Анжелика Валериевна Плакунова
Поддержка индивидуальности и инициативы детей посредством создания условий в образовательной среде
▼ Скачать + Заказать документы
«Поддержка индивидуальности и инициативы детей через создание условий в образовательной среде».
Цель: повышение уровня педагогической компетентности по поддержке индивидуальности и инициативы детей через создание условий в образовательной среде в условиях реализации ФГОС ДО.
Задачи:
1. Актуализировать вопрос поддержки детской инициативы в образовательной среде.
Публикация «Поддержка индивидуальности и инициативы детей посредством создания условий в образовательной среде» размещена в разделах
2. Систематизировать имеющиеся знания педагогов в вопросах создания условий в предметно- пространственной развивающей среде, форм работы, направленных на развитие инициативы в свете ФГОС ДО.
3. Демонстрация практического применения форм, методов, технологий обучения и воспитания по разрабатываемой теме.
Актуальность:
Проблема развития индивидуальности и инициативности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Целесообразность формирования на этапе дошкольного детства личности, не пассивно созерцающей действительность, а активно преобразующей ее, обозначена в ряде исследований и нормативных правовых документах. Интерес к данной теме обусловлен гуманистическими задачами более полного раскрытия индивидуальности развивающейся личности. Жизнь во всех ее проявлениях становится все многообразнее, динамичнее и сложнее, что требует от человека не шаблонных, привычных действий, а проявлений креативности мышления в решении задач, способности самостоятельно ставить и решать новые проблемы. Именно поэтому идея поддержки индивидуальности и развития инициативности дошкольников является ключевой в ФГОС ДО.
Здравствуйте, коллеги! Приятно видеть Вас в нашем детском саду. Мы начинаем наш семинар.
Сказка про ФГОС ДО.
В большом царстве, в русском государстве жили-были: Государство, Общество и Семья. Жили они да тужили о том. Как бы им родить ребенка, да не простого, а необычного: красивого лицом, крепкого здоровьем, умного и доброго сердцем. В один из обычных дней собрались они вместе. И спросило Государство: «Что, ты, Семья, можешь дать ребенку, когда он появится на свет?».
Семья, не задумавшись, ответила: «Я научу его любить Родину, расскажу ему о прошлом, научу его слушать и видеть окружающий мир, расскажу о том, что жизнь — это всегда учение. Научу его заботиться не только о себе, но и об окружающих, научу чувствовать боль и радость, а когда он повзрослеет, и у него появятся друзья, я научу его быть настоящим другом. Я буду заботиться о его здоровье так, чтобы, когда он вырос, он заботился о близких ему людях.
Государство: Что тебе для этого нужно?
Семья: От тебя, лишь возможность заработать денег, чтобы покупать ему все необходимое.
Государство: Я дам тебе такую возможность, но ты должна научит его беречь все, что будешь покупать.
Семья: Хорошо.
Государство: Что можешь ты, Общество?
Общество: Я научу его писать, считать, читать.
Государство: Это умеет и Семья!
Общество: «Я научу его через письмо, счет и чтение добывать новые, неизвестные знания и отдавать их людям».
Государство: Что тебе для этого нужно?
Общество: Союз семьи и Общества! Я подхвачу то, что воспитала семья, и буду учить его планировать, контролировать и оценивать, научу понимать причины успеха и неуспеха. Конструктивно действовать в случае неуспеха. Научу его с помощью анализа и сравнения составлять схемы, помогать тем, кому это нужно, а для этого научу составлять алгоритмы. С моей помощью он научится добывать новые знания, доносить их до людей и применять их в своей жизни.
Государство: Это хорошо, что для этого тебе нужно?
Общество: Мне нужны универсальные школы, где мы сможем добывать знания.
Семья: И чтобы там было тепло и уютно, и надо, чтобы ребенок имел возможность общаться
Общество: Мне нужны места, где эти знания будут превращаться в товары, а они в деньги, которые ты будешь давать нам для нашего ребенка.
Государство: Я дам вам все, что вы просите. Но вы должны помнить о том, что все чему вы его научите, останется здесь, в родном государстве, и чтобы захотел этого ребенок сам.
В один из самых обычных дней, возможно теплым или холодным, ясным или облачным, родился обычный ребенок. Он уже является самим дорогим для всех - он индивидуален. Прошло время, и ребенок пошел в детский сад.
Ребенок:
Добрый день, милые садовницы! Приятно видеть Вас в нашем детском саду. Анна Викторовна, табель посещения сегодняшнего семинара у Вас?
- Да!
Ребенок: Отметьте, пожалуйста отсутствующих. Так, я не вижу Татьяны Ивановны. Отметьте. А Екатерина Анатольевна где? Фу-у-х, вижу, вижу. Нам без Вас никак. Мы находимся на этапе перехода на ФГОС. Поэтому тема сегодняшнего заседания очень актуальна для всех дошколят и лично для меня. Анна Викторовна Вас с ней ознакомит. Я желаю Вам плодотворной работы, всего доброго.
(Вбегают дети, зовут ее гулять)
Ребенок: Тише! Вы что так кричите, здесь же гости пришли!
- Ой, здравствуйте! (дети)
Ребенок: Это мои друзья. Хотите, я Вас с ними познакомлю? (представляет детей, а они рассказывают о своих самых любимых занятиях).
Ведущий: Ребята, помогите мне пожалуйста! Мне нужно поделить всех гостей на 5 групп, но я не знаю как это можно сделать?
(Дети предлагают свои варианты, делят взрослых на группы с помощью считалочек)
Ребенок: Мы капитанов выбрали, а дальше Вы сами. Нам надо гулять, у нас режим.
Ведущий: Спасибо Вам ребята! До свидания! Взрослые проявите инициативу, поделитесь по группам. На этом наша физминутка заканчивается, присаживайтесь, пожалуйста, на места.
Идеология современного дошкольного образования, заданная Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, - поддержка разнообразия детства. Что может быть источником разнообразия в современном быстроменяющемся мире?
Сегодня общепризнано: первый источник разнообразия - ценность познания и творчества, определяющая субъективное восприятие мира с детских лет. В связи с этим принципиально меняется содержание и организация образовательного процесса. В основе обновления лежит конструирование социальной ситуации развития детей, способствующей поддержке индивидуальности и детской инициативы.
Что такое инициатива?
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Т. Ф. Ефремовой трактует слово «инициатива» как внутреннее побуждение к новой деятельности, начинание, почин. // Руководящая роль в каких- либо действиях. Способность к самостоятельным, активным действиям; предприимчивость.
В "Справочнике по психологии и психиатрии детей и подростков" инициативность определяется, как «характеристика деятельности, поведения и личности человека, означающая способность действовать по внутреннему побуждению».
Инициативность ребенка активнее всего формируется в дошкольном возрасте. Начиная с кризиса трех лет и появления феномена "я сам", наиболее благоприятный, самой природой установленный период - это возраст от 3 до 5 лет.
Инициатива детей проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития. Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям. В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью. Инициативного ребенка отличает содержательность интересов.
Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребенка, но особенно творческой. Под творческой инициативой следует понимать включённость ребёнка в игру, как основной вид деятельности дошкольника.
Выделяют три уровня творческой инициативы :
1-й уровень
Активно развертывает несколько связанных по смыслу условных действий (роль в действии); активно использует предметы-заместители, наделяя один и тот же предмет разными игровыми значениями; многократно воспроизводит понравившееся условное игровое действие (цепочку действий) с незначительными вариациями.
2-й уровень
Имеет первоначальный замысел («Хочу играть в больницу», «Я - шофер» и т. п.); активно ищет или видоизменяет имеющуюся игровую обстановку; принимает и обозначает в речи игровые роли; развертывает отдельные сюжетные эпизоды (в рамках привычных последовательностей событий, активно используя не только условные действия, но и ролевую речь, разнообразные ролевые диалоги; в процессе игры может переходить от одного сюжетного эпизода к другому (от одной роли к другой, не заботясь об их связности.
3-й уровень
Имеет разнообразные игровые замыслы; активно создает предметную обстановку «под замысел»; комбинирует (связывает) в процессе игры разные сюжетные эпизоды в новое целое, выстраивая оригинальный сюжет; может при этом осознанно использовать смену ролей; замысел также имеет тенденцию воплощаться преимущественно в речи (словесное придумывание историй) или в предметном макете воображаемого «мира» (с мелкими игрушками-персонажами, может фиксироваться в сюжетных композициях в рисовании, лепке, конструировании.
Для развития детской творческой инициативы предметно-развивающая среда должна быть разнообразна по своему содержанию, организована с учетом индивидуальных особенностей и интересов детей конкретной группы.
Однако полноценной развивающей среды и условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей недостаточно, чтобы у детей повысился уровень творческой инициативы. Здесь важно разнообразие форм и методов организации детской познавательной деятельности. На наш взгляд, эффективны такие приёмы, как:
- моделирование ситуаций,
- индивидуально-личностное общение с ребенком,
- поощрение самостоятельности,
- побуждение и поддержка детских инициатив во всех видах деятельности,
- оказание поддержки развитию индивидуальности ребенка.
Именно такое многообразие методов и приёмов позволяет развивать познавательную активность, любознательность и инициативность детей, закладывает фундамент и дает перспективы роста интеллектуального, творческого потенциала ребенка.
Сейчас мы предлагаем Вам посмотреть, как мы представляем поддержку детской инициативы в разные периоды дошкольного детства (просмотр видео записей детей в разных возрастных группах, организация дискуссии с аудиторией, обмен мнениями).
А теперь мне хочется остановиться на проблеме запретов. Анализируя современные методы взаимодействия с детьми, педагоги пришли к выводу: вся система образовательной работы в дошкольных учреждениях распадается на два направления.
Одним детям предоставляется максимальная свобода действий, а другим – наоборот, действия дошкольников сильно ограничены, они должны следовать указаниям взрослых. Оба эти подхода имеют существенные недостатки.
В первом случае ребенок движется в пространстве возможностей и у него развивается креативность. Однако это не гарантирует того уровня детского развития, который необходим для обучения в школе, где ребенок оказывается в ситуации предельной нормативности.
В другом случае ребенок лишается возможности самореализации и личностного роста в доступных ему формах.
Таким образом, ни одно из направлений не может быть верным. Что же тогда является «золотой серединой»? Многие склонны считать гармоничное соединение двух направлений. Тогда на первый план выступает проблема ограничений и запретов или так называемая запретительная культура.
Психологи выделяют 4 группы запретов:
1) запреты, направленные на сохранность вещей и поддержание порядка в доме (не трогать телевизор, не лазить в гардероб, не рисовать на подоконнике, не открывать ящики стола и т. п.);
2) запреты, призванные обезопасить ребенка (не брать ножницы, спички, не прыгать с дивана, не выходить одному на улицу, не подходить к плите, не смотреть близко телевизор);
3) запреты, направленные на охрану покоя взрослых (не кричать, когда папа приходит с работы, не бегать, не шуметь и т. д.);
4) запреты нравственного характера (не рвать книги, не ломать деревья, не разговаривать грубо и др.).
Довольно часто можно услышать следующие обращения взрослых к детям :
- не трогать телевизор, не лазить в гардероб, не рисовать на подоконнике, не открывать ящики стола; (Как вы считаете, к какой группе запретов относятся эти слова)
- не кричать, когда папа приходит с работы; не бегать, не шуметь (А эти)
- не брать ножницы, спички, не прыгать с дивана, не выходить одному на улицу, не подходить к плите, не смотреть близко телевизор;
- не рвать книги, не ломать деревья, не разговаривать грубо.
(Демонстрация на участнике семинара, как ощущает себя ребенок, если ему постоянно говорить: «НЕ…». Используя запрещающие слова: не смотри, не слушай и т. д., завязываем глаза, уши, руки, ноги и предлагаем описать свои ощущения).
Принято считать, что процент усвоения отрицательной частицы «не» составляет 15% всей информации. Следовательно, на использование в течение часа 5 запретов, ребёнок отреагирует лишь на 1. Другие вызовут либо агрессию, либо останутся незамеченными.
В своей работе Н. Е. Веракса приводиться яркий пример отношения к запретам японских и европейских педагогов к проблеме запретов.
«Педагог читает рассказ, дети слушают. Сатору толкает двух девочек, затем начинает толкать мальчика, сидящего рядом с ним. Воспитатель не обращает внимания. Сатору вскакивает со своего места и начинает толкать других детей. Ассистент педагога подходит к Сатору, кладет ему руку на плечо и улыбается… Сатору отмахивается, сбрасывает руку ассистента, подбегает к девочке, бьет ее, та начинает плакать. Учитель останавливает чтение и говорит: „Если ты будешь делать то, что не нравится твоим друзьям, они будут плакать». Затем он продолжает чтение… Сатору ударяет ассистента педагога и начинает бегать по комнате…"»
После увиденного Л. Пик обратилась к педагогу за разъяснением и вот что он сказал: «В семье он старший ребенок и родители уделяют ему не так много внимания, как он хочет… Одни дети могут сказать: „Приходи в мой дом пить чай“, – и так они заводят друзей. Другие действуют проще – они, как щенки набрасываются и ждут, что за ними погонятся… Мы говорим Сатору, что ему нужно быть осторожнее, иначе никто не станет с ним дружить. Он не знает, как общаться с другими, но если отделить его от них – он никогда не научится ладить со сверстниками».
Позиция японских педагогов по отношению к агрессивным проявлениям детей хорошо представлена в следующих словах: «…Драка между детьми – важный опыт социального взаимодействия. Через него дети научаются сообщать о своих потребностях и уважать потребности других людей… Если родители с малых лет будут говорить ребенку „не дерись“, „играй вместе с другими дружно“, то его естественные наклонности будут подавлены… В этом случае дети будут прибегать и ябедничать… и взрослым придется решать за них все проблемы».
В европейской культуре основными формами воспитания ребенка являются, как правило, поощрение и наказание. И, как правило, они тоже не всегда приводят к однозначным положительным результатам. Например, частое поощрение детей за прекрасный рисунок привело к тому, что снизилась заинтересованность детей в рисовании по собственному замыслу. А наказания отца привело к ангельскому поведению ребёнка, когда он дома и «ребёнок огонь», когда отец покидает пределы двора.
Таким образом, зерна здравого смысла есть и в одной, и в другой культуре, но каким вырастет колос, зависит в первую очередь от нас.
Давайте мы с вами попробуем избежать острых углов и преобразуем слово «нельзя» в слово «надо» :
«нельзя бегать по лестнице» - иди шагом и держись за перила;
«нельзя ходить одному по детскому саду» - подходи к нам и вместе пойдем;
«нельзя обижать товарищей» - товарищу нужно помогать;
«не бери ножницы» - положи, пожалуйста, ножницы на место.
«не прыгай с дивана» - встань спокойно с дивана.
А теперь мы хотим Вам предложить поиграть в детскую игру «Чудесный мешочек». Капитаны команд, пожалуйста, достаньте задание. На карточке Вам представлена задача по одной из пяти образовательных областей. Вы должны придумать такую ситуацию, которая будет способствовать поддержке детской инициативы.
Карточка №1. Поддержка детской инициативы в процессе формирования уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к обществу детей и взрослых.
Карточка №2. Поддержка детской инициативы в процессе формирования представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
Карточка №3. Поддержка детской инициативы в процессе развития речевого творчества и интонационной культуры речи.
Карточка №4. Поддержка детской инициативы в процессе реализации самостоятельной творческой деятельности детей.
Карточка №5. Поддержка детской инициативы в процессе формирования ценностей здорового образа жизни.
Педагоги делятся своими впечатлениями о ходе семинара-практикума, высказывают свои мнения о вопросе поддержки детской инициативы.
Спасибо за внимание! Творческих Вам успехов!