Оксана Халеева
Семинар-практикум «Кто я такой?» (знания о себе)
▼ Скачать + Заказать документы
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «Кто я такой?» (знания о себе)
Блоки
Я-человек. Цели- идентификация своего имени с собой; знакомство с внешними частями тела; дать представление о способах выражения своих состояний с помощью мимики и жестов; устанавливать связи между строением органа и его назначением.
Я осваиваю гигиену и этикет. Цели – рассказать о культуре еды, правилах поведения за столом; о последовательности одевания, умывания, правил гигиены; учить рациональным способам самообслуживания.
Публикация «Семинар-практикум „Кто я такой?“ (знания о себе)» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Я учусь правильно организовывать свою жизнь. Цели – формировать устойчивую привычку к режиму двигательной активности; рассказать, что человек – живой организм, чтобы жить, необходимо активно двигаться, для этого и предназначены органы человека: ноги, руки, туловище, голова; рассказать о рациональном отдыхе, развивать стойкую привычку к спорту, физической культуре, зарядке.
Я учусь охранять свою жизнь и здоровье. Цели – рассказать о здоровье человека, о сохранении целостности органов, об основных правилах безопастности поведения на улице и в помещениях; познакомить с профилактикой заболеваний: самомассаж, закаливание, правильное дыхание; соблюдение режима дня; первая помощь при травмах и обморожениях: замерзло лицо на морозе – разотри легко шарфом, озябли ноги – попрыгай, пошевели пальцами, промочил ноги – переоденься в сухое.
Эти блоки должны быть интегрированы в различные режимные моменты: игру, прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность детей.
Акцент в своем выступлении я буду делать на здоровом образе жизни дошкольников.
Методические рекомендации по реализации программного содержания.
Воспитание детей 2-4 лет осуществляется на яркой эмоциональной основе. Изучение программного содержания осуществляется в процессе дидактических игр, развлечений, на занятиях, а также в нерегламентированной и самостоятельной деятельности детей.
Дети 4-6 лет очень активны, проявляют самостоятельность, поэтому педагогу следует насыщать детскую деятельность практическими ситуациями, познанием. Высокая эмоциональность в этом возрасте позволяет развивать у детей сочувствие, взаимопомощь, доброжелательность, стремление к общению со взрослыми.
При этом ребят побуждают задавать вопросы в ходе наблюдений, рассказывать об увиденном, устанавливать разнообразные по содержанию связи: между строением органов, частей тела, их назначением и гигиеной, а также соотносить это со своим здоровьем. Дети не должны быть пассивными слушателями.
Дошкольники 5-7 лет стремятся к самоутверждению, поэтому воспитатель обязан создать условия для развития самостоятельности у детей в решении своих проблем здоровья, проявлении инициативы, творчества, преодолении трудностей, оценочных суждений о здоровье человека. А также осознания мотивации сохранения и укрепления собственного здоровья.
Используемые методы должны отличаться доступностью и простотой, образностью восприятия, пробуждать в ребенке интерес, желание отвечать на вопросы.
Поисковая деятельность. Экспериментирование.
В старшем дошкольном возрасте потребность в новых впечатлениях способствует развитию поисковой деятельности, направленной на познание человека. В результате разнообразной поисковой деятельности ребенок получает новую информацию. Некоторые авторы, например Н. Н. Поддьяков, в качестве основного вида такой деятельности выделяют экспериментирование, которое претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития.
Я рекомендую вам использовать в своей работе 2 вида экспериментирования: когда активность проявляет сам ребенок (ставит цель, ищет пути и способы ее достижения) и когда поиск осуществляется с помощью взрослого. При этом большое значение имеет подбор специальных искусственных и естественных объектов, наглядных изображений, пособий, оборудования, материалов.
В процессе экспериментирования дети осуществляют не только поисковую деятельность для решения поставленных задач, но и приступают к экспериментированию социальному, к познанию собственного внутреннего мира, что способствует развитию личности в целом.
Специфика ознакомления дошкольников с человеческим организмом заключается в том, что благодаря присущему детям наглядно-образному мышлению они не способны освоить знания в словесной форме. В виде готовых обобщений. В основе процесса познания лежат многочисленные наблюдения и эксперименты, которые позволяют детям самостоятельно улавливать общие закономерности процессов, происходящих в организме. Понимать биологический смысл гигиенических процедур и здоровьесберегающих мероприятий.
Тренинги
Психофизический тренинг «Мысленная прогулка по своему организму с целью его укрепления»
Текст тренинга можно заранее записать на магнитофон и прослушать вместе с детьми, но можно и проговаривать его.
- Я приглашаю вас, дети, совершить сегодня необыкновенную прогулку – мысленную, воображаемую прогулку по загадочным «улицам», «рекам», «городам» удивительного царства – организма.
- Можно сесть или лечь так, как вам удобно. Закройте глаза и расслабьтесь. - А теперь представьте, что вы становитесь меньше и меньше, пока не превратитесь в маленькую точку. Вы – маленькая точка, вы можете путешествовать где хотите.
- Путешествие начнем с большого пальца левой ноги. Отправляйтесь туда, отсюда начнется наша прогулка – путешествие, сюда мы и вернемся и т. д.
Тренинг творческих зрительных восприятий
Упражнение «Фотоаппарат»
Группа детей садится в полукруг. Один ребенок «фотографирует» - запоминает внешний вид детей, их расположение. Затем ребенок – «фотограф» выходит. Играющие пересаживаются или меняют внешний вид: прическу, детали одежды. «Фотограф» выясняет, что изменилось.
Тренинг творческих обонятельных и вкусовых восприятий
Упражнение «Волшебный тазик»
-Представьте, дети, что перед каждым из нас на полу стоит маленький тазик. Он не простой, а волшебный, по нашему желанию он будет наполняться чем угодно.
Давайте представим, что в каждом тазике перед нами мед. Вспоминайте его. Какой он? Золотистый, прозрачный, вкусный. Слегка наклоните к себе тазик. Вот так.
-Мед жидкий или густой? Убедитесь, какой он густой. Видите, как он медленно стекает?
-Вспомните запах цветов, цветущих деревьев. Вспоминаете запах меда? Окуните пальчик в свой волшебный тазик. Подденьте немного меду. Видите, как он медленно стекает по пальцу тяжелой струйкой? Вам хочется попробовать его? Попробуйте …
Тренинг творческих тактильных восприятий
Обсуждение вопроса «Можно ли видеть пальцами?» Упражнение «Узнай, кто подошел?». Исследуя пальчиком- узнавальчиком» форму головы, одежду, прическу, ребенок определяет подошедшего мальчика или девочку.
Тренинг органов чувств
Цель: совершенствовать визуальный аудиальный, кинестетический типы репрезентации.
В определенных местах комнаты лежат или висят цветные бумажные модели глаза, уха, изображения улыбающегося и грустного человека. Педагог предлагает детям стать одним из указанных органов чувств. Группа детей разделяется на три команды «Глаз», «Ухо», «Чувства».
Первая группа- «глаза». Им предлагается придумать и показать сцену из немого «кино».
Вторая группа детей – это «уши». Придумывание и воспроизведение звуковой картинки.
Третья группа детей – «чувства, прикосновения». Осуществление серий прикосновений (поглаживание, похлопывание, прижимание и т. д.)
После выполнения заданий воспитатель выясняет у «ушек», что они слышали, у «глазок», что они видели, у третьей группы детей. Что они чувствовали.
Упражнения можно проводить с различными вариациями.
Рекомендуемая литература:
1. М. Н. Сигимова Организация здоровьесберегающей деятельности в дошкольных учреждениях: Монография. – СПб. : КАРО, 2006.
2. Т. Г. Карепова Формирование здорового образа жизни у дошкольников: планирование. Система работы. Волгоград: Учитель, 2010.
Помогая ребенку понять и оценить свое «Я», ведя его на основе самоутверждения, самосовершенствования, равноценного партнерства и общения, игры и познания к видению, различению, принятию и уважению индивидуальности каждого человека и воспитывая ценностное отношение ребенка к любому живому существу. Мы с вами делаем великое дело: воспитываем маленького человека ЧЕЛОВЕКОМ.