Оксана Крыгина
Семинар-практикум «Использование сказки в образовательном процессе при работе с детьми дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
ель семинара : повышение профессиональной компетенции педагогов в вопросах использования сказки в образовательном процессе при работе с детьми.
Оборудование: проектор, экран, презентация по плану семинара-практикума, счётные палочки, 2 подноса для выкладывания заданий из палочек, элементы костюмов волшебников (золотая рыбка, старик Хоттабыч, шумовые предметы (металлофон, лист бумаги, расчёска, пакет и т. д.).
Публикация «Семинар-практикум „Использование сказки в образовательном процессе при работе с детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Ход семинара-практикума.
Любимое занятие каждого ребенка – игра, и конечно, чтение сказок. Сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, это – особая реальность.
В одной из песен В. С. Высотского есть слова:
Этот рассказ мы с задачи начнем,
Даже Алиса ответит едва ли,
Что остается от сказки потом,
После того, как ее рассказали?
Давайте на этот вопрос ответ дадим в конце встречи. Скажите мне, что такое СКАЗКА?
Сказки – это не только прекрасное творение искусства, их социальная, художественная и педагогическая ценность несомненна и общепринята.
В простых историях о хитрой лисе и доверчивом волке, дурачке Емеле и царевне Несмеяне, о злом кощее и бесстрашном добром молодце нас привлекает неистощимость выдумки, мудрость жизненных наблюдений. Сказка позволяет приобщить детей к духовной культуре своего народа и обогатить знаниями об истории своей Родины. В. А. Сухомлинский говорил, что есть нечто близкое между игрой и сказкой, что только человек умеет создавать сказки и, может быть, он больше всего человек, когда слушает сказку, сочиняет или вспоминает ее. Сказки зовут к преобразованию мира, созиданию на началах человечности и красоты, осуждая зло, насилие, разрушение, разбой.
К сожалению, в наше время сказки, как и многие художественные произведения, не в полной мере используются для развития детей. На телевидении засилие иностранных мультфильмов, язык которых далек от совершенства, а специфика западной жизни не всегда понятна нашим детям. Мы понимаем, что сказка занимает большое место в жизни ребенка, но временной дефицит и неумение работать над сказкой, не позволяет использовать ее в полной мере.
Сейчас я хочу провести с вами небольшую блиц-игру по сказкам «Назовите особенности сказок», назовите характерные приёмы сказок.
1. Троекратное повторение: Три сына, три сестрицы, три медведя, три раза невод старик тянул, триглазка;
2. Повторы: бежит-бежит не выбежит, течет-течет не вытечет, долго-долго;
3. Забавные прозвища: мышка-норушка, лягушка-квакушка;
4. Встречается число 7: в «Репке» семь персонажей, «Цветик-семицветик», «Волк и семеро козлят», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Семь Семёнов»;
5. Противопоставления: добро и зло, трудолюбие и лень, ум и глупость.
6. Во всех сказках счастливый конец.
7. Устойчивые выражения и эпитеты: слезами умывалась, как сыр в масле, добры молодцы, красны девицы.
Сейчас мы рассмотри принципы интеграции сказки в образовательные области. Как вы считаете, как сказка можно применять в образовательном процессе?
Принцип интеграции сказки в образовательные области :
Сказка и математика : математические задания на основе сюжета, превращение сказки в задачу или считалку и т. п.
Сказка и экология : вопросы, задания и игры, направленные на развитие представлений об окружающем мире (кем был – кем станет; что мы знаем о …; польза – вред; опыты).
Сказка и безопасность : обсуждение сказочных ситуаций, связанных с вопросами безопасности: один дома или на улице, встреча с незнакомцем, опасные предметы и др. (что может случиться, если…; как этого избежать).
Сказка развивает руки : продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, схематичное изображение сказки, ручной труд, изготовление самодельных книг и т. п.)
Сказка и музыка : умение чувствовать характер музыки, узнавать сказки по музыкальным произведениям.
Рассмотрим их на практике:
1. Социально-коммуникативное развитие
Не для забавы созданы народные сказки. Они являются мудрым воспитателем ребёнка. Сказка всегда поучительна. Она впервые знакомит ребёнка с искусством своего народа, его моральными убеждениями, культурой.
Разобраться в таких сложных вопросах, как взаимоотношения людей, помогает оценить их поступки; вызывает либо сочувствие, либо осуждение; формирует правильное представление о мире, выстраивает мировоззрение ребёнка.
А действительно, задумывались ли вы, почему сказки, песенки и прибаутки для самых-самых маленьких, зачастую, такие плохо кончающиеся, а сказки для детей, более старших, чаще всего, заканчиваются хорошо? В них герои, преодолев все трудности и превратности судьбы, благополучно выпутываются из переделок и начинают "жить-поживать и добра наживать". А у младенцев - сплошной "караул!". То лиса колобка проглотит, то теремок развалится, то от козлика рожки да ножки в лесу остаются. Неужели наши предки не могли придумать более добрые сказки или им нравилось детей запугивать?
- Конечно, нет. Первые сказки, которые слышат наши дети, и в самом деле в чем-то походят на страшилки. Но это страшилки не для детей, а как раз для родителей, которые должны бдительно следить за младенцем, целиком и полностью отвечать за его благополучие, пока он так беспомощен?
Сказки предостерегают родителей и предупреждают их о последствиях. Причем в той самой форме, которую легко и охотно воспринимает наше подсознание. Это напоминалки для нас, для взрослых. Емкие, короткие, образные. Возьмите любую сказку – и станет она сказкой-помощницей, выручалочкой, и найдете в ней множество полезных советов-напоминаний по технике безопасности.
Мы предлагаем взглянуть на несколько сказочных ситуаций глазами героев и определить кто этот герой, из какой сказки и к какому выводу приходит этот герой:
1.«Всю жизнь я боялась кошек. Вот и в этот раз пришла: мурлычет, скребётся, мол, помоги. А чем я, маленькая, серенькая могу помочь кошке? Но вижу, не обманывает. Выбежала в поле, смотрю, действительно моя помощь нужна…» (мышка из сказки «Репка»)
2. «Я решил просто попутешествовать по свету и не знал, что всё так обернётся. Я думал, что все такие добрые, как мои бабушка и дедушка. Но оказалось, что в мире живут и злые, и жестокие, и хитрые…» (колобок из сказки «Колобок»)
3. «Я всегда была помощницей для своих родителей, но однажды они уехали, а я заигралась и не уследила за братом. Он попал в беду. Я отправилась его спасать. Все, кого я встретила на моём пути, мне помогали. Но я поняла, чтобы к тебе относились с добром, ты сама должна делать добро» (сестрёнка Алёнушка из сказки «Гуси – лебеди»)
4. «Жил я себе счастливо поживала в лесу. Дышал свежим воздухом, грелся на солнышке, гонялся за зайцами и ёжиками. И вот, как то раз вижу, идёт по лесной тропинке девочка в красной шапочке…» (волк из сказки «Красная шапочка»)
2. Познавательное развитие
Дети очень любят сказки, забавные рассказы. А ведь именно через чтение таких произведений ребенок может легко усваивать знания, запоминать цифры, решать несложные задачи, получить первые представления о времени, пространстве, величине, геометрических формах и, самое главное, творчески мыслить и находить правильное решение. Используйте любовь ребенка к героям сказок и мультфильмов и придумывайте задачки – сказки с их участием. Ребенок будет с удовольствием решать такие сказочные задачи.
Сказочные задачи по математике:
1. Красная Шапочка, гуляя по лесу, сорвала 9 красивых цветов. Она хотела, разделив их поровну, подарить двум мамам и двум дочкам в своей семье. Как она их разделила? (бабушке, маме и Шапочке по 3 цветка)
2. Красная шапочка несла бабушке пирожки с капустой, яблоками и мясом. Больше всего было пирожков с капустой, а с мясом меньше, чем с яблоками. Сколько всего пирожков, если с капустой было 3? (3 с капустой, 2 с яблоками. 1 с мясом)
3. Они жили в ветхой землянке ровно тридцать лет и три года. Сколько лет сейчас старку и старухе, если поженились они, когда старику было двадцать лет и два года, а старуха была младше его на шесть лет? (старику 55 лет, старухе – 49 лет)
4. Старик ловил неводом рыбу, старуха пряла свою пряжу. Старуха связала 4 шапочки и 8 варежек для внучат. Сколько внуков у старика со старухой? (4 внука)
5. Если из размера хрустальной туфельки Золушки вычесть 27, результат умножить на 4 и прибавить 20, то получится сороковой размер башмаков сестер. Какой размер хрустального башмачка? (32 размер)
6. Вдруг Золушка услышала бой часов. Она быстро сбежала по дворцовой лестнице вниз с четверного этажа. Во сколько раз лестница на четвертый этаж короче лестницы на второй? (в 2 раза)
7. Сложите из спичек избушку на курьих ножках. Переложите две спички, чтобы избушка повернулась к лесу задом, а к вам передом (то есть в другую сторону).
8. Сложите из спичек корову. Переложите две спички так, чтобы корова смотрела в другую сторону.
3. Физическое развитие
Физкультурная образовательная деятельность по знакомым детям сказкам создает благоприятный эмоциональный фон, позволяет достичь эффекта «мышечной радости», радости от игры, содействует созданию положительного психоэмоционального состояния.
В образовательной деятельности используются элементы оздоровительных технологий, построенных на сказочных сюжетах :
- самомассаж,
- пальчиковая и дыхательная гимнастика;
- упражнения для профилактики нарушения осанки и плоскостопия;
- подвижные игры;
- эстафеты;
- динамические паузы и др.
Физминутка
Ветер на море гуляет Руки верх, движения кистей влево-вправо
И кораблик подгоняет; Руки вверх, движения кистей вперёд-назад
Он бежит себе в волнах Руки в стороны – «волна»
На раздутых парусах Верху из рук сделать круг, надуть щёки
Мимо острова крутого Сесть на корточки, обнять себя за колени
Мимо острова большого. Встать во весь рост, руки тянуть вверх
Пушки с пристани палят, Топать
Кораблю пристать велят. Хлопать
4. Речевое развитие
Народная сказка – одно из первых произведений искусства слова, которые слышит ребёнок в раннем детстве. С большой любовью, бережно следует относиться к искусству слова русского народа, к языку сказки.
Сказка воспитывает в детях лучшие черты характера, обогащает словарный запас, развивает речь, воображение, мышление. Она помогает им в первые годы жизни и оказывает огромное влияние на формирование речевых компетенций (речевых умений и навыков) детей дошкольного возраста.
Игра «Волшебная палочка»
Вот вам волшебная палочка, она может увеличивать или уменьшать, все, что вы захотите. Итак, первая команда будет рассказывать о том, чтобы они хотели увеличить, а другая уменьшить. Вот что ответили дети: Хочу уменьшить зиму, увеличить лето; Хочу увеличить конфету до размера холодильника и т. д.
Даются пары слов: ДОЖДЬ- СНЕГОПАД, РУКА- НОГА, НОС- ГЛАЗ, КАРМАН- ЧЕМОДАН, САМОЛЕТ- ТЕПЛОХОД, ПОМИДОР- РЫБА, СИЛА- ГОЛОС, ВРАГ- ДРУГ.
5. Музыкальное развитие
Звукоподражание посредством использования музыкальных и шумовых инструментов способствует развитию творческой фантазии, а совместное музицирование и игровая деятельность формирует навыки сотрудничества и сотворчества.
Сказка – шумелка.
Примечание: игра на инструменте должна звучать в паузах, иллюстрируя текст. Не следует перегружать рассказ звуковыми эффектами, на первом месте должна оставаться всё же сама история, а не игра на инструментах. Если позволяет количество участников можно разделиться на две команды. Задание для команд: исполнить сказку - шумелку лучше команды соперников
1. ЗАЯЦ В ЛЕСУ
Жил-был заяц-трусишка. И всего этот заяц боялся.
Вышел однажды он из дома. Не успел и трёх шагов сделать, а ёжик вдруг как зашуршит в кустах!
(ШУРШИМ БУМАГОЙ ИЛИ ПАКЕТОМ)
Испугался заяц и бежать.
(СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ - быстро)
бежал, бежал, присел на пенёк отдохнуть, а дятел на сосне как застучит!
(СТУЧИМ ПАЛОЧКОЙ О ПАЛОЧКУ)
Бросился заяц бежать.
(СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ - быстро)
Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сова крыльями как захлопает.
(НАТЯГИВАЕМ РУКАМИ ТКАНЬ)
Побежал заяц из леса к речке
(СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ - быстро)
А на берегу, лягушки сидели. Увидели они зайца - и скок в воду.
(ШЛЁПАЕМ ЛАДОНЯМИ ПО НОГАМ)
Тут заяц остановился и говорит: - А ведь есть звери, что меня, зайца, боятся! Сказал так, и смело поскакал обратно в лес.
(СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ - медленно)
2. ЛИСА И РЫБА
Вёз как-то дед на санях рыбы целый мешок. Лошадка бежит, копытами стучит, бубенчиком звенит.
(БУБЕНЦЫ)
Видит дед – на дороге лиса лежит, обрадовался : «Вот будет моей старухе воротник на шубу!» - Бросил он лису в сани
(БАРАБАН)
а сам пошёл впереди
(ШЛЕПКИ ПО КОЛЕНЯМ)
Лошадка бежит, колокольчиком звенит
(БУБЕНЦЫ)
А лисичка стала выбрасывать из воза по рыбке, да по рыбке
(КСИЛОФОН ГЛИССАНДО)
Выбросила всю рыбку и сама убежала
(БАРАБАНИТЬ ПАЛЬЦАМИ ПО БАРАБАНУ)
ВЫВОД. Помните, в начале нашего семинара была процитирована песня В. С. Высотского:
Этот рассказ мы с задачи начнем,
Даже Алиса ответит едва ли,
Что остается от сказки потом,
После того, как ее рассказали?
А как бы Вы ответили на этот «детский» вопрос, прослушав информацию?
Что полезного вы сегодня узнали? Спасибо за внимание!