Приложение МААМ

Семинар-практикум для родителей по экологическому образованию «Экология и мы»

Наталия Воскресенская
Семинар-практикум для родителей по экологическому образованию «Экология и мы»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: повышение компетентности родителей в вопросах экологического образования детей дошкольного возраста.

Задачи:

1) Расширить имеющиеся представления родителей по вопросам экологического образования.

2)Формировать бережное отношение к природе, родному краю.

3)Способствовать установлению тесного сотрудничества между родителями и педагогами.

Публикация «Семинар-практикум для родителей по экологическому образованию „Экология и мы“» размещена в разделах

Оборудование: интерактивная доска, ноутбук, компьютерная презентация, ватманы, бланки с педагогическими задачами, бланки с пословицами, маркеры, теннисный мяч.

План семинара-практикума :

1. Сообщение темы и задач семинара.

2. Разминка.

3. Теоретическая часть.

4. Практическая часть (решение педагогических ситуаций).

5. Рефлексия. Подведение итогов.

Ход:

1. Сообщение темы и задач семинара.

Педагог: Здравствуйте уважаемые родители! Мы, рассчитываем на вашу поддержку, помощь и понимание. Предлагаем вам в начале семинара провести упражнение : «Здравствуй, сосед, с тебя улыбка + комплимент». Сегодняшний семинар на тему «Экология и мы» позволит вам продемонстрировать свою компетентность в вопросах экологического образования, расширить свои представления, а так же поделиться своим опытом работы с детьми по данной теме.

2. Разминка.

Педагог: Всё хорошее в людях – из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим, чтоб земля расцветала, И росли, как цветы, малыши, Чтоб для них экология стала - не наукой, а частью души!

Вопросы:

1)И так что же такое ЭКОЛОГИЯ? (ответы родителей) На экране появляется слайд «Экология – это наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществах между собой и окружающей средой».

2)Что обозначает термин экологическое образование дошкольников? (ответы родителей) На экране появляется слайд «Экологическое образование дошкольников - непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении моральных норм, в системе ценностных ориентации».

3)Почему на ваш взгляд, экологическим образованием надо заниматься с дошкольного возраста? (ответы родителей)

4)Роль семьи в экологическом образовании дошкольников? (ответы родителей)

5)Как вы считаете, необходимо ли участие родителей при организации работы по экологическому образованию детей в детском саду? Почему? В какой форме? (ответы родителей)

3. Теоретическая часть

Педагог: Актуальность темы семинара определяется очевидной угрозой истощения природных ресурсов, усилением рассогласованности взаимодействия общества и природы, загрязнением окружающей среды, которая становится неблагоприятной для существования и здоровья человека, что заставляет общественность по - новому подойти к вопросам экологического образования подрастающего поколения, начиная с дошкольного возраста. В связи с этим, возникла необходимость в пересмотре традиционного подхода к организации педагогического процесса в образовательных организациях и создания в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное, так как именно в это время закладываются основы интеграции целостной личности, основы мировоззрения человека, его отношения к окружающему миру, а приобретенные знания в дальнейшем преобразуются в прочные убеждения. Одним из важнейших направлений в решении проблемы охраны природы является воспитательная работа с подрастающим поколением, не только со стороны педагогов, но и родителей. Люди привыкли рвать охапки цветов, ветви хвойных деревьев, уничтожать грибы, ягоды, отлавливать животных. Теперь же нам надо воспитать такого человека, который удовлетворялся бы возможностью любоваться несорванным цветком, имея потребность не только брать от природы, сколько ей отдавать, который бы чувствовал свою ответственность за судьбу всего живого на земле. Экологическая культура людей, культура их взаимоотношений с природой, зависит от общей культуры человека, от уровня биологических знаний и составляет неотъемлемую черту личности человека. Экологическое образование необходимо всем. Без этого невозможно реальное осуществление обязанностей граждан, указанных в основном законе страны – Конституции РФ, в которой записано, что все граждане обязаны беречь природу и охранять её богатства. Отсюда вытекают и 3 гражданские обязанности родителей по экологическому воспитанию своих детей. Корни этического поведения в природе закладываются не только в д/с и школе, но в первую очередь – в семье. Чтобы оберегать и любить по- настоящему природу, её надо знать. Только незнание природы часто служит причиной равнодушия, а порой и жестокости по отношению ко всему живому. Иногда ребёнок может сломать ветку, ударить палкой лягушку, растоптать ногой жука, разорить муравейник, даже не подозревая, что это приносит огромный вред природе. Экологическое образование дошкольников в семье складывается из знакомства с видовым составом растений и животных местного края, их взаимосвязями с окружающей средой, а также путём чтения книг о природе, организации наблюдений за сезонными изменениями в жизни растений и животных, небольших экспериментов с растениями и животными в различных условиях дома и не улице. У детей в возрасте от 3-х до 7-ми лет начинает формироваться смысловая память и произвольное внимание. В этом возрасте дети маленькие исследователи. Они стремятся всё взять в руки, рассмотреть. Предметом их интереса становятся окружающие растения и животные. И вот тут-то и встаёт сама по себе перед родителями задача сообщать детям как можно больший объём знаний о природе. Отвечая на вопросы детей, желательно поддерживать возникший у них интерес к природе, побудить в них желание самостоятельно искать пути решения возникших задач. Очень полезно детей брать на дальние прогулки в лес, на речку. И чем чаще это делается, тем лучше. Используйте каждый свободный час. Идите с ребёнком в поле, лес, на берег пруда, самый непримечательный овражек, заросший кустарником, таит в себе изумительные вещи, если только вы умеете увидеть их и раскрыть глаза на них вашему ребёнку. Внимание ребёнка на прогулках желательно обращать на красоту и особенности сезона, увеличение или уменьшение длины дня и ночи, температуру воздуха (тепло, холодно, очень тепло, очень холодно, на характер выпавших осадков (снег зимой и дождь в другие сезоны года). Очень целесообразно показать малышу солнце, луну, звё зды и связанные с ним явления: закат, восход солнца, изменения формы луны. Детям интересно наблюдать природные явления. Одновременно внимание детей необходимо направлять нак зависимость между сезоном и состоянием растений, на то, что весной у деревьев и кустарников распускаются почки, растения цветут, осенью происходит листопад и плодоношение, зимой кустарники и деревья находятся в безлистном состоянии, в состоянии покоя. Постепенно, во время прогулок, ребёнка необходимо научить распознавать наиболее распространённые деревья и кустарники (ель, сосну, лиственницу, липу, рябину, клён, дуб, вяз, тополь). Во время прогулок детей в лес, их знания о деревьях расширяются: деревья узнают по цвету и поверхности коры (белая у берёзы, тёмно- 4 коричневая с глубокими трещинами у дуба, коричневая – у липы, жёлтосерая с трещинами у тополя, по форме листьев или особенностям хвои. Строение листьев хорошо рассматривать во время листопада. Найдите по одному листу липы, берёзы, дуба и покажите ребё нку в сравнении их между собой по форме: у липы листья округлые; у берёзы гладкие, треугольные; у дуба вырезные. Интересно сравнить хвою ели, сосны, лиственницы по цвету, величине и жёсткости, сравнить шишки этих деревьев. На прогулках в парк или сквер желательно знакомить детей с различными декоративными растениями (цветами, обращать внимание на их цветение, окраску их цветков, запах, некоторые особенности строения цветка. Пусть на каждой прогулке ребёнок узнаёт какое-нибудь новое декоративное растение. Однако при этом дети должны быть строго предупреждены, что в сквере, парке ничего рвать нельзя. Детям необходимо при случае показывать несъедобные ягоды и грибы, предупреждать их, чтобы они не отравились. Кажется, нет более простого, чем сбор ягод, но, оказывается, и здесь нужно позаботиться об охране природы и прививать детям правильные навыки сбора ягод. Нередко при сборе дети срывают ягоды вместе со стеблями и таким образом, бессмысленно уничтожают кустарник, который плодоносил бы ещё не один год. При сборе грибов детям показывают, как срезают ножом грибы, чтобы не повредить грибницу, объясняют, что раскапывание грибниц запрещено. Родители должны прививать детям привычку бережно относится к природе в целом, к лесу, водоёму. Загрязнение почвы стеклянной и железной тарой, полиэтиленом, выжиганием растительности, рубка здоровых деревьев наносят непоправимый вред природе, оказывают отрицательное воздействие на детей. Родители должны быть примером, образцом поведения в природе. Приучайте детей, чтобы они не рвали ветвей и листьев. Безусловно, часть работы по экологическому образованию и воспитанию в семье проходит на примерах сельскохозяйственных работ. Бывая с детьми на даче, желательно показывать им какие у сельскохозяйственных растений листья, стебли, цветки, какие плоды даёт то или иное растение, каким образом их собирают, как ведут уход за растениями, как он влияет на рост и развитие растений, как они развиваются в зависимости от сезонных изменений в природе. Детям нужно давать небольшое задание: посеять семена, посадить, например, несколько кустиков клубники, прополоть грядку. Желательно, чтобы были комнатные растения дома, за которыми ребёнок мог бы ухаживать. После каждого выхода в природу с детьми в процессе наблюдений за растениями или животными обычно возникает целый ряд вопросов, которые желательно, не откладывая в долгий ящик, выяснить в тот же день. Ответы на них можно найти в справочной литературе, которая необходима в повседневной жизни. Очень важно, чтобы родители во время прогулок с 5 детьми сами бережно относились ко всему, что их окружает, и научили этому детей.

4. Практическая часть (решение педагогических ситуаций).

Педагог: Предлагаем вам небольшой блиц - конкурс «Как растения и животные предсказывают погоду». Напоминаем вам начало приметы будущей погоды в поведении растений и животных, а вы заканчиваете строчку.

• Паук усиленно плетет паутину – (к сухой погоде).

• Уж на дороге греется – (перед дождем).

• Стрижи, ласточки низко летают – (дождь предвещают).

• Если утром трава сухая – (к вечеру ожидай дождя).

• Кошка свернулась клубочком – (к похолоданию).

• Воробьи в пыли купаются – (к дождю).

• Может кто-нибудь из вас напомнит другие приметы?

Решение педагогических ситуаций

Предлагаем вам разделиться на подгруппы по 3-4 человека. Каждая группа должна решить следующую педагогическую ситуацию. (Раздать каждой группе по 1 ситуации). На решение отводится 5 минут.

Педагогические ситуации

1. Вы идете на работу. На дорожке мирно беседуют две мамы. В это время их дети неподалеку ломают ветки молодого деревца. У обеих в руках уже по большой охапке. Как вы думаете, дети просто непослушны или им никто не говорил о том, что нельзя приносить вред растениям? Вы, молча, пройдете мимо, в душе осуждая матерей /детей/, или остановитесь и поговорите с матерями /с детьми/? Предложите свой вариант решения данной ситуации.

2. Антон и Олег построили из песка улицу. Мама Антона посоветовала: «Озелените улицу». «Как это сделать? - спросил Олег. «Нарвите веточек. Вот вам и, кусты и деревья!» - подсказала мама. Назовите ошибки мамы. Как бы вы поступили в данной ситуации? Творческое задание

Следующее задание творческое. Каждой группе надо нарисовать пословицу так, чтобы другие смогли ее «прочитать».

1. Весна красна цветами, а осень пирогами.

2. Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

3. Яблоко от яблони недалеко падает.

4. Что посеешь, то и пожнёшь.

5. Рефлексия. Подведение итогов.

Рефлексия «Проблема на ладошке»

Ход игры: Каждому участнику предлагается посмотреть на проблему как бы со стороны, как если бы он держал её на ладошке. Ведущий держит на ладошке красивый теннисный мячик и обращается к участникам семинара : «Я смотрю на этот мяч. Он круглый и небольшой, как наша Земля в мироздании. Земля – это тот дом, в котором разворачивается моя жизнь. Что бы я сделал с моей жизнью, если бы полностью был властен над ней?» (ответы родителей) Мы хозяева нашей Родины, и она для нас кладовая солнца с великим сокровищем жизни. Мало того, чтобы эти сокровища охранять, их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину. (М. М. Пришвин)

Итог

На этом наш семинар – практикум подошел к концу, надеемся, что он был для вас интересным и полезным.

«Теперь, когда мы уже научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди» (Б. Шоу). Жил один мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я её мертвлю, скажет мёртвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Всё в твоих руках». - Вот и мы говорим вам: «Будущее планеты в ваших руках! Берегите её!» Спасибо за внимание. Всего вам доброго!

Публикации по теме:

«Здоровый ребенок — счастливая семья». Семинар-практикум для родителей«Здоровый ребенок — счастливая семья». Семинар-практикум для родителей Цель: Познакомить родителей воспитанников с основными слагаемыми способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашних.

Семинар-практикум для родителей «Дети и творчество»Семинар-практикум для родителей «Дети и творчество» Цель. Создание условий для повышения компетентности родителей по вопросу влияния развития творческих способностей детей на общее развитие.

Семинар-практикум для родителей «Играйте вместе с детьми!» (первая младшая группа)Семинар-практикум для родителей «Играйте вместе с детьми!» (первая младшая группа) Цель: дать родителям знания о значении подвижной игры в развитии ребенка, о влиянии подвижной игры на детей раннего возраста. План семинара.

Семинар-практикум для родителей «Использование мнемотаблиц в работе с детьми»Семинар-практикум для родителей «Использование мнемотаблиц в работе с детьми» Здравствуйте, дорогие мои МААМОВЦЫ!Вот и конец учебного года! Для многих педагогов настало время подводить итоги. Вот и у нас в детском.

Семинар-практикум для родителей «Пластилинография» Семинар – практикум для родителей «Пластилинография и ее значение для развития ребенка» Цель: Предоставить родителям знания о пластилинографии.

Семинар-практикум для родителей «Права маленького гражданина» Цель. Правовое просвещение родителей. Задачи. 1. Познакомить родителей с нормативно- правовыми актами, призванными защищать права детей.

Семинар-практикум для родителей старшей группы «Творческие игры из ничего»Семинар-практикум для родителей старшей группы «Творческие игры из ничего» Форма проведения: практикум. Цель: уточнить, закрепить и углубить знания родителей о творческих играх с детьми. Задачи: - показать родителям.

Семинар-практикум для родителей «Здоровье ребенка в наших руках» Цель: Познакомить родителей воспитанников с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашних.

Семинар-практикум для родителей «Как помочь ребенку учиться»Семинар-практикум для родителей «Как помочь ребенку учиться» Цель: Объединить усилия родителей и педагогов по формированию успешной учебной деятельности учащихся. Задачи: • Оценка значимости.

Семинар-практикум «Реализация регионального компонента в образовательном процессе ДОУ по экологическому воспитанию»Семинар-практикум «Реализация регионального компонента в образовательном процессе ДОУ по экологическому воспитанию» В нашей области и стране в целом, сегодня происходят большие изменения. Государство и регион ищут – и находят – новые пути развития. Но.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для родителей по экологическому образованию «Экология и мы»
Опубликовано: 7 декабря 2021 в 17:46
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум для родителей по экологическому образованию «Экология и мы»» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Воскресенская (УИ 820117) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД