Наталия Нуриева
Семья как школа любви и духовности
▼ Скачать + Заказать документы
Кто из родителей не мечтает, чтобы его ребенок вырос самым умным, самым красивым, самым сильным, добрым и мужественным. Родители надеются, что люди будут уважать сына или дочь за трудолюбие и знание дела, за воспитанность. Мы мечтаем о всестороннем совершенстве наших детей.
Если ребенка сравнивать с молодым деревцем, то семья – это почва, на которой оно растет, и тот ландшафт, который его формирует. Одни растут в ухоженном саду, другие – в оранжерее, третьи – на скудной каменистой почве, четвертые – за высокой стеной, пятые – на семи ветрах. И вырастают деревца, конечно, разные.
Публикация «Семья как школа любви и духовности» размещена в разделах
Семья является непреходящей ценностью для развития каждого человека, играет важную роль в жизни государства, в воспитании новых поколений. Главная цель любой семьи – формирование нового, более лучшего и более свободного поколения. Выполнять эту задачу семья сможет тогда, когда она основана на духовных ценностях, на духовном единении, которое нужно понимать не как одинаковость характеров и темпераментов, а как однородность духовных оценок, общность жизненных целей и принципов родителей и детей. Семья является хранителем традиционной русской культуры быта; через нее осуществляется историческая связь поколений, разрушив которую общество превращается в «Иванов, не помнящих родства». Поэтому семья – это первооснова родины.
В семье человек вынужден разделять печаль и радость другого, не только по чувству, но по общности жизни. В браке горе и радость становятся общими. Рождение ребенка, его болезнь или даже смерть - все это объединяет супругов, усиливает и углубляет чувство любви.
В браке, любви человек переносит центр интересов, мироощущения из себя в другого, избавляется от собственного эгоизма и эгоцентризма, погружается в жизнь, входя в нее через другую личность: в какой-то мере он начинает видеть мир глазами двоих. Любовь, которую мы получаем от супруга и детей, дает нам полноту жизни, делает нас мудрее и богаче. Любовь к супругу и собственным детям распространяется несколько в иной форме на других людей, которые как бы через наших любимых делаются нам ближе и понятнее.
Слово СЕМЬЯ - в словаре : «Группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе».
Слово «семья» происходит от слова «семя». Маленькое семя, с любовью посаженное в землю, дает крепкий росток. Со временем на нем появляются сначала нежные цветы, а затем и добрые плоды. Когда двое создают семью, она тоже напоминала маленькое семя. Его нужно было с любовью взращивать, чтобы получилась счастливая семья. Слово «семья» не зря ассоциируется у нас с солнцем, теплом и светом. Семья - это близкие и родные люди, живущие вместе. Если нам плохо, трудно, если случилось несчастье - кто нас выслушает, поможет, успокоит, даст совет и защитит? Конечно же, родные. Самые близкие и дорогие люди, наша опора на всю жизнь. Недаром в народе говорится: "Семья - печка : как холодно, все к ней собираются".
Хорошая семья дает опору ребенку, помогает укрепиться в этом мире, позволяет почувствовать прочность бытия. В хорошей семье никто никого не защищает, она сама по себе – лучшая защита ребенку от любых внешних угроз, надежный тыл, его первый образ мира, который он затем всю жизнь будет проецировать на внешний мир – или спокойно доверяя ему, или боясь на него положиться. Быть опорой и защитой, вселяя уверенность и возвращать спокойствие духа – вот первое предназначение семьи.
О нравственном здоровье семьи, ее духовных ценностях можно судить по установившимся в ней традициям. Узаконенные временем и проверенные практикой, семейные традиции оказывают огромное влияние на детей. Прежде всего потому, что существующие традиции скрепляют семью, создают стабильный строй жизни и, главное, характеризуют семью, как коллектив.
Всестороннее, гармоническое развитие – наш идеал. Идеал и семейного и общественного воспитания. Но сколько надо терпеливого и квалифицированного родительского и учительского труда, чтобы дети наши вобрали в себя все богатство интеллектуальной, нравственной, эстетической культуры.
К моменту рождения в мозгу ребенка насчитывается 15 млрд. нервных клеток. Нервная клетка – это сложный электрохимический агрегат, способный запоминать, анализировать, синтезировать, творить. Среда, в которой развивается ребенок, по существу, позволяет его нервной системе задолго до рождения получить самые первые «отпечатки» физических свойств матери. Каждому человеку, тем более маленькому, нужна любовь. Но любовь разумная, делающая его лучше.
Сфера нравственного воздействия семьи на ребенка практически столь же широка, как и диапазон общественного воспитания. Огромная роль отводится семье в духовном становлении ребенка. На протяжении жизни и деятельности ребенка меняются коллективы: детский сад, школа, учебное заведение, коллектив на работе. Неизменным остается лишь один коллектив – семья. Семья – настоящий университет человеческих отношений.
Еще совсем недавно, в памятные времена, члены семьи делились на тех, кто осуществлял семейную власть, и тех, кто подчинялся ей. В подавляющем большинстве главой семьи был мужчина. Для малыша с первых его самостоятельных шагов возникал вопрос: кого слушать? Чьим советам отдать приоритет?
В наши дни такие отношения ушли в прошлое.
Ребенок, постоянно наблюдающий и впитывающий отношения равенства и уважения среди взрослых, никогда не поймет, не примет и не простит грубости, произвола и бестактности. Новые демократические отношения между супругами должны повлечь за собой дружеские, опирающиеся на богатый жизненный опыт, знаний, отношений.
Воспитатель, будь то учитель или родитель, должен знать и учитывать новые социальные и экономические явления, способные оказывать влияние на формирование личности ребенка.
Каким будет ребенок, зависит от нас – воспитателей: первые уроки доброты он получает в семье. Этому учат его суждения и поступки, отношения с людьми на улице, на работе, дома. Это своего рода школа, где малыш учится мыслить, чувствовать, жить среди людей. Слово, улыбка, жест, взгляд близкого человека, его отношение к другим людям – все остро воспринимается и подхватывается в пору, когда малыш осваивает мир.