марина лупенко
Семинар с элементами тренинга для родителей «Играем вместе»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Приветствие
2. Объявление цели:
-помочь родителям осознать особенности и потребности ребенка раннего возраста,
-подвести к осознанию важности и значимости игры для развития ребенка.
Материал: матрешка, 2 мольберта, карточки, памятки, разные игрушки, список рекомендованных игрушек, книжки со сказками, чудесный мешочек, фломастеры, ватман.
3. Ход семинара :
Для формирования положительного настроя, снятия напряжения
Публикация «Семинар с элементами тренинга для родителей „Играем вместе“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2013
- Игра «Приветствие». По кругу, передавая мягкую игрушку, представиться, кратко рассказать о себе, сделать комплимент соседу и передать ему игрушку.
-Беседа «Возрастные и психологические особенности детей 3-4 лет», какие черты характера преобладают, как справляются родители, какие методы применяют.
В 3 года формируются характер, свое индивидуальное отношение к миру, складывается определенное отношение к себе. Этот возраст характеризуется как трудный. В чем трудность? Ребенок начинает отделять себя от близких взрослых, проявляет строптивость, непослушание. Кризис может длиться от 2 месяцев до 2-х лет. С одной стороны ребенок хочет быть самостоятельным, с другой стороны не хватает опыта и умений. Отсюда выход – противопоставление себя взрослым, упрямство, желание, чтобы с ним считались. От того, как будут вести себя взрослые в этот период, зависит развитие ребенка после этого кризиса. Возможны 2 варианта:
-если взрослый позитивно оценивал личность ребенка, тактично указывал на недостатки и промахи, умел поддержать и похвалить за старание, то ребенок научится гордиться собой и своими успехами.
-если взрослый стремится добиться подчинения, наказывает за своеволие, стремится подловить на обмане, то у ребенка разовьется желание противостоять взрослому, победить его, доверительных отношений не будет.
Вывод: все зависит от взрослых, их понимания и терпения.
Памятка родителям от ребенка
НЕ балуйте меня, вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что необязательно предоставлять мне всё, что я прошу. Я просто испытываю вас!
НЕ бойтесь быть твердыми со мной. Я предпочитаю именно такой подход.
НЕ полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой.
НЕ будьте непоследовательными. Это сбивает меня с толку и заставляет упорно пытаться во всех случаях оставлять последнее слово за собой.
НЕ давайте обещаний, которых вы не можете выполнить. Это подрывает мою веру в вас!
НЕ заставляйте меня чувствовать себя младше, чем есть на самом деле.
НЕ делайте для меня и за меня того, что я в состоянии сделать сам.
4. Чтобы понять, что чувствует ребенок и как объяснить его поведение
игра «Осознание границ» (участники встают в круг, в центре находится один человек с закрытыми глазами. По команде ведущего круг начинает медленно сжиматься. Человек, находящийся в круге, останавливает движение в тот момент, когда начинает испытывать дискомфорт.
-Что Вы почувствовали?
В ходе обсуждения участники приходят к выводу, что ребенок также имеет границы и может негативно реагировать на их нарушение.
5. Беседа «Зачем нужна игра?» (высказывания родителей по очереди)
6. -мини-лекция «Роль игры в развитии ребенка»
Игры занимают важное место в жизни ребенка. Они являются его естественным состоянием, потребностью детского организма. Главное преимущество игры в том, что это активная и самостоятельная деятельность. Именно в игре, а не в обучении и не в разговорах развиваются способности и формируется личность ребенка. Игра способствует поддержанию у ребенка хорошего настроения, обогащению его чувственного опыта, развитию мышления, воображения, речи. А дети с развитым мышлением, воображением, памятью успешнее учатся, лучше ориентируются в нестандартных ситуациях. Игра – важное условие социального развития ребенка. В ней дети знакомятся с разными видами деятельности взрослых, учатся понимать чувства и состояния других людей. Игра обладает психотерапевтическим эффектом, так как через игровые действия ребенок может избавиться от негативных эмоций. Игра дает ребенку особое ощущение всесилия и свободы. Игра – наиболее естественный и продуктивный способ обучения детей
(на мольберте основные положения)
игра – ведущий вид деятельности детей
игра - естественное состояние, потребность детского организма.
игра - активная и самостоятельная деятельность
в игре развиваются способности и формируется личность ребенка
игра способствует поддержанию у ребенка хорошего настроения
игра развивает психические функции ребенка (обогащение чувственного опыта, развитие мышления, воображения, речи)
игра – важное условие социального развития ребенка.
игра обладает психотерапевтическим эффектом
игра дает ребенку особое ощущение всесилия и свободы
игра – наиболее естественный и продуктивный способ обучения детей
7. Ситуация: вы пришли в магазин выбирать игрушки. Какие игрушки Вы бы купили, какие нет и почему?
Вывод на мольберт: когда выбираете игрушку, учитывайте момент:
- чему научит и что разовьет
-ребенок вживается в образ игрушки, поэтому она должна вызывать позитивные эмоции
-должна соответствовать представлениям о красоте, поэтому важен внешний вид игрушки.
8. Раздать перечень развивающих игрушек и игр для детей 2-5 лет. Прочитать. Конечно, невозможно все это иметь сразу дома. Но даже обыкновенная палка может стать незаменимым развивающим материалом, если к игре присоединится родитель.
Примерный перечень развивающих игрушек и игр
для детей 2-5 лет
-Пазлы или разрезные картинки
-Кубики с рисунками, узором
-Конструкторы «Лего»
-Детское лото «Животный мир», «Геометрические фигуры»
-Наборы в мешочках «Овощи» «Фрукты»
-Музыкальные игрушки
-Пирамидки
-Вкладыши
-1-2 куклы (мальчик, девочка) с сезонной одеждой
-Кроватка и коляска с бельем
-Посуда
-Кукольный дом с куклами, мебелью, посудой
-Одна –две большие машинки
-Поезд с открытыми вагончиками
-Фигурки домашних и диких животных
-Ролевые наборы «Доктор», «Парикмахер» и др.
-Предметы-заместители природного происхождения для игры в магазин (шишки, каштаны)
-Корзины, коробочки, шкатулки
-Шнуры, прищепки
Краски для рисования пальчиками
-Мячи разной формы и цвета
-Кольцебросы
-Воздушные змеи
-Велосипед
-Самокат
9. Существуют правила взаимоотношений между взрослыми и детьми. Какие, мы сейчас узнаем.
-игра «Чтение сказки»
Какое чтение воспринималось лучше и почему?
- игра «Резонанс»
Что вы испытывали в роли ребенка, в роли взрослого?
Вывод: - эмоциональный контакт
- позиция «глаза в глаза»
10. Игра на развитие восприятия «Чудесный мешочек». Рекомендации: перед проведением игры трехлетнего ребенка нужно познакомить с содержанием мешочка, дать потрогать, рассмотреть. Количество предметов должно быть ограничено.
- Игра на улучшение детско-родительских отношений и развитие творческих способностей детей «Рисунок одним карандашом». Обсуждение, что вы чувствовали. (под музыку)
-Групповое сочинение сказки
11. Обмен мнениями
1. Приветствие
2. Объявление цели:
-помочь родителям осознать особенности и потребности ребенка раннего возраста,
-подвести к осознанию важности и значимости игры для развития ребенка.
Материал: матрешка, 2 мольберта, карточки, памятки, разные игрушки, список рекомендованных игрушек, книжки со сказками, чудесный мешочек, фломастеры, ватман.
3. Ход семинара :
Для формирования положительного настроя, снятия напряжения
- Игра «Приветствие». По кругу, передавая мягкую игрушку, представиться, кратко рассказать о себе, сделать комплимент соседу и передать ему игрушку.
-Беседа «Возрастные и психологические особенности детей 3-4 лет», какие черты характера преобладают, как справляются родители, какие методы применяют.
В 3 года формируются характер, свое индивидуальное отношение к миру, складывается определенное отношение к себе. Этот возраст характеризуется как трудный. В чем трудность? Ребенок начинает отделять себя от близких взрослых, проявляет строптивость, непослушание. Кризис может длиться от 2 месяцев до 2-х лет. С одной стороны ребенок хочет быть самостоятельным, с другой стороны не хватает опыта и умений. Отсюда выход – противопоставление себя взрослым, упрямство, желание, чтобы с ним считались. От того, как будут вести себя взрослые в этот период, зависит развитие ребенка после этого кризиса. Возможны 2 варианта:
-если взрослый позитивно оценивал личность ребенка, тактично указывал на недостатки и промахи, умел поддержать и похвалить за старание, то ребенок научится гордиться собой и своими успехами.
-если взрослый стремится добиться подчинения, наказывает за своеволие, стремится подловить на обмане, то у ребенка разовьется желание противостоять взрослому, победить его, доверительных отношений не будет.
Вывод: все зависит от взрослых, их понимания и терпения.
Памятка родителям от ребенка
НЕ балуйте меня, вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что необязательно предоставлять мне всё, что я прошу. Я просто испытываю вас!
НЕ бойтесь быть твердыми со мной. Я предпочитаю именно такой подход.
НЕ полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой.
НЕ будьте непоследовательными. Это сбивает меня с толку и заставляет упорно пытаться во всех случаях оставлять последнее слово за собой.
НЕ давайте обещаний, которых вы не можете выполнить. Это подрывает мою веру в вас!
НЕ заставляйте меня чувствовать себя младше, чем есть на самом деле.
НЕ делайте для меня и за меня того, что я в состоянии сделать сам.
4. Чтобы понять, что чувствует ребенок и как объяснить его поведение
игра «Осознание границ» (участники встают в круг, в центре находится один человек с закрытыми глазами. По команде ведущего круг начинает медленно сжиматься. Человек, находящийся в круге, останавливает движение в тот момент, когда начинает испытывать дискомфорт.
-Что Вы почувствовали?
В ходе обсуждения участники приходят к выводу, что ребенок также имеет границы и может негативно реагировать на их нарушение.
5. Беседа «Зачем нужна игра?» (высказывания родителей по очереди)
6. -мини-лекция «Роль игры в развитии ребенка»
Игры занимают важное место в жизни ребенка. Они являются его естественным состоянием, потребностью детского организма. Главное преимущество игры в том, что это активная и самостоятельная деятельность. Именно в игре, а не в обучении и не в разговорах развиваются способности и формируется личность ребенка. Игра способствует поддержанию у ребенка хорошего настроения, обогащению его чувственного опыта, развитию мышления, воображения, речи. А дети с развитым мышлением, воображением, памятью успешнее учатся, лучше ориентируются в нестандартных ситуациях. Игра – важное условие социального развития ребенка. В ней дети знакомятся с разными видами деятельности взрослых, учатся понимать чувства и состояния других людей. Игра обладает психотерапевтическим эффектом, так как через игровые действия ребенок может избавиться от негативных эмоций. Игра дает ребенку особое ощущение всесилия и свободы. Игра – наиболее естественный и продуктивный способ обучения детей
(на мольберте основные положения)
игра – ведущий вид деятельности детей
игра - естественное состояние, потребность детского организма.
игра - активная и самостоятельная деятельность
в игре развиваются способности и формируется личность ребенка
игра способствует поддержанию у ребенка хорошего настроения
игра развивает психические функции ребенка (обогащение чувственного опыта, развитие мышления, воображения, речи)
игра – важное условие социального развития ребенка.
игра обладает психотерапевтическим эффектом
игра дает ребенку особое ощущение всесилия и свободы
игра – наиболее естественный и продуктивный способ обучения детей
7. Ситуация: вы пришли в магазин выбирать игрушки. Какие игрушки Вы бы купили, какие нет и почему?
Вывод на мольберт: когда выбираете игрушку, учитывайте момент:
- чему научит и что разовьет
-ребенок вживается в образ игрушки, поэтому она должна вызывать позитивные эмоции
-должна соответствовать представлениям о красоте, поэтому важен внешний вид игрушки.
8. Раздать перечень развивающих игрушек и игр для детей 2-5 лет. Прочитать. Конечно, невозможно все это иметь сразу дома. Но даже обыкновенная палка может стать незаменимым развивающим материалом, если к игре присоединится родитель.
Примерный перечень развивающих игрушек и игр
для детей 2-5 лет
-Пазлы или разрезные картинки
-Кубики с рисунками, узором
-Конструкторы «Лего»
-Детское лото «Животный мир», «Геометрические фигуры»
-Наборы в мешочках «Овощи» «Фрукты»
-Музыкальные игрушки
-Пирамидки
-Вкладыши
-1-2 куклы (мальчик, девочка) с сезонной одеждой
-Кроватка и коляска с бельем
-Посуда
-Кукольный дом с куклами, мебелью, посудой
-Одна –две большие машинки
-Поезд с открытыми вагончиками
-Фигурки домашних и диких животных
-Ролевые наборы «Доктор», «Парикмахер» и др.
-Предметы-заместители природного происхождения для игры в магазин (шишки, каштаны)
-Корзины, коробочки, шкатулки
-Шнуры, прищепки
Краски для рисования пальчиками
-Мячи разной формы и цвета
-Кольцебросы
-Воздушные змеи
-Велосипед
-Самокат
9. Существуют правила взаимоотношений между взрослыми и детьми. Какие, мы сейчас узнаем.
-игра «Чтение сказки»
Какое чтение воспринималось лучше и почему?
- игра «Резонанс»
Что вы испытывали в роли ребенка, в роли взрослого?
Вывод: - эмоциональный контакт
- позиция «глаза в глаза»
10. Игра на развитие восприятия «Чудесный мешочек». Рекомендации: перед проведением игры трехлетнего ребенка нужно познакомить с содержанием мешочка, дать потрогать, рассмотреть. Количество предметов должно быть ограничено.
- Игра на улучшение детско-родительских отношений и развитие творческих способностей детей «Рисунок одним карандашом». Обсуждение, что вы чувствовали. (под музыку)
-Групповое сочинение сказки
11. Обмен мнениями