасибо, что нашли время и пришли на наше мероприятие.

Задание 1

Логопед : Для начала, предлагаю вашему вниманию прочитать написанное на магнитной доске.

Родители читают

1. Задержка в умственном развитии ребенка, т. к. речь не только обогащает мышлние содержанием, но и формирует его.

2. Тяжелые психические переживания (проявляющиеся уже к 5 годам).

3. Затруднения в школьном обучении: (дислексия, дисграфия)

4. Нарушение стройного течения занятий в классе, из-за смеха одноклассников, слезы и отказ отвечать.

5. Ограничения и проблемы при выборе профессии.

Логопед : Как вы думаете, последствием чего все это является? (Родители отвеча-ют) Да, причиной этих проблем являются речевые нарушения. Как нужно бороться с речевыми недостатками? И кто должен этим заниматься?

Родители высказывают свои предположения.

Логопед : Раннее выявление речевой патологии и своевременная коррекция, а также профилактика речевых нарушений - главная задача не только логопеда, но и родителей, имеющих детей дошкольного возраста. Приглашаем вас к сотрудничеству, взаимодействию. Родитель – не гость, а полноправный член команды ДОУ. Только совместными усилиями родителей и детского сада можно решать любые проблемы в воспитании и развитии ребёнка.

Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Вы любите своего ребёнка? Хотите, чтобы он добился в жизни успехов, состоялся как личность, чувствовал себя свободно и уверенно. Предлагаю стать для вашего ребёнка «домашним логопедом» и совместными усилиями помочь ребёнку овладеть правильным звукопроизношением.

Какие вы можете назвать органы речи?

Ответы родителей.

Логопед : Чтобы ребёнок правильно произносил все звуки родного языка, ему необходимо управлять своими органами речи. Для этого существует артикуляционная гимнастика - это специальные упражнения для губ, щёк, языка, уздечки. Гимнастика для рук и ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь для чего мы тренируем мышцы, что бы они стали сильными, ловкими, подвижными. А вот зачем тренировать язык, он и так «без костей?» Оказывается язык – это главная мышца речи и для неё, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Конечная цель гимнастики, чтобы звук «родился».

Задание 2

Логопед : А теперь я предлагаю вам самостоятельно выполнить артикуляционные упражнения. Поставьте перед собой зеркало. Сейчас вы сможете познакомиться с органами артикуляции так, как это делают ваши дети.

Логопед читает стихотворение, родители рассматривают свои органы артикуляции в зеркало и выполняют действия по тексту.

Не устала ты пока.

Покажи, моя рука:

Это — правая щека,

Это — левая щека.

Ты сильна, а не слаба,

Здравствуй, верхняя губа,

Здравствуй, нижняя губа,

Ты не меньше мне люба!

Есть у губ одна черта —

В них улыбка заперта:

Вправо — правый угол рта,

Влево — левый угол рта.

Подбородок тянем вниз,

Чтобы с челюстью отвис.

Там — к прогулкам не привык — Робко прячется язык.

Нёбо вместо потолка

Есть во рту у языка.

А когда открылся рот, Язычок пошёл вперёд.

Интересная картинка:

Есть и кончик, есть и спинка,

Боковые есть края —

Всё про ротик знаю я!

Логопед : Вот мы с вами и познакомились с органами артикуляционного аппарата.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ АРТИКУЛЯ-ЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ

1. Внимательно прочитайте описание упражнения артикуляционной гимнастики. Попробуйте выполнить его перед зеркалом. Только после того, как Вы сами освоите это упражнение, предлагайте его ребенку.

2. Гимнастика проводится ежедневно по 5-10 минут.

3. Упражнения выполнять сидя перед зеркалом (достаточно настольного зеркала 15*15 см., в спокойной обстановке, при достаточном освещении.

4. Каждое упражнение выполняется по 5 раз.

5. Упражнения выполняются после показа взрослого.

6. После того, как упражнение усвоено, ребенок выполняет его без показа взрослого (по названию).

7. Взрослый обязательно контролирует правильность и четкость вы-полнения упражнений.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА

Лягушка. Удерживание губ в улыбке, как бы беззвучно произнося звук и. Передние, верхние и нижние зубы обнажены.

Тянуть губы прямо к ушкам

очень нравится лягушкам.

Улыбаются, смеются,

а глаза у них, как блюдца.

Как весёлые лягушки

тянем губки прямо к ушкам.

Потянули - перестали.

И нисколько не устали!

Слон. Вытягивание губ вперёд трубочкой, как бы беззвучно.

Подражаю я слону -

Губы хоботом тяну.

А теперь их отпускаю,

И на место возвращаю.

Лягушка-слон. Чередование положений губ: в улыбке - трубочкой. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.

Свои губы прямо к ушкам растяну я,

как лягушка.

А теперь слонёнок я,

хоботок есть у меня.

Рыбка. Спокойное широкое открывание и закрывание рта. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.

Качели. Рот широко открыт, губы в улыбке. Ритмично меняем положение языка: 1) кончик языка за верхними резцами; 2) кончик языка за нижними резцами. Двигается только язык, а не подбородок!

На качелях я качаюсь

вверх, вниз, вверх, вниз.

И всё выше поднимаюсь

вверх, вниз, вверх, вниз.

Часики. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Кончик языка поочерёдно касается то левого, то правого угла рта.

Тик-так, тик-так,

ходят часики вот так.

Упражнение выполняется ритмично, под счёт. Подбородок не двигается!

Лопаточка. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Широкий, расслабленный язык лежит на нижней губе. Такое положение удерживается 5-10 сек. Если язычок не хочет расслабиться, можно похлопать его верхней губой, произнося при этом: пя-пя-пя.

Язычок широкий, гладкий,

Получается лопатка

И, при этом я считаю:

раз, два, три, четыре, пять.

Иголочка. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Высунуть изо рта узкий, напряжённый язык. Удерживать 5-10 сек.

Язычок вперёд тяну,

подойдёшь, и уколю.

И опять буду считать:

раз, два, три, четыре, пять.

Лопаточка-иголочка. Чередование положений языка: широкий-узкий. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.

Язык лопаточкой лежит

и нисколько не дрожит.

Язык иголочкой потом

и потянем остриём.

Горка. Рот широко открыт, губы слегка в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута дугой. Удерживать 5-10 сек. Затем верхние передние зубы с лёгким нажимом проводят по спинке языка от середины к кончику.

Спинка язычка сейчас

станет горочкой у нас.

Ну-ка, горка, поднимись!

Мы помчимся с горки вниз.

Скатываются зубки с горочки.

Постучимся в дверку. Рот широко открыт, губы слегка в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута дугой. Чередовать следующие движения: отодвигать язык вглубь рта и приближать к передним нижним зубам. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.

ПРАВИЛЬНОЕ РЕЧЕВОЕ ДЫХАНИЕ

Еще одно необходимое условие правильного развития, хорошего роста – умение правильно дышать. Ребенка легко можно научить правильному дыханию. Девять детей из десяти дышат неправильно и по этой причине плохо себя чувствуют. Ребенка, не умеющего правильно дышать, можно узнать сразу: узкие плечи, слабая грудь, рот открыт, движения нервозны.

ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ПРАВИЛЬНОГО РЕЧЕВОГО ВЫДОХА

- выдоху предшествует сильный вдох через нос - "набираем полную грудь воздуха";

- выдох происходит плавно, а не толчками;

- во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;

- во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);

- выдыхать следует, пока не закончится воздух;

- во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРАВИЛЬНОГО РЕЧЕВОГО

ДЫХАНИЯ:

«Снежинка»

Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: вата, мелкие бумажки, пушинки.

Ход игры: ребенку предлагается подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки и тем самым превратить обычную комнату в заснеженный лес. Губы ребенка должны быть округлены и слегка вытянуты вперед. Желательно не надувать щеки при выполнении этого упражнения.

«Свистульки»

Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: детские керамические, деревянные или пластмассовые свистульки в виде различных птиц и животных.

Ход игры: Перед началом занятия следует подготовить свистульки. Раздайте детям свистульки и предложите подуть в них.

«Мыльные пузыри»

Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: пузырек с мыльным раствором, рамка для выдувания пузырей, трубочки различного диаметра - коктейльные, из плотной бумаги, пластиковая бутылка с отрезанным дном.

Ход игры: Поиграйте с ребенком в мыльные пузыри: сначала взрослый выдувает пузыри, а ребенок наблюдает и ловит их. Затем предложите ребенку выдуть пузыри самостоятельно.

«Осенние листья»

Цель: обучение плавному свободному выдоху; активизация губных мышц.

Оборудование: осенние кленовые листья, ваза.

Ход игры: Перед занятием соберите вместе с ребенком букет осенних листьев (же-лательно кленовых, так как у них длинные стебли) и поставьте их в вазу. Предложите подуть на листья.

«Вертушка»

Цель: развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: игрушка-вертушка.

Ход игры: Перед началом игры подготовьте игрушку-вертушку. Можно изготовить ее самостоятельно при помощи бумаги и деревянной палочки.

«Задуй огонёк»

Ход игры: ребенку предлагается подуть на пламя свечи.

Также – «Подуй в дудочку!», «Надуй шарик»,

Логопедическое домашнее задание - это индивидуальная форма учебной деятельности дошкольника, которая осуществляется без непосредственного руководства и контроля со стороны учителя-логопеда, но по его поручению.

Домашние задания имеют большое воспитательное, обучающее и коррекционное значение: при правильной организации его выполнения у дошкольников вырабатываются новые знания и умения, а также навыки самостоятельного мышления, умение себя контролировать, воспитывается ответственное отношение к своим новым обязанностям, отрабатывается пройденный на занятиях у логопеда материал. Следует отметить, что успех коррекционной логопедической работы во многом зависит от того, насколько добросовестно относятся родители детей к выполнению «домашних заданий» логопеда.

С самого начала необходимо каждому родителю очень четко обрисовать свою роль в выполнении домашних заданий. Здесь может быть две крайности: одни родители заставляют ребенка делать их, как школьника, абсолютно игнорируя рекомендации об игровой форме работы, развивая у него все предпосылки для будущей низкой учебной мотивации; другие относятся к этим заданиям крайне небрежно, считая это чем-то необязательным и несерьезным. Родители должны понять, что, не выполняя требований логопеда сегодня, завтра они не смогут потребовать от школьника собранности, самостоятельности, ответственности. Дети воспитываются, прежде всего, на примерах старших. Вот и надо пользоваться моментом, чтобы привить им необходимые в будущем навыки. И, конечно, ни в коем случае не делать задания за детей.

Рекомендации родителям и домашние занятия родителей с детьми необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей, как в речевом, так и в общем развитии. Особое значение родителей в исправлении речевой патологии заключается в том, что, используя предложенный материал, они получают возможность закрепления ребёнком полученных на логопедических занятиях речевых умений и навыков в свободном речевом общении. Это возможно в повседневной жизни: во время игр, прогулок, экскурсий, походов в магазин, на рынок, в библиотеку и т. д.

Только тесный контакт в работе специалиста и родителей ребёнка может способствовать устранению речевых нарушений в дошкольном возрасте, а значит и дальнейшему полноценному школьному обучению.

Методические рекомендации подскажут родителям, в какое время лучше проводить занятия, чем и как следует заниматься с ребёнком, помогут организовать совместную деятельность. Они предоставят ребёнку возможность занять активную позицию, вступить в диалог с окружающим миром, найти ответы на многие вопросы с помощью взрослого. Так, родители смогут предложить ребёнку поиграть в различные подвижные игры, проведут пальчиковую гимнастику, прочитают и предложат выучить стихи, помогут научиться лепить и рисовать, составлять рассказы и отгадывать загадки. Выполняя с ребёнком предложенные задания, наблюдая, рассматривая, играя, взрослые развивает его речь, зрительное и слуховое внимание, память и мышление, что станет залогом успешного обучения ребёнка в школе. Выполнение данных заданий вызовет у детей интерес, снимет психическое напряжение, вызванное недостатками в произношении, позволят быстрее и легче усваивать лексический материал, автоматизировать произношение звуков, овладевать навыками чтения и письма. Отсутствие повторения дома и закрепления полученных навыков ведёт к значительному снижению эффективности коррекционной работы и удлинению сроков коррекции.

Самое главное, что должны понять родители, – без их участия, поддержки результат работы будет минимальным.

При выполнении домашних заданий с детьми родителям необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

1. Принуждать ребёнка заниматься нельзя! Занятия дают наибольший эффект, если они проводятся в игровой форме и интересны ребёнку.

2. Подготовьте ребёнку удобное место для занятий, достаточно и правильно освещённое.

3. Проверьте, правильно ли ваш ребёнок сидит, кладёт тетрадь, держит ручку или карандаш.

4. Перед началом любой работы внимательно прочитайте задание, обсудите и проговорите с ребёнком его выполнение.

5. Формируйте положительную мотивацию выполнения домашнего задания, его дальнюю перспективу.

6. Поощряйте своего ребёнка за хорошо выполненное домашнее задание.

7. Хвалите ребенка, радуйтесь его результатам, связанным с положительной отметкой.

8. Помогайте ребёнку в выполнении домашнего задания только в том случае, если он в этом нуждается.

9. Не пытайтесь выполнять задание за своего ребёнка, лучше пусть он вообще не сделает домашние задание, чем сделаете его вы.

10. За одно занятие не следует давать больше 2-5 упражнений (в зависимости от индивидуальных возможностей ребёнка, не следует торопить ребёнка во время выполнения заданий.

11. Продолжительность одного занятия должна быть не больше 15- 20 минут.

12. Консультируйтесь с учителем-логопедом, если видите, что ваш ребёнок испытывает затруднения с подготовкой домашних заданий.

Ещё раз напоминаем: не торопитесь, не стремитесь научить ребёнка всему и сразу, осваивайте каждое задание постепенно, только когда освоено предыдущее. Не забывайте хвалить ребёнка не только за удачи, но и за старания.

Рефлексия

Логопед : Наша встреча подходит к завершению. Подведём итоги.

Родителям предлагается оценить информацию, полученную на семинаре-практикуме одним из трех квадратиков красного, синего, зеленого цвета.

Красный цвет – «считаю полученную информацию полезной»;

синий цвет – «считаю информацию недостаточно полезной»;

зеленый цвет – «мне на семинаре-практикуме было не интересно».

Логопед : Спасибо за внимание и помощь. И мы очень надеемся на вашу помощь и в дальнейшем!

Использованная литература:

1. «Хлоп-топ: Нетрадиционные приемы коррекционной логопедической работы с детьми 6-12 лет». В. В. Коноваленко, СВ. Коноваленко. Год издания: 2003

2. «Тра-ля-ля для язычка. Артикуляционная гимнастика. Для детей 2-4 лет». Год издания: 2003

3. «Артикуляционная гимнастика: методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей.». Пожиленко Е. А.

Год издания: 2006

Публикации по теме:

Семинар-практикум для родителей «Играем пальчиками» Семинар – практикум для родителей «Играем пальчиками» Цель – построение эмоционально-доверительных взаимоотношений, способствующих полноценному.

Семинар-практикум для родителей «Адаптируемся вместе» Семинар – практикум для родителей Играем с пальчиками – развиваем речь и эмоции В настоящее время у большинства современных детей отмечается.

Семинар-практикум для родителей «Детские страхи» Семинар-практикум для родителей «Детские страхи» Цель: повышение психологической компетентности родителей по вопросам профилактики детских.

Семинар-практикум для родителей группы «Малинка»Семинар-практикум для родителей группы «Малинка» В группе "Малинка" состоялся семинар - практикум для родителей. Это очень интересная и важная тема. Всем родителям хотелось бы видеть своего.

Семинар-практикум для родителей «О здоровье всерьез» Цель: Повышение компетентности родителей в вопросе сохранения и укрепления здоровья детей за счет использования активных форм взаимодействия.

Семинар-практикум для родителей «В мире эмоций» В мире эмоций. Цели: 1. Донести до родителей важность развития эмоционального интеллекта у детей. 2. Дать родителям практические упражнения.

Семинар-практикум для родителей «В стране Рукоделия» Семинар – практикум для родителей «В стране Рукоделия». Воспитатель. Свистункова Е. П. Цель: раскрыть значение Художественной деятельности.

Семинар-практикум для родителей «В стране Рукоделия» Семинар – практикум для родителей «В стране Рукоделия».Воспитатель. Свистункова Е. П. Цель: раскрыть значение художественной деятельности.

Семинар-практикум для родителей по патриотическому воспитанию Семинар –практикум для родителей «Основы патриотического воспитания детей дошкольного возраста» Цель: познакомить с историей проблемы.

Семинар-практикум на тему «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста в детском саду и дома» Подготовил: воспитатель Смирнова И. В. Тема: Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста в детском саду и дома. Цель: повысить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для родителей «Логопед — дома»
Опубликовано: 22 февраля 2019 в 09:55
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум для родителей «Логопед — дома»» (включая файлы) размещена пользователем Веденьева Надежда (УИ 1797500) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД