НАДЕЖДА ТЕРЕХИНА
Семинар-практикум для воспитателей «Игровая гимнастика после сна»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум «Игровая гимнастика после сна»
«Семинар-практикум» для воспитателей.
Тема:
«Игровая гимнастика после сна».
Гимнастика после дневного сна- это одно из средств сохранения здоровья дошкольников.
Публикация «Семинар-практикум для воспитателей „Игровая гимнастика после сна“» размещена в разделах
- Гимнастика после сна. Пробуждающая гимнастика, побудка
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Ребенок испытывает на себе целый комплекс неблагоприятных факторов: эмоциональные напряжения, информационные перегрузки, плохие экологические условия. В этих условиях надо применять комплекс разнообразных средств, способствующих сохранению и укреплению здоровья.
Одним из мероприятий, оказывающих благоприятное воздействие на здоровье организма, является физические упражнения после дневного сна.
Физические упражнения после дневного сна полезна только при условии ее грамотного применения, которое учитывает специфику функционирования организма после сна, а также индивидуальные особенности ребенка.
Необходимо использовать в виде игры упражнения для бодрящей гимнастики. Комплексы упражнений составляются один раз в две недели. Движения связаны каким-либо образом или сюжетом, игровой образ подталкивает к выполнению подражательных движений. Смена видов двигательной деятельности с разной физической нагрузкой сосредотачивает внимание детей, способствует хорошему пробуждению,снимает сонливость.
Пробуждение детей после дневного сна требует от педагога особого подхода. Когда наступает время подъёма воспитатель включает тихо мелодичную музыку, даёт детям возможность проснуться, сделать ряд физиологических движений;(потянуться в кровати, свернуться калачиком, т. е. произвести те движения, которые требуются ребёнку). Затем музыка звучит веселее, и воспитатель предлагает выполнить 3-4 упражнения сначала из исходного положения лёжа, затем сидя.
Это позволяет пробудить организм, нормализовать кровообращение, снять вялость. Быс Проснувшись улыбнуться. Затем лёжа на спине, дети растирают ладони, поглаживают руки от кистей вверх, ладонями растирают ушные раковины, круговыми движениями почасовой стрелке поглаживают живот.
Убирается из-под головы подушка, одеяло откидывается, и выполняются упражнения лёжа на спине. Темп медленный или средний.
Игра помогает воспитателю завоевать доверие и расположение детей. Она очень нравится малышам, потому что отвечает их основным потребностям и прежде всего в движении. Игра построена на простых движениях и действиях, выполняемых одновременно взрослым и детьми. Это сближает малышей друг с другом и взрослым, и отвечает их склонности к подражанию. В то же время игра организует детей. Организованность здесь достигается естественно, без всякого сопротивления со стороны малышей.
Дети выполняют ряд упражнений лё жа в постели: сгибание и разгибание ног, подтягивание согнутых в коленях ног к груди с обхватом их руками, перекрёстные движения рук и ног, упражнения “Качели” и “Велосипед”. Сидя “по-турецки” выполняют дыхательную гимнастику : “Сдуваем пёрышки”, “Нюхаем цветочек”, “Надуваем шарик”, затем точечный массаж.
Следующий этап: ходьба по “дорожке здоровья”, которая в себя включает:
ходьба по «колючему» коврику,
ходьба по коврику из пуговиц,
ходьба по ребристой поверхности,
ходьба по следам (равновесие,
прыжки на двух ногах из круга в круг.
Это способствует активному включению в рабочий ритм.
Как средство повышения защитных сил организма закаливание занимает ведущее место в воспитании здорового ребёнка. Оно возникло ещё в глубокой древности.
Родители из-за боязни простудить ребё нка уже с первых дней его жизни начинают заниматься организацией защиты от простуды: укутывают малышей.
Закалённый человек характеризуется обязательным наличием в его организме температурного баланса, проявляющегося в сохранении температуры тела на постоянном уровне при любых воздействиях внешней среды.
Многие маленькие дети любят ходить босиком. Как при других методах закаливания, важно выполнять определённые правила. Начинать нужно с малых непродолжительных воздействий (3 мин) босиком на коврике или одеяле.
Трудно малыша заставить целенаправленно выполнять какие-либо. Ребенку должно быть интересно это делать не потому, что «надо» и «полезно», а потому, что ему это нравится. Именно поэтому представляются измененные в виде игры упражнения для бодрящей гимнастики.
Упражнения необходимы каждому ребенку для улучшения и поддержания нормального состояния здоровья.
Основные задачи, решаемые с помощью физических упражнений:
• Устранить некоторые последствия сна (отечности, вялость, сонливость и др.)
• Увеличить тонус нервной системы
• Усилить работу основных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, системы желез внутренней секреции и других).
Решение этих задач позволяет плавно и одновременно быстро повысить умственную и физическую работоспособность организма и подготовить его к восприятию значительных физических и психических напряжений.
В результате грамотного выполнения комплекса упражнений создается оптимальная возбудимость нервной системы, улучшается работа сердца, увеличивается кровообращение и дыхание, что обеспечивает повышенную доставку питательных веществ и кислорода к клеткам. После хорошей зарядки исчезает чувство сонливости, вялости, слабости, повышается умственная и физическая работоспособность, активность, настроение и самочувствие.
Виды гимнастики :
Условно можно поделить на:
1 Разминка в постели и самомассаж
2 Гимнастика игрового характера -
3 Гимнастика с использованием тренажеров или спортивного комплекса
4 Пробежки по массажным дорожкам
Всем нам хорошо известно выражение «Встал не с той ноги». Знакомо и настроение, которое данные слова характеризуют - приятным такое состояние не назовешь, и к активной деятельности оно не располагает.
Надо стремимся к тому, чтобы наши малыши крепко поспали, в хорошем настроении проснулись, зарядились бодростью и энергией для насыщенной и содержательной деятельности во второй половине дня.
Введение
Трудно переоценить роль дневного сна в физическом и интеллектуальном развитии ребенка. Отдых в середине дня ему просто необходим. Но как помочь проснуться малышу в хорошем настроении и активно продолжить день? Проведите после тихого часа бодрящую гимнастику.
Слайд 3
Основная цель гимнастики после дневного сна – поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений.
Сохранить и укрепить
здоровье детей.
ЗАДАЧИ:
Оздоровительные:
• укреплять опорно-двигательный аппарат;
• совершенствовать и развивать координацию движений;
• повысить жизненный тонус;
• укрепить иммунитет;
• тренировать терморегуляционный аппарат.
Обучающие:
• учить детей дышать через нос;
• упражнять в плавном свободном выдохе;
• формировать умения выполнять движения по показу взрослого.
Воспитательные :
• воспитывать привычку здорового
Комплексы оздоровительной гимнастики после дневного сна составляются на месяц. За это время дети успевают овладеть техникой выполнения отдельных оздоровительных процедур.
Комплекс гимнастики после дневного сна длится 10–15 мину
Элементы гимнастика в постели : потягивания, поочередное и одновременное поднимание и опускание рук и ног, элементы самомассажа, пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз и т. д.
Основное правило- исключить резкие движения, которые могут вызвать растяжения мышц, перевозбуждение, перепад кровяного давления и, как следствие, головокружение. Длительность гимнастики в постели – около 2-3 минут.
Следующий этап- дети переходят в «холодную» комнату босиком и в трусиках. Там они выполняют корригирующую ходьбу или комплекс упражнений, направленных на профилактику плоскостопия (в положении сидя на стуле или сидя на ковре). Необходимо следить за правильностью выполнения упражнений для ног, за осанкой детей – положением головы, спины, плеч, рук. Длительность этой части гимнастики – 2-3 минуты.
Далее дети выполняют несколько физкультминуток или комплекс упражнений, направленный на профилактику нарушений осанки. Чтобы заинтересовать детей, можно использовать кубики, мячи, обручи, гантели, гимнастические палки. Они тоже выполняются в течении 2-3 минут.
Затем выполнения комплекса дыхательной гимнастики, что очень важно для укрепления иммунитета, профилактики простудных заболеваний и заболеваний верхних дыхательных путей. Часто эта часть гимнастики обычно вызывает трудности у детей, поэтому педагоги склонны ограничиваться выполнением одного – двух дыхательных упражнений в течении нескольких секунд. Увеличивать их дозировку нужно постепенно от 0,5-1 до 5-7 минут. (у детей может наблюдаться головокружение и тошнота).
Затем проводится дифференцированная работа с нуждающимися детьми (например, с часто болеющими). Можно организовать самостоятельную деятельность детей по оздоровлению (дать задание детям стопами собрать карандаши правой,потом левой ногой). В это время другие дети под руководством воспитателя или его помощника выполняют водные процедуры (умывание, обливание рук прохладной водой т. п.)
Общая длительность оздоровительной гимнастики после дневного сна должна составлять не менее 12-15 минут (ст. возраст, 7-10 минут (мл. возраст).
Гимнастика после дневного сна в сочетании с контрастными воздушными ваннами помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушений осанки и стопы. Летом эту гимнастику следует проводить при открытых фрамугах.
Все оздоровительные мероприятия лучше проводить в игровой форме. Надо создать положительный эмоциональный фон, вызвать повышенный интерес ко всем оздоровительным процедурам. Кроме того, принимая определенный игровой образ, дети зачастую лучше понимают технику выполнения того или иного упражнения. Так одновременно решаются несколько задач: оздоравливаем детей, развиваем у них двигательное воображение. А главное – все это доставляет им огромное удовольствие.
Ожидаемые результаты
• улучшить здоровье, иммунитет и опорно-двигательный аппарат детей;
• хорошее эмоциональное состояние;
• развитие координацию движений;
• научит дышать через нос;
• будет способствовать воспитанию
привычки к здоровому образу жизни.