Папки-передвижки

Серия комплексных занятий по ознакомлению детей с природой (часть 1)

Людмила Кудряшова
Серия комплексных занятий по ознакомлению детей с природой (часть 1)

Занятие №1.

Цель

• обучение умению различать живую и неживую природу, выделять отличительные признаки живой природы, используя карточки-модели

• развитие умения сравнивать, обобщать, делать выводы

• воспитание любознательности, желания узнать новое.

Материал.

Демонстрационный: картинки с изображением объектов живой (береза, орешник, ромашка, муха, лягушка, щука, слон и т. д.) и неживой (ледник, океан, скала, песок и т. д.) природы; карточки с условными обозначениями живого и неживого; два листа бумаги со схематичным изображением дома на каждом.

Публикация «Серия комплексных занятий по ознакомлению детей с природой (часть 1)» размещена в разделах

Раздаточный: карандаши, листы бумаги на каждого ребенка.

Предварительная работа: знакомство с книгой Р. Кошурниковой «Путешествие с глобусом», рассматривание иллюстраций, поместить в уголок «Любознайка» модель глобуса, карту, атлас «Мир и человек»

Ход занятия.

1. Знакомство детей с игровым персонажем Почемучкой, который сидит в группе на полочке «умных книг», с одноименной энциклопедией для детей. Почемучка знакомит детей с книгой, говорит, что дети узнают из нее много интересного. Спрашивает у детей хорошо ли быть «почемучкой», т. е. часто задавать вопрос «почему?» взрослым. Дети отвечают положительно, объясняя свою точку зрения.

2. Почемучка предлагает детям рассмотреть разложенные им по полу картинки с изображением объектов живой и неживой природы. Затем просит кого-либо из детей разделить картинки на две группы так, чтобы в каждой оказались подходящие друг к другу предметы и поселить их в доме. Почемучка подсказывает детям, если они не догадываются, что картинки нужно разделить на «живые» и не «неживые». Далее выясняют главные различия между двумя группами: живая природа отличается от неживой следующими признаками: она питается, дышит, растет и развивается, размножается ( пример: дерево, животные камень, вода).

3. Далее все вместе придумывают условные обозначения для живой и неживой природы

живая природа неживая природа

и помещают карточки с этими знаками на крыши домов.

4. Подвижная игра «Живое-неживое» проводится вместе с игровым персонажем. Почемучка называет какой-нибудь объект живой или неживой природы, а дети соответственно прыгают (живая природа) или неподвижно стоят (неживая природа).

Занятие №2.

Цель:

• обучение умению различать растения и животных, выделять их отличительные признаки, используя карточки-модели;

• развитие зрительного восприятия, памяти, мышления;

• воспитание интереса к книгам познавательного характера.

Материал.

Демонстрационный: картинки с изображениями различных растений (роза, колокольчик, кактус, клен и т. д.) и животных (улитка, карась, лягушка, комар, муравей, медведь, обезьяна и т. д.); 2 листа бумаги со схематичным изображением домов.

Раздаточный: лист бумаги, карандаши, карточки с условными обозначениями растений и животных.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций в альбомах «Растения», «Животные», игры на классификацию из раздела «Логика» программы «Развитие», чтение энциклопедии «Почемучка» (глава «Почему лист зеленый?» стр. 182-184).

Ход занятия.

1. Появляется Почемучка и предлагает детям следующее задание: рассмотреть картинки с изображением растений и животных и ответить на вопрос: «Что общее у всех объектов, нарисованных на картинках?» Если дети затрудняются, он постепенно подводит их к ответу: на картинках изображено все живое, то есть живая природа. Затем предлагает 2-3 детям расселить все картинки по двум домам, чтобы в каждом оказались похожие существа. В результате оказывается, что в одном доме живут растения, а в другом – животные.

2. Детям предлагается придумать и нарисовать условные обозначения растений и животных, выбираются наиболее удачные варианты обозначения и значки помещаются на крыши домов.

растения животные

3. Далее Почемучка спрашивает, чем же отличаются жители домов друг от друга. Выслушиваются мнения детей, обобщаются ответы и дается правильный ответ: растения, благодаря своим листьям сами умеют готовить себе пищу из солнечного света, воздуха, воды (напоминается содержание главы «Почему лист зеленый?», рассматривается иллюстрация) а животные не умеют этого делать, они едят только готовую пищу: травоядные животные растения;

хищные других животных.

Дети приводят примеры тех и других животных, отмечают, что домашних животных кормят хозяева. Почемучка хвалит детей за сообразительность.

4. Проводится дидактическая игра «Растение или животное» Почемучка раздает каждому ребенку по две карточки с условным обозначением животного или растения, называет то или иное растение или животное, а дети показывают соответствующую карточку.

Занятие №3.

Цель:

• обучение умению выделять факторы неживой природы, влияющие на растения и животных;

• знакомство с моделями живой природы : свет, тепло, вода, почва (факторы неживой природы);

• обучение умению выделять факторы, влияющие на растения и животных;

• развитие интереса к методу наглядного моделирования у детей.

Материал.

Демонстрационный: картинки с изображением неживой природы (море, водопад, восход и заход солнца, ледник, песок, чернозем, скала и т. д.); 4 листа бумаги со схематичным изображением дома на каждом; большие и маленькие карточки с условным обозначением факторов неживой природы.

Раздаточный: листы бумаги, карандаши; карточки с условными обозначениями воды, света, тепла, почвы, растений, животных, стрелки.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций и чтение книг «Путешествие с глобусом», работа с атласом «Мир и человек» и глобусом, знакомство с различными климатическими поясами, в которых живут растения и животные, беседа о приспособлении их к условиям жизни.

Ход занятия.

1. На занятии вместе с Почемучкой появляется Незнайка, который просит детей помочь ему разобраться в вопросах, которые он задает детям:

• Что такое живая природа? (животные и растения).

• Почемучка выкладывает на стол картинки с изображением моря, льдин, скал, солнца и т. д., выясняет у детей, что это неживая природа.

• Чем отличается живая природа от неживой? (дышит, питается, растет, двигается, размножается)

Незнайка благодарит детей за разъяснения, удивляется, как много они знают.

2. Почемучка предлагает детям карточки-модели, на которых условные обозначения воды, света, тепла, почвы (большого и маленького размера).

Объясняет и предлагает разложить картинки неживой природы к этим моделям. Незнайка вызывается помочь, но выполняет неправильно, дети исправляют допущенные ошибки.

3. Далее Почемучка поочередно берет карточки-модели и вместе с детьми разбирает значение каждого фактора (воды, света, тепла, почвы) неживой природы для жизни растений и животных. В ходе беседы выясняется, что происходит с ними в жизни, если, например: много (большая карточка) или мало (маленькая) солнца, воды, тепла. Берутся для примера: животные Севера (белый медведь) и животные Юга (верблюд) и сравнивается их образ жизни, приспособленность к условиям климатического пояса.

4. Детям предлагается взять раздаточные карточки и стрелки и вместе с Почемучкой построить модели, отображающие влияние факторов неживой природы на растения и животных.

Занятие №4.

Цель:

ознакомление детей с многообразием растительного мира Земли, со значением растений, их строением (моделью) и умением приспосабливаться к условиям внешней среды;

• развитие интереса к жизни растительного мира;

• воспитание бережного отношения к природе.

Материал: природный материал, картинки с изображением разнообразных растений, таблица-модель с изображением строения растения (корень, стебель, листья, цветок, плод, плоскостное изображение «волшебного жука Точечкина» видеофильм.

Предварительная работа: чтение книг В. Дацкевич «Чудо-остров», «Растительный мир» издательства «Росмэн», экскурсия в городскую оранжерею, уход за комнатными растениями и составление картотеки, сбор коллекций растений, открыток, альбомов, просмотр телепередач «Растительная жизнь», «Наш сад», «Живая природа».

Ход занятия.

1. Почтальон Печкин приносит письмо от Почемучки и посылку с видеокассетой. В письме говорится о том, какой интересный фильм предстоит посмотреть детям, но посылку почтальон отдаст тогда, когда убедится, что дети правильно ответили на вопросы, которые им задает Почемучка в письме.

Вопрос №1 – «Дети, расскажите, пожалуйста, что относится к живой природе(Растения и животные).

Вопрос №2 – «Чем растения отличаются от животных?» (Способом питания).

Вопрос №3 – «Назовите растения, которые вы знаете?» (Дети перечисляют разнообразные растения, одновременно рассматриваются иллюстрации)

2. Воспитатель хвалит детей за правильные ответы и предлагает побеседовать о значении растений для жизни животных и человека. В ходе беседы выясняются знания детей о том, что без зеленых растений на Земле не было бы пищи, необходимой для жизни всех живых существ. Кроме того, они обогащают атмосферу кислородом, необходимым для дыхания всех живых организмов, в том числе и человека; а также поглощают из воздуха углекислый газ. Пока на Земле достаточно зеленых растений, запасы кислорода в атмосфере не иссякнут. Все растения отличаются друг от друга окраской и формой стеблей, листьев, цветков и плодов, продолжительностью жизни, и все они относятся к трем группам: деревья, кустарники, травы. Предлагаю детям привести примеры. Растут они в разных странах и экосистемах (в лесу, в воде, в городе). Леса, луга, степи служат местами обитания животных. Животные находят здесь пищу, убежище, условия для размножения. Большое значение имеют зеленые растения и в жизни человека. Они являются источником пищи, дыхания, топлива (каменный уголь, строительных материалов (дерево) и сырья для изготовления бумаги (древесина, лекарств (сбор и переработка лекарственных растений, делают почву плодородной, очищают воздух от загрязнения. Именно поэтому человек стремится сажать много растений в городах. Необходимо беречь и охранять зеленые насаждения, ухаживать за ними.

3. Вместе со схемой (моделью) строения растения появляется новый игровой персонаж – волшебный жук Точечкин. Он знакомит детей со строением растения, рассказывая и показывая, какие составные части есть у растения : корень, стебель, лист, цветок, плод (семена) и загадывает детям загадку о растениях:

«Без рук, без ног, но двигается, дышит, но не говорит, питается, а рта нет» (растение). Или: «Дышит, растет, а ходить не может»

Спрашивает, какие условия внешней среды должны быть для того, чтобы растение хорошо росло. Предлагает показать нужные модели-карточки (свет, тепло, влага, почва).

4. Просмотр видеофильма о разнообразных растениях Земли.

Публикации по теме:

Познавательное развитие дошкольников посредством проектно-исследовательской деятельности АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА: Данная работа направлена на развитие исследовательско- познавательной деятельности детей, которая дает ребенку возможность.

Воспитание экокультуры у детей детского дома.Воспитание экокультуры у детей детского дома. Добрый день!Предлагаю вашему вниманию работы наших замечательных фантазёров. У нас в детском доме я уделяю большое внимание воспитанию.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Серия комплексных занятий по ознакомлению детей с природой (часть 1)
Опубликовано: 9 марта 2015 в 11:58
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД