ирина осипова
Семинар-практикум «Эмоциональное выгорание-что это?»
▼ Скачать + Заказать документы
ЦЕЛЬ: знакомство участников семинара с теоретическими основами понятия «эмоциональльное выгорание» Освоение приемов саморегуляции в профессиональной деятельности в целях профелактики синдрома эмоционального выгорания.
1. Участникам предлагается написать свое имя
«Как бы Вам хотелось, чтобы Вас называли в течение занятия»
2. Упражнение «Прикосновение в кругу»
Цель: выразить свое отношение каждому участнику при помощи прикосновений.
Публикация «Семинар-практикум „Эмоциональное выгорание-что это?“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Эмоциональное и профессиональное выгорание. Тренинги
- Темочки
Инструкция: каждый участник занятия по кругу отдает свое прикосновение каждому участнику, выражая тем самым свое отношение к нему.
После упражнения происходит обмен впечатлениями в виде ответов на вопросы:
• понравились / не понравились прикосновение?
• какие были прикосновения по отношению к Вам (мягкие, доброжелательные, тяжелые, энергичные, нежные и пр.?
• приятнее было Вам отдавать свои прикосновения или получать их?
3 Мини-лекция
В течение последних десятилетий проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении стала особенно острой. Повышаются требования со стороны общества к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Такая ситуация потенциально содержит в себе увеличение нервно-психологического напряжения человека, что приводит к возникновению невротических растройств, психосоматических заболеваний. Каждая професия так или иначе влияет на здоровье человека. Воспитывать детей- дело сложное: постоянные стрессы, необходимость сдерживать собственные чувства при общении с детьми и родителями, - все это влияет на психику, а в конечном итоге, и на физическое состояние педагога.
Профессиональный труд воспитателя отличает высокая эмоциональная загруженность, и, как сл6едствие этого, с увеличением стажа педагоги испытывают «педагогический кризис», «истощение», «выгорание».
Под эмоциональным выгоранием В. В. Бойко понимает «выроботанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижение их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия».
Среди причин, влияющих на возникновение синдрома у воспитателей, исследователи ставят на одно из первых мест высокую ответственность за жизнь и здоровье воспитанников. Поскольку педагоги стремятся делать все хорошо, недостаток времени приводит их к эмоциональной и физической перегрузке. Чтобы не было слишком большой загруженности работой, можно порекомендовать ставить кратко- и долгосрочные цели. Достижение краткосрочных целей не только обеспечивает обратную связь, свидетельствующую о том, что человек находится на правильном пути, но и повышаетдолгосрочную мотивацию. Педагогу-психологу необходимо формировать у воспитателей способность правильно планировать свою деятельность, использовать тайм-ауты, т. е. отдых от работы и других нагрузок. Иногда необходимо «убежать» от жизненных проблем и развлечься, нужно найти занятие, которое было бы увлекательным и прияиным. Следует избегать ненужной конкуренции: слишком большое стремление к «победе» создает напряжение и тревогу.
4 Тест «Как определить, есть ли у вас СЭВ?»
Нарисуйте снежинку и на каждом ее луче напишите сферы своих жизненных интересов: работа, семья, друзья, смобственное здоровье и т. д. отметьте по лучам снежинки степень удовлетворения от своих обозначенных сфер, принимая за ноль центр снежинки. Соедините полученные точки. Если «колесо» получилось округленное или чуть-чуть неровное, вы-гармоничная личность. Если гнутое, орбратите внимание, на каком участке оно»провалилось». Возможно, с этой сферой интересов надо серьезно поработпть, чтобы предотвратить синдром эмоционального выгорания.
5 Практические упражнения
«Баланс реальный и желанный»
Предлогается нарисовать круг, в нем, ориентируясь на внутсенние психологические ощущения, секторами отметить, в каком соотношении в настоящее время находятсяработа (профессинальная жизнь, работа по дому и личная жизнь (путешествия, отдых, развлечения).
В другом круге – их идеальное соотношение.
Есть ли различия? В чем они заключаятся? Почему так получилось?
Что можно сделать, чтобы приблизить одно к другому? За счет чего?
От кого или от чего это зависит?
«Я - дома, я - на работе»
Разделить лист пополам. Составить два списка определений, характеристик (как можно больше) «Я-дома», «Я-на работе». Как вариант можно предложить составить списки определений «Дома я никогда», «На работе я никогда». Это позволит выявит имеющиеся стереотипы поведения, мышления.
Проанализировать:
• похожие черты;
• противоположные черты;
• одинаковые качества, проявляющиеся в разных модальностях;
• отсутствие общих черт;
• какой список было состовлять легче, какой получился объемнее;
• каково ваше отношение к тому, что в характеристиках есть заметные различия и т. д.
«Карикатура»
Нарисовать карикатуру на себя «Я на работе». В юмористической форме изобразить собстве6нные черты, которые мы стараемся в себе развивать и которые стали неотъемлемой частью профессии (эмпатия, общительность, умение слушать без оценок, доброжелательность, гибкость, креативность, компетентность и пр.).
6 Релаксационные упражнения
«Пресс»
Цель: нейтрализациыя и подавление отрицательных эмоций гнева, раздражения, повцышенной тревожности.
Представить внутри груди мощный пресс, который движется сверху вниз, подавляя отрицательные эмоции и внутреннее напряжение. Важно добиться отчетливого ощущения физической тяжести пресса. Упрожнение можно повторить несколько раз.
«Внутренний луч»
Цель: снятие напряжения, расслабление.
Представьте, что внутри вашей головы, в верхней ее части, возникает светлый луч, который медленнно и последовательно движется сверху вниз и медленно, пеостепенно освещает лицо, шею, плечи, руки теплым, ровным и расслабляющим светом. По мере движения луча разглаживаются морщины, исчезает напряжение в облости затылка, ослабляется складка на лбу, «охлождаются» глаза, ослабляются зажимы в уголкакх губ, опускаются плечи, освобождается шея и грудь. Внутренний луч как бы формирует новую внешность спокойного, освобожденного человека, удовлетворенного собой, своей жизнью, своей профессией, окружающими людьми.
«Руки»
Цель: снятие усталости, установление психического равновесия.
Вытяните ноги, свесте руки. Посторайтесь представить себе, что энергия усталости вытекает из кистей рук на землю: вот она струится от головы к плечам, перетекает по предплечьям, достигает логтей, устремляется к кистям и через кончики пальцев просачивается вниз, в землю. Вы отчетливофизически ощущаете теплую тяжесть, скользящую по вашим рукам. Посидите так 1-2 мин, а затем слегка потрясите кистями рук, окончательно избовляясь от своей усталости.
«Пословицы»
Цель: снятие внутреннегог напряжения, избавление от депрессивного состояния.
Возьмите любую из книг: «Русские пословицы», «Мысли великих людей», «Афоризмы», «Сказки» и т. п. полистайте книгу, читайте фразы пословиц и афаризмов в течение 25-30 мин, пока не почувствуете внутреннее облегчение. Возможно, кроме психической релаксации та или иная пословица натолкнет вас на правильное решение. Воэможно, вас успокоит тот факт, что не только у вас возникла проблема, над способами ее решения размышляли многие люди, в том числе и исторические личности.
7 Анализ занятия
• Как каждый из вас относился к выполнению заданий?
• Какие чувства вы при этом испытывали?
• Может какое-то задание не хотелось выполнять, или вы чувствовали дискомфорт при его выполнении?
• Какие упражнения вы взяли для себя, чтобы использовать их при работе с детьми и коллективом, родителями
8 Упражнение «Прощание»
Все встают в круг, берутся за руки, делают глубокий вдох, а затем на выдохе медленно опускают голову и произносят «До свидания».
По окончании семинара все участники получают памятки, содержащие упражнения по саморегуляции.
Используемая литература
1. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении : взгляд на себя и на других. М. ,1996
2. Герасисова Е. Н. Профилактика синдрома эмоционального выгорания у воспитателей ДОУ//ВоспитательДОУ. 2008.№10
3. Монина Г. Б. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители).-СПб. ,2005