юлия осокина
Семинар-практикум для родителей младших групп «Детские слезки»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Мини-лекция «Причины детских слез»
Плач помогает людям всех возрастов снимать стресс. Плач представляет собой состояние физиологического возбуждения, вслед за которым наступает глубокая релаксация. Он является очень эффективным средством снятия напряжения, снижения кровяного давления и уменьшения частоты сердцебиения. Вместе со слезами из организма выводятся гормоны стресса, и таким образом восстанавливается его физиологический баланс. Маленькие дети плачут, чтобы выразить свои насущные потребности (хочет есть, а сказать не может).
Публикация «Семинар-практикум для родителей младших групп „Детские слезки“» размещена в разделах
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2013
Если ребенок, уже научившись говорить (2г.) постоянно плачет, то необходимо обратиться к невропатологу, возможна детская нервность, неврологические заболевания (может быть, в результате внутричерепного давления у ребенка болит голова). Нужно смотреть, и как ребенок спит (вздрагивания, беспокойный сон, крик во сне, долго не может уснуть). В любом случае мы должны знать о нервной системе своего ребенка, чтобы не нанести вред ему. Ребенок может быть плаксив, капризен, не потому что он такой вредный, а потому что нездоров. В этом случае нужно избегать большого скопления народа (чтобы не перевозбуждался, не переутомлять, говорить с ним спокойно, ни в коем случае не запугивать и не наказывать физически. Во время плача его нужно взять на руки, уйти в тихую комнату, дать попить водички, успокоить. Важен режим для ребенка.
Физиологические причины детских слез :
1. повышенная эмоциональность, впечатлительность, ранимость ( зависит от темперамента: меланхолик – страдает сильно, холерик- возбужден, не может успокоиться) предполагает склонность к частому плачу. Об этом нужно знать, принять это у ребенка и спокойно относиться.
2. ребенок не умеет сам успокаиваться (после бурных игр не может заснуть) – это возрастная особенность детей в силу незрелой психики ребенка: возбуждается ребенок легко, а вот процессы торможения надо воспитывать с помощью запретов. Родители ограждают ребенка словом «нельзя» от того, что вредно и опасно для него, приучают его сдерживаться, ограничивать свои желания. Важная последовательная и твердая позиция родителей. Это дает ребенку уверенность, в том, что им руководят люди, знающие, что они делают. Периодически ребенок проверяет своих родителей плачем, капризами и требованиями заведомо запрещенного. И получая по-прежнему твердый отказ, он успокаивается. Если позиция меняется, ребенок чувствует неуверенность, появляются истерики.
2. Задание для родителей : на листочках в 2-х столбцах написать свои требования к ребенку: в 1-м столбце – «+» (что бы я хотел видеть в поведении своего ребенка, во 2-м столбце – «-«(что нежелательно).
«Вами сейчас написана система воспитания своего ребенка, полезно обсудить ее с другими членами семьи, оказывающими влияние на вашего ребенка. Ваши мнения могут разойтись, важно прийти к общему мнению. Все плюсы должны поощряться (улыбкой, похвалой, поглаживанием, добрыми словами «Я горжусь тобой!», походом в цирк, маленьким подарком и т. д., все минусы необходимо убирать из поведения ребенка, показывая ваше негативное отношение к этому (сердитая интонация, слова неодобрения поступка: «Я считаю, что девочек обижать нельзя. Ты поступил не по-мужски, сынок!», лишение чего-то приятного для ребенка, например, мультфильмов на один вечер, и т. д.)
3. Обратная связь от родителей
«Легко ли было выполнить это задание или сложно? Задумывались ли вы раньше над тем, что именно разрешаете ребенку, а что запрещаете?».
4. Информирование «Истерика. Как себя вести в момент истерики ребенка?»
Психологические причины плача у детей:
1. Ребенок проявляет негативизм (кризис «Я сам!» с 2 до 4-х лет) – попытка стать личностью, отделиться от взрослого. Ребенку показываешь на сыр, говоришь: «это сыр!», он: «Нет, это масло!», тогда соглашаешься, а он говорит «Нет, это сыр!». Не пускаться в споры с ребенком, это бесполезно, будьте терпеливы, не сердитесь, поймите, он пытается стать взрослым. Что делать в конкретной ситуации? Разбираем любую ситуацию из жизни, проигрываем ее.
2. Ребенок закатывает истерику. Истерия – болезнь скверного характера, которая появляется благодаря неправильному воспитанию ребенка и остается на всю жизнь в виде истерических реакций, истерического невроза «Хочу-не хочу!» (человеку что-то не дали, он заболел).
У всех детей рано или поздно появляются истерики (громкий плач, бурные рыдания, которые переходят в судорожные всхлипы, крик, топание ногами и т. д., когда родители им в чем-то отказывают. Происходят они чаще всего в присутствии других людей (нужна публика ребенку, поэтому самое главное – нужно лишить ребенка этой публики (увести) и показать свое полное безразличие. Ребенок не должен увидеть, что его поведение вывело вас из себя. Иначе в другой раз он закатит истерику нарочно, чтобы разозлить вас, обратит ее в средство мести, если как способ давления она не подействовала.
Если истерики постоянны и имеют опасный характер (битье головой о стену или пол, истошный крик, расцарапывание лица, судороги, нужно обратиться к невропатологу.
Если истерики случаются только при одном родителе, то проблема в реакциях родителей на поведение ребенка. Когда родители уступают желаниям ребенка (ребенок не хочет есть пюре, мама одевается, идет в магазин за макаронами, то истерики закрепляются и усиливаются.
5. Разбор ситуации «Ребенок устроил в магазине истерику «Купи!»
Ребенок кричит, падает на пол, стучит руками и ногами. Что можно сделать? (родители предлагают свои способы поведения, психолог записывает их на доску, далее они разбираются, подчеркиваются наиболее эффективные и приемлимые).
Основные правила поведения взрослого:
1. Не уступать желаниям ребенка, раз уже отказали.
2. Сдержать себя, не показывая свою ярость, сделать вид, что не заметили ничего.
2. Отвлечь ребенка как можно быстрее, переключить его внимание: «О, господи, чего-то сметана подорожала. Мы с тобой кефир будем покупать? А что нам надо домой купить? Не помнишь, у нас хлеб есть или закончился?».
3. Можно попробовать превратить все в шутку «Ты чего это как умирающий заяц лежишь? Лежачего не бьют, так что ли?» (в шутку начать игру в бокс).
4. Не говорить, какой ребенок плохой, что так себя вести нельзя (он это понимает, что сейчас я тебя накажу («Дома ремня получишь!», не кричать.
5. Дома ребенка можно наказать (лишить чего-то сладкого, мультфильмов, игры в машинки) и объяснить, что так в магазине себя вести нельзя, теперь перед мамой надо искренне извиниться, а в следующий раз, когда тебе что –то в магазине понадобится, попроси с волшебным словом «Пожалуйста», если у мамы будут деньги, она тебе купит. То есть важно научить ребенка выражать свои желания приемлимым способом.
6. Упражнения «Обучение умению себя сдерживать»
1. Отстраниться от ребенка, мысленно выйти из этой ситуации, перенестись к другому месту и другим делам, можно даже глаза прикрыть.
2. Глубокое диафрагменное дыхание (отработать).
3. Сосчитать до 10-ти.
4. Можно сжать кулаки в карманах, потом разжать, снова сжать (сделать несколько раз, это успокаивает).
7. Информирование «Ребенок-нытик»
Бывают дети постоянно отчего ноют, канючат что-то, в чем причины такого нытья? Причины:
1. не хватает внимания взрослых («Пусть лучше накричат, чем не заметят!»). Если родители начинают играть с ним, рисовать, то нытье пропадает.
2. беспокойство и страх (родители ссорятся, а ребенок боится вдруг его бросят). Ребенку нужно спокойно объяснить, что его любят, его всегда защитят, внушить ему уверенность в том, что все будет хорошо.
3. ощущает неуверенность и непоследовательность родителей (ребенок ноет в магазине, что-то выпрашивает, мама раздражается, но все равно покупает, ведь жалко ребенка, нытье закрепляется в поведении ребенка как способ получить желаемое.
4. родительские неадекватные реакции (ребенок чувствует, что не отвечает требованиям взрослых: Не может быстро идти, плохо себя ведет, своим нытьем он выражает какую-то мольбу (например, «Не торопите меня!».
8. Информирование «Феномен сломанного печенья»
У ребенка происходит накопление стресса, негативных эмоций, и когда он уже не может больше сдерживаться, начинается бурный выплеск этого наружу по любой казалось бы безобидной причине. Это называется феноменом сломанного печенья (дома кончилось печенье, ребенок уставший пришел из садика, достает коробку, а там только одна ломанная печенюшка, тогда начинается выход слез). Что делать родителям? Не нужно бежать в магазин за печеньем, так как ребенок найдет другую причину для разрядки. Нужно понять его и спокойно дать ему выплакаться, большего ребенку и не нужно. Не ругать, не отчитывать!