Получи документы

Семинар-практикум «Ошибки в речи педагога при употреблении математических понятий и терминов на занятиях с детьми» (2 фото)

Tamara
Семинар-практикум «Ошибки в речи педагога при употреблении математических понятий и терминов на занятиях с детьми»
▼ Скачать + Заказать документы

Для работы с педагогами наиболее распространенной и эффективной формой методической работы является семинар или семинар – практикум. В ходе проведения занятий семинара - практикума предусматривается возможность обсуждения различных точек зрения, развертывания дискуссий, создания проблемных ситуаций, которые позволяют в итоге вырабатывать единые позиции в решении проблемы. Важно, чтобы итоги семинаров оформлялись в виде конкретных и реально выполнимых рекомендаций, а их реализация находилась под контролем.

Публикация «Семинар-практикум „Ошибки в речи педагога при употреблении математических понятий и терминов на занятиях с детьми“» размещена в разделах

Тема: «Ошибки в речи педагога при употреблении математических понятий и терминов на занятиях с детьми».

Цель: Выявить и проанализировать возможные ошибки при употреблении математических понятий и терминов;

Оборудование: карточки – задания с фрагментами занятий по математике, плакат с математическими понятиями

Предварительная работа: воспитателям накануне мероприятия предлагается проанализировать свою речь на занятиях по математике с точки зрения правильности употребления математических понятий и терминов, а также найти ошибки в учебной и методической литературе.

Ход мероприятия:

- Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня мы проведем семинар – практикум «Ошибки в речи педагога при употреблении математических понятий и терминов на занятиях с детьми».

Ребенок дошкольного возраста требует индивидуализированных способов воздействия и форм общения. Формирование коммуникативных навыков, математических представлений и общих жизненных ценностей закладывается именно в период дошкольного детства. Педагог общается с ребенком и на занятиях, и на прогулке, и во время свободной деятельности, поэтому очень важно, чтобы речь педагога была правильной, четкой и понятной для ребенка.

Формирование математических представлений способствует развитию логического мышления дошкольников, способности устанавливать связи и взаимоотношения. Поэтому правильное использование математических понятий и терминов очень важно в речи педагога.

На наш семинар мы пригласили директора института психолого-педагогического образования Ломаеву Марину Валентиновну с докладом «Использование математических терминов и понятий в учебной и методической литературе для дошкольных образовательных учреждений».

Выступление Ломаевой М. В.

- Мы благодарим Марину Валентиновну за выступление. А сейчас, уважаемые коллеги, я подведу итоги посещения занятий по математике в старших и подготовительных группах нашего детского сада.

Целью моего наблюдения являлась правильная речь педагогов. Особое внимание уделялось употреблению математических понятий и терминов на занятии. Анализ занятий проводился в старших группах № 5,7 ДОУ № 24 «Сказка» (воспитатели Элерс Т. Г., Сизова Н. В.) и в подготовительных группах № 10, 12 ДОУ № 24 «Сказка» (воспитатели Мокиенко Л. А., Пономарева Г. Е.).

На занятиях по математике педагоги верно употребляли основные математические понятия и термины, но все-таки в их речи имелись ошибки. Наиболее яркими оказались: употребление математических терминов в уменьшительно - ласкательной форме «кружочки», «треугольнички», «квадратики»; употребление понятия «пример» (данного термина нет в математике). В основном данные ошибки совершались педагогами при уточнении и повторном объяснении материала тем детям, которые не смогли понять задание с первого раза. Например, фраза, которая встретилась в речи педагогов несколько раз: «Машенька, в этом задании нужно посчитать, сколько кружочков и квадратиков на рисунке». Употребление математических терминов в уменьшительно – ласкательной форме искажает формирование представлений у детей о понятиях «круг», «квадрат» и т. д.

Также распространенной ошибкой педагогов стало употребление термина «пример» вместо термина «числовое выражение». Данный термин трактуется, как «1. Случай, который может быть приведен в пояснение, в

доказательство чего-нибудь. Пояснить свою мысль примером (на примере). 2. Действие, которому подражают, а также действие как выдающийся образец чего-нибудь. Следовать чьему-нибудь примеру». Следовательно, употребляя данный термин, педагог не задумывается о том, что предлагает детям «подражать», а не решать числовое выражение. Использование термина «пример» на занятиях по математике будет в дальнейшем ассоциироваться у ребенка с примерами из истории, из жизни.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что в конспектах занятий педагогов отсутствуют данные ошибки, что свидетельствует о знании ими математической терминологии. Но главной проблемой на сегодняшний день остается употребление правильной терминологии не только в письменной, но и в устной речи педагогов.

Данный семинар организован для того, чтобы вы, уважаемые коллеги, научились слышать и видеть ошибки в употреблении математических понятий и терминов. Информация, предоставленная сегодня, послужит хорошей базой для вашего самообразования.

А теперь я предлагаю вам некоторые задания.

Задание 1. Вам предлагаются фрагменты занятий, в которых имеются характерные ошибки, о которых говорилось выше. Итак, вам необходимо в течение 10 минут проанализировать занятия и найти эти ошибки.

Фрагменты занятий:

1.

- Ребята, перед вами 8 квадратиков и 6 кружочков.

Семинар-практикум «Ошибки в речи педагога при употреблении математических понятий и терминов на занятиях с детьми»

Задание: как сделать, чтобы кружочков стало столько же, сколько квадратов (квадратов столько же, сколькокружочков).

Уравнять эти множества можно двумя способами: убрать два квадратика или добавить два кружка.

2.

- Ребята, у каждого из вас на столе лежат часы, но в них что-то не так. Что именно?

Фото «Ошибки в речи педагога при употреблении математических понятий и терминов на занятиях с детьми»

- не хватает цифр.

- Правильно. Возьмите в руки карандаши и допишите те цифры, которых не хватает на циферблате.

- Отлично. Все справились с заданием. Я думаю, в конспектах ваших занятий нет таких ошибок.

Задание 3. На доске написаны математические понятия, а вам нужно дать им определения. Итак, давайте все вместе поработаем.

Совместными усилиями аудитории и ведущего даются определения основным понятиям.

Натуральное число – …

Цифра – …

Множество – …

Математическое выражение –…

Треугольник – …

Прямоугольник – …

Квадрат – …

Взаимно-однозначное соответствие – …

Сущность счета – …

- А теперь я предлагаю вам творческое задание.

Задание 3. «Визитная карточка».

Группа участников оформляет свою визитную карточку на тему «Речь педагога на занятии по математике». В ней отражено общее мнение о речи педагога, а также анализ речи педагога на занятиях по математике. (На визитной карточке должна быть нарисована эмблема, характеризующая данную тему, которую можно дополнить высказываниями, словами, за исключением своих имен). Время на выполнение задания – 10 минут.

Затем группы представляют свои визитки. Для облегчения процесса самопрезентации предлагается план-схема рассказа.

1. Состав творческой группы.

2. Основные идеи, которые отражены в визитной карточке.

3. Основание использования тех или иных высказываний (почему именно эти высказывания).

4. Заключительное слово о правильной речи педагога.

- Мы просмотрели все визитные карточки, а теперь давайте проанализируем их.

• Что показалось вам сложным?

• Что нового вы определили для себя из лекции и внесли в визитную карточку?

• Вы раньше анализировали учебную и методическую литературу на предмет некорректного толкования математических понятий и терминов?

• Вы встречаетесь в практике с ошибками в литературе и как вы с ними справляетесь?

- Я благодарю всех за искренние ответы. Наше мероприятие подошло к концу. Удачи!

Публикации по теме:

План семинара «Дидактические игры в детском саду»План семинара «Дидактические игры в детском саду» МАДОУ детский сад №37 «Журавлик» комбинированного вида г. Дрезна Московской областиПлан среднесрочного семинара на 2011-12 учебный год.

Участие в семинаре-практикуме «Солнце на ладошке»Участие в семинаре-практикуме «Солнце на ладошке» 13 февраля 2014 года в городе Балаково"Солнце на ладошке"Так назывался семинар-практикум для работников детских садов который проходил 13.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум «Ошибки в речи педагога при употреблении математических понятий и терминов на занятиях с детьми»
Опубликовано: 11 апреля 2014 в 10:12
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум «Ошибки в речи педагога при употреблении математических понятий и терминов на занятиях с детьми»» (включая файлы) размещена пользователем Tamara (УИ 52540) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД