Догадова Марина Васильевна
Консультация «Ребенок на пороге школы»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация :"Ребенок на пороге школы"
В старшей группе завершается дошкольный возраст.
К концу дошкольного возраста ребенок должен обладать высоким уровнем познавательного и личного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.
Для воспитателей и родителей предстоит большая работа в подготовке будущего первоклассника. Они вместе должны приложить все усилия в этой нелегкой работе.
В течении года родителям предлагается:
Рекомендации будущим первоклассникам.
Анкетирование, тесты.
Консультации.
Доклады.
Публикация «Консультация „Ребенок на пороге школы“» размещена в разделах
Мы уже знаем, дети, которые в семье получают достаточное внимание и любовь, а также разнообразные впечатления. С которыми родители систематически занимаются, в школе более спокойны, они самостоятельнее, сообразительнее и добросовестнее в выполнении школьных обязанностей, чем дети, с которыми предварительно мало занимались.
Исключительную роль в подготовке детей к школьному обучению играет детский сад. УДО дает детям основы знаний и умений в сфере социальных представлений и практики, полноценно развивает психические процессы, формирует интерес к игре, посильному труду и обучению, способствует привитию навыков культуры поведения.
Чтобы ребенок хорошо адаптировался к школе, мог успешно учиться, он должен иметь определенный уровень зрелости тех функций, которые специалисты называют школьнозначимыми, познавательными. Прежде всего они обеспечивают его способность заниматься успешной деятельностью, сосредоточенно и целенаправленно работать под руководством педагога. Один из главных показателей такой готовности – организация деятельности.
Нарушение организации деятельности и внимания – характерная особенность непосед.
В шесть лет это проявляется, как:
воспринимает словесное задание, но приступая к работе допускает много ошибок, иногда выполняет только часть;
быстро отвлекается и не может сосредоточенно работать, не доводит работу до конца;
не умеет работать по плану, действует методом проб и ошибок;
способен принять помощь взрослого, но сам, как правило, не вносит исправления по ходу деятельности.
Планируя работу по подготовке к школе, взрослые особое внимание уделяют развитию речи, памяти, моторных функций, зрительного восприятия, и тех функций, на основе которых формируются базовые учебные навыки (письмо, чтение, счет).
Обязательно нужно упорядочить режим дня. Ребенок должен не только твердо знать, но и привыкнуть к тому, что в определенное время он встает, гуляет, ест, занимается. В этом случае ему легче организовать свою работу, выработать правильные привычки. Наверное, следует напомнить, что ребенок – дошкольник учится постоянно. Поэтому какую – то часть необходимых представлений, сведений, знаний он получает не садясь специально за стол.
И прежде всего это относится к развитию речи. Шестилетний ребенок должен уметь определять положение предметов на плоскости, знать слова обозначающие местоположение и правильно понимать их значение: впереди, сзади, справа, слева, сверху, над, за, под, перед. Еще шестилетний ребенок должен различать и правильно называть основные геометрические функции – круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Сравнивать и различать предметы по величине – большой, маленький.
Один из показателей речевого развития ребенка – формирование фонематического слуха, т. е. умение узнавать и различать звуки на слух.
Обучение письму так же одна из наиболее существенных проблем при подготовке к школе. Чтобы подготовить руку ребенка к письму нужно прежде всего развивать его способность выполнять сложнокоординированные графические движения. Но сначала необходимо научить его правильно располагать тетрадь и держать ручку (при работе праворукого ребенка свет должен падать слева у леворукого - справа). Очень эффективны для подготовки к письму и чтению задания на различие (уметь находить сходство и различать форму, буквы, фигуры, объекты) на классификацию (выделять специфические признаки предметов, деление целого на части и составление целого из частей (складывать фигуры и буквы из частей и т. п.). Они способствуют формированию зрительно –пространственного восприятия, внимания.
В 5-6 лет ребенок способен одновременно сравнивать, выделять предметы, фигуры, различать наклон, вертикальные и горизонтальные линии, их высоту, точно воспринимать и копировать образец фигуры, буквы. Именно эти способности – основа успешного обучения письму.
Очень важно развивать – зрительную память ребенка, необходимую при обучении письму, чтению, счету. Кроме учебных навыков для успешного обучения в школе необходимо, чтобы ребенок достиг определенного уровня личностного развития. Под определенным уровнем понимают три сферы жизненных отношений – с близкими взрослыми, со сверстниками, к самому себе.
Советы родителям: «Не спешите в школу»
Общение с ребенком не должно становится на насильственном внушении ему правил и запретов. Ребенок не может оторваться от игры – играйте во все, что встречается в его жизни: «детский сад», «больница», «автобус», и пусть он в играх выступает положительным героем, кого-то спасающим или кем-то руководящим.
В играх смейтесь вместе над безответственностью, эгоизмом, глупостью и т. д.
Давайте возможность ребенку общаться с ровесниками, побуждайте его к такому общению, учите его сотрудничать, прощать обиды. Разъясняйте последствия его ошибок, побуждайте одолевать трудности, помогая и радуясь вместе с ним его победам. Успех пробуждает веру в свои силы!
Обязательно установите для ребенка посильные ежедневные обязанности, которые он будет четко знать. И обязательно объясните, что последует за их невыполнение!
Поощряйте любое стремление ребенка к самостоятельности, принятию собственных решений, ответственному отношению к делу. Если речь идет о мальчиках – главную роль в этой работе должен играть отец.
Будьте по возможности спокойны, старайтесь поменьше кричать на ребенка, угрожать ему, высмеивать его. Вы добьетесь обратного результата – для него важно вызвать любую вашу реакцию, он и дальше будет вести себя так, вызывая у вас хоть эти эмоциональные формы внимания.
Если вы вовремя заметили, что ребенок не готов к школе к семи годам, НЕ СПЕШИТЕ ТУДА.
Пусть он войдет в класс в восемь, но уже сознательным школьником. А пока на легком материале втягивается в учебу, стремится к достижению результата.
И пожалуйста, дорогие родители, в требованиях к ребенку будьте единомысленны друг с другом, любой ценой идите на взаимные компромиссы: расхождения в требованиях к ребенку, предъявляемых школой и семьей или разными членами семьи, здесь просто фатально вредны!