Светлана Иванова
Семинар-практикум для воспитателей «Сенсорное воспитание в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 103»
Здание №3
Семинар – практикум для педагогов
«Сенсорное воспитание в ДОУ»
Старший воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 103»
Иванова С. А.
Нижний Новгород
2017
Семинар – практикум для педагогов
«Сенсорное воспитание в ДОУ»
Цель:
Повысить педагогическую грамотность педагогов в вопросе сенсорного воспитания в ДОУ
Задачи:
Публикация «Семинар-практикум для воспитателей „Сенсорное воспитание в ДОУ“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- актуализировать теоретические знания педагогов о сенсорном развитии и сенсорном воспитании
- дать практический материал для использования в работе с детьми
Ход семинара – практикума :
Добрый день, уважаемые коллеги!
Сегодня мы поговорим с Вами о сенсорном воспитании в ДОУ.
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств, предметов, в частности игрушек и других предметов домашнего обихода. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. В исследованиях ученых этот процесс называется «сенсорное развитие». Но есть еще и понятие «сенсорное воспитание», «сенсорная культура».
Вопрос к педагогам - Как Вы думаете, эти понятие одинаковые или между ними есть разница?
Давайте вспомним, что такое «сенсорное развитие», «сенсорное воспитание», «сенсорная культура» (ответы педагогов) (слайд 2)
Сенсорное развитие ребенка –
- это способ познания окружающего мира
- развитие представлений о внешних свойствах предмета
- формирование новых, не существующих у ребенка ранее сенсорных процессов и свойств.
Если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно не редко оказывается поверхностным, неполноценным.
Здесь-то и приходит на помощь сенсорное воспитание - последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества. Например, никто не станет сомневаться, что у человека, который с детства пробовал разнообразные блюда разных национальных кухонь, вкус будет гораздо тоньше, чем у того, кто ел только каши и макароны.
Мы сказали, что сенсорное развитие - это формирование у ребенка ранее сенсорных процессов и свойств.
Вопрос к педагогам – Какие вы знаете сенсорные процессы? (слайд 4)
Познание начинается с чувственного ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира, с ощущений (слайд 5)
Первый источник знаний о мире - ощущения. С помощью ощущений ребенок познает отдельные признаки, свойства предметов, которые непосредственно воздействуют на его органы чувств.
Вопрос к педагогам – назовите виды ощущений и органы чувств
Существуют следующие виды сенсорных ощущений : зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые.
Вывод:
- способствовать развитию всех органов чувств (слайд 6)
Более сложным познавательным процессом является восприятие, обеспечивающее отражение всех (многих) признаков предмета, с которым ребенок непосредственно соприкасается, действует (слайд 7)
Вопрос к педагогам - Как ребенок познает окружающий мир? (обследование)
Согласно новейшим исследованиям, ощущение и восприятие представляют собой особые действия анализаторов, направленные на обследование предмета, его особенностей. Развивать анализаторы ребенка - значит обучать его действиям обследования предмета, которые в психологии называются перцептивными действиями. С помощью перцептивных действий ребенок воспринимает в предмете новые качества и свойства: поглаживает, чтобы узнать, какова поверхность (гладкая, шершавая); сжимает, чтобы определить твердость (мягкость, эластичность) и т. д.
Вопрос к педагогам – вспомните методику проведения обследования предмета (слайд 8)
Обобщенные способы обследования предметов имеют важное значение для формирования операций сравнения, обобщения, для развертывания мыслительных процессов.
Вывод:
- своевременно обучить ребенка действиям обследования.
Научить ребёнка обследовать предметы и различать их свойства ещё недостаточно для полноценного развития восприятия. Необходимо уметь определять отношение выявленных свойств данного предмета к свойствам других предметов
Каждый человек, в процессе своего индивидуального развития осваивает системы эталонов и научается ими пользоваться как мерками качества для анализа воспринимаемой окружающей действительности и для систематизации своего сенсорного опыта (слайд 9)
«Сенсорные эталоны» представляют собой общепринятые образцы внешних свойств предметов. Сенсорными эталонами мы, взрослые, владеем, совершенно о них не задумываясь. Ребенок оперирует ими с той же легкостью лишь к пяти годам.
Вопрос к педагогам - Назовите сенсорные эталоны
- Эталоны цвета - семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности.
- Эталоны формы — геометрические фигуры;
- Эталоны величины — метрическая система мер.
- Эталоны вкуса – сладкий, соленый, горький и кислый.
- Эталоны запаха – тяжелые и легкие, сладкие, горькие, свежие
- Эталоны осязания - тактильную (поверхностную) чувствительность (ощущение прикосновения, давления, боли, тепла, холода и др.).
Практические упражнения по закреплению «сенсорных эталонов»
1. Цвет является значимым свойством объектов окружающего мира. Цвет нельзя выделять практическим путем, в ходе действий с предметами, как, например, форму или величину. Тем не менее, это свойство, которое первым обращает на себя внимание, позволяет выделять объект среди других и запомнить его.
задания
1. Знакомство с цветом начинается с …. цветов
2. Вспомните оттенки основных цветов
3. Разделитесь на 2 группы по цвету кофт
2. Геометрические фигуры представляют собой сенсорные эталоны, пользуясь которыми, человек ориентируется в формах окружающего мира. Развитие сенсорных эталонов геометрических фигур осуществляется посредством их свойств, проявляющих себя внутри сказочного сюжета. Например, с Колобком (круглый, катится).
Упражнение «скульптор». Команда выбирает ведущего, который будет скульптором, а все остальные участники превращаются в большой кусок пластилина. Скульптору предлагается слепить следующие фигуры: ромб, квадрат, прямоугольник, круг (по времени)
3. Проблема развития представлений о величине – это проблема не только развития мышления, но и восприятия. Ребенок получает представление о предметах и явлениях окружающего мира, в том числе и об их величине, прежде всего, путем их обследования в действии: ощупывают игрушку, проходят расстояние, поднимают предмет, ощущая его вес и т. д.
Задания:
Построиться в шеренгу
- по длине волос от самых коротких до самых длинных
- по размеру ноги
- по обхвату бедер
- по длине юбок
4. Звуки окружающего и фонематический слух (фонемы родного языка, звуковысотные отношения, музыкальные ноты)
Задание:
Игра определи на слух (прослушивание аудиозаписи «Ферма», после чего задается вопрос «Какие звуки вы услышали)
5. Обоняние и вкус также важны для человека, но они не являются доминантными. Обоняние дарит человеку возможность насладиться приятными запахами фруктов, приправ, цветов, парфюмерии, вкус позволяет ощутить разнообразные вкусовые качества пищевых продуктов. Однако если вкус и обоняние недостаточно развиты, это не мешает жизни, хотя и значительно обедняет ее.
Игра «Определи на запах»
6. Для развития тактильного восприятия ребенка играйте с разнообразными природными материалами и предметами, отличающимися структурой поверхности. Давайте малышу разные игрушки: пластмассовые, резиновые, деревянные, мягкие, пушистые.
Игра «Определи на ощупь»
7. Расположение в пространстве
Ориентировка в пространстве понимается как ориентировка на местности, в том числе процесс движения: выбор направления движения, определение положение объектов (вверху – внизу, около, под и т. д.) Трудности, с которыми связано овладение пространственными представлениями, связаны с тем, что, ориентируясь в пространстве, ребенок находится внутри его, поэтому они остаются не наблюдаемыми. Значит для того, чтобы ребенок мог наблюдать пространственные отношения, исследовать и экспериментировать с ним, нужно «вывести» его за пределы данного пространства.
Задание «Графический диктант»
Сделаем общие выводы по материалу и сформулируем цели и задачи
(слайд 10)
«Золотой порой» сенсорного развития психологи и педагоги считают ранний возраст.
Вопрос к педагогам – вспомните ведущие виды деятельности в каждом возрасте и ее особенности (слайд 11).
Этапы развития ориентировочно – исследовательских действий
1. Ориентировка на результат (практические пробы с физической силой)
2. Внешние ориентировочные действия (пробы и примеривания)
3. Сочетание внешнего ориентировочного действия со зрительным перцептивным действием
4. Свернутая ориентировка
Вопросы к педагогам – какие методы и приемы сенсорного воспитания Вы используете в работе с детьми?
• дидактические и развивающие игры
- перебирание мелких предметов;
- шнуровка, нанизывание;
- застежки (пуговицы, крючки, молнии, замки, крышки);
- конструктор;
- кубики;
- вкладыши;
• предметная деятельность
• элементарная продуктивная деятельность:
- выкладывание из мозаики;
- рисование в воздухе;
- рисование различными материалами (карандашом, мелом, краской);
- работа с бумагой (аппликация);
• пальчиковая гимнастика
Все материалы можно разделить на группы:
• Для развития представлений о цвете
• Для развития представлений о форме
• Для развития представлений о величине
• Для развития тактильных ощущений
• Для развития мелкой моторики руки
• Комплексные пособия
•
Также можно выделить:
• Промышленные пособия
• Пособия-самоделки