Приложение МААМ

Семинар-практикум для педагогов «Гореть или жить»

Галина Клещевникова
Семинар-практикум для педагогов «Гореть или жить»
▼ Скачать + Заказать документы

Семинар-практикум для педагогов

Интерес к синдрому профессионального выгорания вызван тем, что значительно увеличилось число работающих людей, которые ощущают себя измотанными, обессиленными и эмоционально «потухшими», что в результате сказывается на продуктивности их работы.

Эмоциональное выгорание – это состояние физического, эмоционального, умственного истощения, это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия.

Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Гореть или жить“» размещена в разделах

В процессе исследований психологов было установлено, что факторами, влияющими на развитие эмоционального выгорания педагогов, являются:

Стаж педагогической деятельности.

Общение с субъектами образовательного процесса (особенно с администрацией детского сада и родителями воспитанников).

Причинами развития синдрома эмоционального выгорания у педагогов являются :

• Высокая эмоциональная вовлеченность в деятельность, эмоциональная перегрузка (30%)

• Отсутствие четкой связи между процессом воспитания и получаемым результатом, несоответствие результатов затраченным усилиям (25%)

• Ограниченность времени занятия для реализации поставленных целей (16%)

• Неумение регулировать собственное эмоциональное состояние (31%)

• Организационные моменты педагогической деятельности : нагрузка, моральное и материальное стимулирование (42%)

• Ответственность перед администрацией, родителями воспитанников, обществом за результат своего труда (37%)

• Отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, их родителями, администрацией (15%)

Педагоги отмечают, что эмоциональное выгорание отрицательно сказывается на выполнении работы, так как приводит к эмоциональной и личностной отстраненности, неудовлетворенности собой, за которыми следуют тревога, депрессия и всевозможные психосоматические нарушения.

Синдром эмоционального выгорания- долговременная стрессовая реакция, возникающая в связи со спецификой профессиональной деятельности.

По мнению большинства педагогов, развитию синдрома эмоционального выгорания способствуют:

- начало педагогической деятельности после отпуска, каникул, курсов;

- проведение открытых занятий и мероприятий, на которые было потрачено много сил и энергии, а в результате не получено соответствующего удовлетворения;

- окончание учебного года;

Экспресс-оценка «выгорания».

Инструкция: Прочитайте утверждения, за каждый положительный ответ оставьте себе 1 балл. Подсчитайте количество баллов, сравните с результатами интерпретации.

1. Когда в воскресенье в полдень я вспоминаю о том, что завтра снова идти на работу. То остаток выходных уже испорчен.

2. Если бы у меня была возможность уйти на пенсию (по выслуге лет, по инвалидности, я сделал (а) бы это без промедления.

3. Коллеги по работе раздражают меня: невозможно терпеть их одни и те же разговоры.

4. То, насколько меня раздражают коллеги, еще мелочи по сравнению с тем, как выводят меня из равновесия клиенты (ученики, родители и т. д.)

5. На протяжении последних трех месяцев я отказывался (отказывалась) от курсов повышения квалификации, от участия в конференциях и т. д.

6. Коллегам (воспитанникам, родителям и т. д.) я придумал (а) обидные прозвища (например, «идиоты», которые использую мысленно.

7. С делами по службе я справляюсь одной левой. Нет ничего такого, что могло бы удивить меня в ней своей новизной.

8. О моей работе мне едва ли кто скажет что-нибудь новое.

9. Стоит мне только вспомнить о своей работе, как хочется взять и послать ее ко всем чертям.

10. За последние три месяца мне не попала в руки ни одна специальная книга, из которой я почерпнул (а) бы что-нибудь новенькое.

Оценка результатов:

0-1 балл – синдром выгорания вам не грозит.

2-6 баллов – вам необходимо взять отпуск, отключиться от рабочих дел.

7-9 б. – пришло время решить: либо сменить работу, либо стиль жизни.

10 б. – положение весьма серьезное, но, возможно в вас еще теплится огонек; нужно, чтобы он не погас.

Ресурсы противодействия профессиональному выгоранию.

Внешние

• Сфера профессиональной деятельности

• Сфера семейной жизни.

• Сфера свободного времени (хобби, увлечение).

Внутренние

1. Физиологический уровень (тип нервной системы, пол, возраст, состояние здоровья)

2. Психологический уровень.

- эмоциональ-волевой компонент- осознание и принятие своих чувств и эмоций.

- когнитивный компонент – понимание причин, осмысление ситуации;

- поведенческий компонент – гибкость и перестройка поведения

3. Социальный уровень (социальные роли, позиции и установки, отношение к другим людям).

4. Духовный уровень (надежда, рациональная вера, душевная сила).

Ключевым ресурсом противодействия «выгоранию» считается способность личности к смысло –творчеству (к поиску смысла жизни).

Игры и упражнения способствующие снятию и предупреждению стрессовых состояний:

«Поздороваемся частями тела»

Участники ходят по залу под музыку врассыпную. Ведущий хлопает в ладоши (в бубен) один раз - участники здороваются при помощи рукопожатий, два хлопка - плечами, три хлопка- спинками.

Игра «Молекулы»

Цель: снятие напряжения, создание дружеской обстановки.

Члены группы – «атомы» – свободно двигаются по комнате под музыку. По сигналу ведущего (хлопок) Атомы объединяются в молекулы по 2 человека, затем по 3 и т. д. в конце упражнения объединяется вся группа

Игра «Карусель»

А теперь я предлагаю всем встать в одну шеренгу. Рассчитайтесь на груши и яблоки. Груши остаются на месте, яблоки делают шаг вперед. Образуем два круга: внутренний и внешний. Встаем лицом друг к другу.

Я предлагаю вам обсудить темы, которые я вам предложу. По хлопку вы начинаете обсуждать заявленную тему с участником, стоящим напротив, затем по хлопку вы останавливаетесь и переходите по часовой стрелке к следующему участнику и так до тех пор, пока не встретитесь с тем, с кем начинали.

Перечень тем:

Я люблю….

Лето я провожу…

Я ненавижу…

Мне нравится…

Я родилась…

После завершения упражнения обсуждается то, как понравилось общаться, легко ли было общаться со всеми коллегами, почему не получилось диалога, какая тема была ближе всего.

Игра «Волшебная шляпа»

(ведущий под музыку по кругу передает шляпу, у кого в руках осталась шляпа, тот должен сказать комплимент кому хочет из играющих).

Все эти упражнения помогли нам настроиться на дальнейшую работу, установить положительный контакт между участниками. А теперь продолжим нашу работу.

Методика «Щит»

Предлагаю каждому взять лист бумаги и разделить его на четыре части.

В правом верхнем углу укажите свое имя. В первой части напишите «я сегодня», во второй – «я горжусь», в третьей – «мои желания», в четвертой – «мои увлечения».

Изобразите то, что написано в каждой из четвертей листа. Пусть картинка будет как можно ярче и крупнее.

Прикрепите свои работы на доску. Есть ли работы, похожие на вашу? Давайте посмотрим, как вы изобразили себя сегодня, чем вы гордитесь, каковы ваши желания и увлечения.

(далее идет обсуждение работ педагогов, рефлексия выполненного задания)

Релаксация (шум моря)

Рефлексия

Упражнение «Откровенно говоря…»

А сейчас я предлагаю вам закончить предложения, тем самым высказав свое отношение к семинару :

• Во время семинара я поняла, что…

• Самым полезным для меня было…

• Мне не понравилось…

• На следующем семинаре я хотела бы…

(педагоги отвечают на вопросы семинара, тем самым проводится рефлексия)

Итог семинара

На память о нашей встрече я хочу подарить, уважаемые педагоги, памятки о нестрессовом стиле жизни. И закончить свое выступление словами Э. Ремарка: «Во всем можно найти светлую сторону».

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Профилактика профессионального выгорания педагога» Уважаемые коллеги! (1слайд) Сегодня мы поговорим с Вами о профессиональном «выгорании» и его профилактике. (2слайд) Многим людям, которые.

Профилактика профессионального выгорания в современной системе образованияПрофилактика профессионального выгорания в современной системе образования В нашем дошкольном учреждении большая роль отводится профилактике профессионального выгорания у педагогов. Работа в данном направлении реализуется.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для педагогов «Гореть или жить»
Опубликовано: 20 мая 2014 в 22:25
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум для педагогов «Гореть или жить»» (включая файлы) размещена пользователем Галина Клещевникова (УИ 162425) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД