Елена Егорова
Семинар-практикум для воспитателей «Народная кукла»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум для воспитателей
Цель:
Повышать профессиональное мастерство педагогов.
Задачи:
1. Формировать у педагогов представления о традиционной народной игровой кукле, истории её развития.
2. Познакомить с разновидностями народной куклы.
3. Познакомить с технологией изготовления куклы Масленица (тряпичная).
Публикация «Семинар-практикум для воспитателей „Народная кукла“» размещена в разделах
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
Актуальность - "Воспитательный дух фольклора"
Воспитательный дух фольклора формирует внутренний мир, закладывает первые нравственные представления. Это особенно важно на современном этапе развития нашего общества, которое в начале третьего тысячелетия столкнулось с ситуацией разрушения идеологии духовности, нравственности, морали. Воспитательный дух фольклора закладывает нравственные представления, формирует внутренний мир подрастающего поколения. Невозможно воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну без знания народных традиций, своих корней и истории.
5. Что такое кукла?
Кукла - самая старинная и самая распространения игрушка.
Кукла не рождается сама : ее создает человек. Кукла передаёт в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. Именно узнаваемость человеческих черт – ценность традиционной народной куклы. В русской кукле уживаются сакральная и игровая направленность. Народные куклы позволяли в детских играх отображать мир взрослых. В игре воспроизводились наиболее значимые события жизни: рождение и смерть, свадьба, праздники, связанные с сезонными изменениями в природе и т. д.
6. Куклы изготавливали из подручных материалов.
Непременным условием изготовления куклы была ее безликость.
Кукол бережно хранили, и никогда не выбрасывали.
(не переключать)
История возникновения народной игрушки :
Игрушка во все эпохи была связана с игрой – ведущей деятельностью, в которой формируется личность ребенка: ум, физические и нравственные качества. Однако, каждая эпоха накладывала свой отпечаток на содержание игрушек, их внешний вид, и соответственно на сами игры.
Это самая ранняя форма художественного творчества народа, населявшего Россию, которая на протяжении многих веков видоизменялась, сочетая в себе колорит и многогранность культуры нашего народа. События жизни: рождение и смерть, свадьба, праздники, связанные с сезонными изменениями в природе и т. д.
В русских крестьянских семьях игру в куклы не считали пустой забавой. Наоборот, она всячески поощрялась. Крестьяне верили, что чем больше и усерднее ребенок играет, тем больше будет достаток в семье и благополучнее жизнь.
Чтобы отделить кукол игровых от обрядовых, изготовленных для проведения различных магических действ, последним намеренно не изображали черты лица. Безликость куклы – порождена боязнью «оживления» человеческой фигурки путем придания ей окончательного сходства с оригиналом. При изготовлении куколки не пользуются ни ножницами, ни иглой, ни клеем. Кукла изготавливается только на основе разрыва ткани и нитей, скручивания и завязывания.
Кукол дарили друг другу в знак любви и дружбы. При этом считалось, что подарок, сделанный от чистого сердца, приносит счастье, а с затаенной неприязнью – накликает всяческие напасти и беду.
Вещи из льняного холста хранятся буквально веками. Это свойство материала обеспечивало тряпичным куклам «долгую жизнь», что в старину считалось очень важным, ведь тогда было в обычае передавать их по наследству как залог счастливого материнства и семейного благополучия. Их хранили в семьях, передавая из поколения в поколение вместе с традиционными приемами их изготовления. Молодые девушки после свадьбы приносили с собой в дом мужа целые корзины такого добра и продолжали играть с куклами вплоть до рождения первенца.
А пока девочка была маленькой, для нее делали кукол мама, бабушка и старшие сестры. Они всегда находили для этого время, несмотря на тяжелый крестьянский труд. Когда малышке исполнялось пять лет, и наступала пора самой сооружать кукол, тогда бабушка доставала из заветного сундука волшебных кукол, разноцветные лоскутки, мотки ниток и начинала обучать внучку старинному искусству кукольного рукоделия.
Различные действия с куклой, предполагающие общение, диалог, стимулируют, в частности, развитие речевых навыков, а многократное обыгрывание знакомых ребенку ситуаций («кормление куклы», «кукла заболела», «пора спать») – простой и естественный путь закрепления приобретенного опыта.
7. Все народные куклы делятся на три группы:
обрядовые,
игровые,
обереги.
8. В каждом виде были подвиды.
9. Куклы - Обереги. В глубокой древности у кукол было другое предназначение, она была человеку защитой от болезней, несчастий, злых духов. Кукла берегла человека, ее так и называли: оберег или берегиня. Как правило, самыми охранными были куклы, выполненные без иглы и ножниц. Ткань старались при изготовлении кукол не резать, а рвать (иногда кукол так и называли — "рванки").
10. Пеленашка — древнейшая кукла-оберег. Пеленашка находилась в люльке до крещения ребёнка (При крещении младенец приобретал статус человека). Эту куклу хранили в семье вместе с крестильной рубашкой. Кукла была легка в изготовлении, для неё использовались куски ношеной, чаще домотканой одежды. Спеленутая кукла могла быть использована детьми в играх.
11. Важным моментом в жизни человека является свадьба. На этот случай существовала специальная обрядовая кукла «Парочка», иногда такую куклу называли «Неразлучники». У женской и мужской фигуры общая рука — символ крепкого брачного союза. Свадебную «Парочку» изготавливали из трех красных лоскутов одного размера. Куклу дарили молодым на свадьбе, закрепленную на полотенце. Когда рождался в молодой семье первый ребенок, полотенцем начинали пользоваться, а куклу давали ребенку или хранили всю жизнь как оберег семьи и брака.
12. Кукла-Зернушка, Раньше в деревнях в конце лета, когда на полях собирали урожай, лучшую, отборную часть зерна прятали в специальный мешочек, наряжали его куколкой и бережно хранили до посева следующего года
13. "День и Ночь" (она относится к двуликим или парным куклам). Как правило, её делали под Новый год.
14. Кукла — веник помогала хозяйке "вымести сор из избы". Конечно, это был не материальный мусор, а сор, из-за которого происходили ссоры, разлад в доме.
15. Куклы-лихорадки. Двенадцать куколок, спеленутые как младенцы, скрепленные вместе. Их помещали за печкой, чтобы их никто не видел. Лихорадки спасали от болезней.
16. Обрядовые- Куклы. У народов России куклы использовались в различных обрядах и праздниках народного календаря. Куклы во многом были связаны со всевозможными обрядами во время проведения праздников.
17. Кукла-Стригушка была связана с богатым урожаем. Стригушки делали из соломы, лыка, отходов льнопроизводства.
18. В Крещенские дни делали куклу Крестец, ставили её у ведра с водой, обязательно освящённой. Считалось, что в эти дни вода была святой.
19. Очень необычными были красноликие пасхальные куклы, которых делали к Вербному воскресению, обязательно из красного лоскута.
20. В масленичную неделю такую куклу вывешивали за окно. Это было знаком того, что теща ждала зятя и дочь в гости на блины.
21. На праздник Ивана Купалы делали на крестообразной основе куклу Купавку, На руки Купавки вешали ленточки — заветные девичьи желания, потом их отправляли плыть по реке. Ленточки, плывущие по реке, забирали с собой несчастья и невзгоды. Кукла "Купавка".
22. Десятиручка -кукла, предназначенная молодухе (девушке, недавно вышедшей замуж). Такую куклу часто дарили невесте на свадьбу, чтобы она всё успевала, и всё у неё в семье ладилось.
23. Игровые куклы Игру в куклы крестьяне не считали пустой забавой. Они верили, что чем усерднее играет ребенок, тем больше будет достаток в семье, а если с куклами плохо обращаться – неприятностей не миновать. Играли не только девочки и подростки, но и девушки на выданье. Девушки приносили своих кукол на посиделки, в гости, в поле.
24. Зайчика на пальчик делали детям с трех лет, чтобы они имели друга, собеседника. Эту игрушку раньше родители давали детям, когда уходили из дома, и если становиться скучно или страшно к нему можно обратиться как к другу, поговорить с ним, пожаловаться или просто поиграть.
25. Куклу «Бабочку» подвешивали над колыбелькой, ею играли и девочки, и мальчики.
26. Узелковая кукла — самая подходящая первая кукла для младенца, однако при всей своей простоте годится практически для любого возраста.
Ведущий:
У бабушки Насти
Волшебный ларец… (обращаюсь к сундуку)
Там заперт на ключ…
Волшебный дворец…
Позвонили в бубенец (звук колокольчика)
И попали во дворец…
Открывается палата (поднимаю крышку)
Смотрим, чем она богата?
Нет ли там чудовища? (Нет)
Есть ли там сокровища? (Да)
- Смотрите-ка, что это у меня в сундуке?
Эй, внимание, всем вниманье!
Начинаем мы гулянье.
Торопись, честной народ,
Всех вас ярмарка зовет!
Что душа твоя желает -
Все на ярмарке найдешь.
Все подарки выбирают,
Без покупки не уйдешь.
На любой ярмарке была лавка мастеров, где каждый желающий мог научиться какому-либо ремеслу. И сегодня на нашей ярмарке для вас открыта лавка мастеров, где мы попробуем возродить русскую народную традицию женского рукоделия.
Пожалуйста, располагайтесь в нашей лавке мастеров. Все мы — женщины. Каждая из нас волшебница, хранительница домашнего очага, фея. Все в этом мире держится на женщине.
Фея знала свое дело,
И, летая в небесах,
Днем и ночью, то и дело
Совершая чудеса.
Фея кукол создавала,
Мастерила, колдовала,
Все, чего она касалась,
Оживало, просыпалось.
И в ее руках послушно
обретали куклы души.
Ведь у кукол судьбы тоже
С человеческими схожи.
А потом свои трофеи
Раздавала людям фея.
Потому что это средство,
Чтобы вечно помнить детство.
Обучение педагогов иготовлению куклы «Веснянка»