Лучший педагог года

Сенсорное развитие воспитанников раннего возраста

Наталья Александровна Лазаренко
Сенсорное развитие воспитанников раннего возраста

Раннее детство – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех человеческих начал, именно в ранние годы закладываются основы здоровья и интеллекта малыша.

Важность развития ребёнка в возрасте от одного года до трех лет трудно переоценить.

Так, по некоторым наблюдениям психологов, ребенок в возрасте до 3 лет приобретает от 60 до 70 % информации об окружающем мире, а за всю оставшуюся жизнь 30- 40 %.

Публикация «Сенсорное развитие воспитанников раннего возраста» размещена в разделах

По насыщенности овладения навыками и умениями, по темпам развития ранний возраст не имеет себе подобного в последующие периоды.

Первоначальной ступенью познания мира является чувственный опыт, который наиболее интенсивно накапливается в раннем детстве. На основе ощущений и восприятий формируются представления о свойствах предметов, становится возможным их дифференцировать, выделять один из множества других, находить сходства и различия между ними. Видный ученый, психолог, доктор медицинских наук Николай Матвеевич Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. Л. А. Венгер считал, что «сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка».

Сенсорное воспитание имеет важное значение в развитии ребенка потому что :

- является основой для интеллектуального развития;

- развивает наблюдательность, воображение

- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

- влияет на расширение словарного запаса ребенка;

- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Насколько успешно и самостоятельно ребенок владеет системой сенсорных обследовательских действий, позволяющих ему самостоятельно рассматривать, обследовать предметы для выявления их особенностей, необходимых для достижения результатов в той или иной деятельности, и определяется гармоничное развитие ребенка.

Приходящие крохи третьего года жизни не говорят в соответствии с возрастом, не называют цвет, форму предметов, а сенсорное развитие имеет огромное значение, поэтому в организации образовательного процесса с детьми это очень важно.

Прежде чем начать работу с ребенком, нам необходимо узнать его индивидуальные особенности. Когда ребенок приходит первый раз, мы о нем не знаем ничего, кроме имени, фамилии и возраста. Т. к. родители являются активными участниками образовательного процесса, мы знакомимся с ними и с ребенком, путем анкетирования и бесед. Выявляем режим ребенка, его здоровье, интересы, привязанности, любимые игрушки, и как называют малыша дома. Параллельно из бесед узнаем особенности воспитания : как кушают, как спят, чем занимаются с ребенком, в какие игры играют, какие книги читают. Это помогает организовать образовательный процесс детей и родителей.

Следующий шаг – выявить особенности нервно – психического развития ребенка.

С письменного согласия родителей после проведения адаптационного периода, проводим обследование особенностей развития ребенка по методике К. Л. Печора, Л. Г. Голубевой, Г. В. Пантюхиной. Беспокоят проблемы в сенсорном развитии воспитанников раннего возраста.

На основании обследования поставлена следующая цель: Создать условия сенсорного развития воспитанников средствами дидактических игр.

Реализуем цель по 4 этапам:

Целью первого этапа является привлечение внимания детей к определенному сенсорному признаку, который должен быть освоен.

На втором этапе обучаем детей перцептивным действиям и накопление представлений о сенсорных признаках.

Цель третьего этапа - группировать предметы по тому или иному качеству.

На четвертом этапе - создаём условия для самостоятельного применения детьми освоенных знаний и навыков в анализе окружающей действительности и в организации собственной деятельности

Развивающая предметно пространственная образовательная среда является необходимым условием развития личности ребенка и всех видов детской деятельности. Поэтому свою работу мы начали с создания такой среды.

Оформили «сенсорную зону», где находятся все материалы для развития восприятия формы, цвета и величины предметов, а также для развития слухового восприятия и пространственных отношений. Это различные пирамидки; предметы-вкладыши (матрёшки, кубы, коробочки, шары и др.) дощечки с плоскими геометрическими вкладышами; объёмные контейнеры с отверстиями разной формы; плоские геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник); объёмные геометрические формы (шар, призма, куб, кирпич); центр для игры с водой и песком; для развития мелкой моторики рук (шнуровки, кнопочницы, мозаики, бусинки и пуговицы разного цвета и размера, бутылочки с закручивающимися крышками и др.); шумящие коробочки, звоночки; предметные картинки с изображением больших и маленьких животных, предметов мебели, посуды, одежды, нарисованная посуда и др. Есть пособия, выполненные нашими руками («Солнышко», «Занимательный поезд», «Сделай бусы», «Разноцветные домики», «Воздушные шарики», «Цветные волчки», «Разноцветные коврики») они полностью соответствуют возрастным нормам и эстетическим требованиям.

На первом этапе мы знакомим детей с предметами ближайшего окружения, их свойствами формой, цветом, размером. Основной метод: обследование и наблюдение.

Успешное, на наш взгляд, выполнение игровых задач, осуществлялось и благодаря методу повторения. Мы считаем, что полученные в играх представления и умения должны быть достаточно прочными и устойчивыми, поэтому неоднократная повторяемость игр в течение дня и всей последующей недели были необходимым условием для этого. Из методов, стимулирующих познавательную активность, мы чаще использовали сравнение (такой - не такой формы цвета, соотнесение (такой же).

На втором этапе мы активизируем обучение детей перцептивным действиям и накопление представлений о сенсорных признаках. Сначала учили детей различать форму, величину и цвет, подбирая тождественные. Развивали у ребят память, внимание, наглядно – действенное мышление, речь. Для этого предлагались дидактические игры: «Яблочки в корзиночках», «Не ошибись», «Подбери по цвету», «Разноцветные поляны», «Собери бусы», «Цветная посуда», «Нарядим солнышко» и др. Дидактический материал вызывал у детей большой интерес, желание действовать. Малыши обменивались предметами, сравнивали их, делали умозаключения: «Такой же шарик. Такая же полочка. Грибочки одинаковые. Варежки разные». Конечно же, не все дети справлялись с поставленной задачей. Часть из них не могла правильно подобрать грибки, шарики, палочки по признаку цвета, величины. Мы постоянно разнообразила дидактический материал. Использовали игры самоделки: «Воздушные шары», «Спрячь мишку», «Подбери чашки к блюдцам», лото «Цвет и форма», «Разноцветная каруселька» регулируемая по высоте и др., которые вызывали у ребят интерес. Они увлеченно рассматривали материал, сопоставляли его, подбирали к эталону.

Каждую дидактическую игру по формированию представлений о форме, цвете, мы проводили один раз в неделю. Длительность игры не превышала десяти минут. Занимались с детьми индивидуально или небольшими подгруппами. Каждую неделю мы знакомили детей с новой игрой. В течение недели все дети, принимающие участие, были вовлечены в игру. При проведении дидактических игр мы пользовались краткой словесной инструкцией, не отвлекая детей лишними словами от выполнения заданий. Вначале, мы не требовали от детей обязательного запоминания и употребления названия цвета. Важно, чтобы ребенок активно выполнял задание, так как именно в практической деятельности происходит накопление представлений о свойствах предметов.

На третьем этапе основная цель: группировать предметы по тому или иному качеству. Учитывая особенности восприятия детьми формы, мы сначала учили круг, потом квадрат, потом треугольник. При восприятия детьми цвета, мы использовали сначала красный и синий цвета, затем желтый и зеленый. Мы старались также подобрать игрушки и предметы интенсивной окраски. Ребята научились простейшим умственным операциям, а именно: сравнивать, сопоставлять цвета. Кукла Таня с разноцветными ленточками, цель которых – научить ребят обобщать предметы по сюжету и цвету. В игре «Солнечные косички» перед детьми было представлено обиженное солнышко, которое не нарядили к празднику. И ребятам предлагалось подарить ему косички с бантиками, т. е. нужно было к косичке подобрать бантик и подарить солнышку. Но от детей не требовались названия цветов. Игры малышам понравились, они правильно подбирали тождественные цвета.

Цель четвертого этапа - создание условий для самостоятельного применения детьми освоенных знаний и навыков в анализе окружающей действительности и в организации собственной деятельности.

Формировать представления о цвете, форме, размере мы старались в течение всего дня. Например, при приеме детей, обязательно обращали внимание на цвет одежды ребенка: - «Аня, какая на тебе красивая зеленая футболка, а игрушка есть такого цвета в нашей группе. А ты, Сева, сегодня в желтой футболке. А у кого еще сегодня одежда такого же желтого цвета.

В утренние часы, когда в группе один - два ребенка обязательно проводили индивидуальную работу, предлагая детям разный дидактический материал для игр.

Просили ребенка называть его цвет, форму, но не требовали, если он отказывался. Во время режимных моментов обращали внимание детей на цвет, размер полотенец, салфеток и пр.

В сюжетно – отобразительных играх также обращали внимание детей на цвет предметов: «Какого цвета тарелочку тебе дать?», «Какого цвета конфету дадим кукле?».

Разнообразие игр, имеющих похожие цели, с одной стороны, помогали закрепить пройденный материал, с другой стороны - поддерживать у детей познавательную активность. С каждой игрой дети проявляли все больший интерес, старались добиваться результатов, тянули воспитателя за руку к сенсорному уголку, просили повторить игру еще раз и неохотно отдавали пособия.

Важно также взаимодействие с родителями. Формы работы представлены на экране. Привлекла родителей беседа об особенностях сенсорного развития их детей и возрастных нормах. Понравилось участие в конкурсе «Очумелые ручки» по изготовлению игр и пособий по сенсорному воспитанию. И в группе появилась сенсорная собачка, объемные геометрические формы, коробки различных объемов, разнообразные самодельные бусы, корзиночки и т. д.

Большой интерес у родителей вызвал видеосюжет по работе с детьми по сенсорному воспитанию в организованной деятельности и в повседневной жизни.

Включение родителей в процесс воспитания и обучения, не только облегчает процесс адаптации ребенка к новым условиям, но и учит родителей относиться к воспитанию ребенка как к сложному и кропотливому процессу развития ребенка.

Через интересные игры, деятельность ребёнок учится общаться, появляется доброжелательность друг к другу, чувство симпатии и желание взаимодействовать со сверстником, доверительное отношение к взрослым, то есть развивается сам ребёнок.

Публикации по теме:

Изобразительная деятельность как метод воспитания Уважаемые, коллеги, предлагаю вашему вниманию к докладу на тему: "Изобразительная деятельность как метод воспитания" презентацию к нему.

Консультация «С чего начинается познание?» «С чего начинается познание?» Раннее детство- это фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех человеческих начал. Именно в.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сенсорное развитие воспитанников раннего возраста
Опубликовано: 12 декабря 2014 в 10:45
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД