Ольга Кожухарова
Шахматы и дети
▼ Скачать + Заказать документы
Обучать детей шахматам дома несколько сложнее, так как большое значение имеет и сама атмосфера детского коллектива. Но если не жалеть времени, каждый родитель может научить своего ребенка играть в шахматы.
Эффект игрового метода изучения шахмат «по частям» велик. Известны случаи, когда подобным образом шахматными правилами овладевали трехлетние дети. Сказки, истории вы можете придумывать сами, здесь не нужны литературные шедевры. Не очень складный, но зато яркий, образный рассказ о героической пешечке, пробившейся в ферзя, даст гораздо больше, чем сухое объяснение «официальных» правил. Не вызывает сомнений, что вы в состоянии придумать для ребенка какие-то «околошахматные» игры, сможете сделать вместе с ребенком простейшие, но занятные рисунки. Главное, чтобы все эти домашние игры шли непринужденно, ребенок не должен замечать, что его обучают. Если малыш заинтересуется шахматами, тогда должен наступить новый этап – от «азов к основам теории».
Публикация «Шахматы и дети» размещена в разделах
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» май 2014
Уважаемые родители, Ваш ребенок познакомился с шахматными фигурами? Теперь дайте ему пластилин, бумагу, ножницы, карандаш, мел, клей. Пусть лепит, рисует (на бумаге или асфальте) шахматные фигуры. Ребенок должен твердо запомнить, как называются шахматные фигуры, уметь отличать одни от других. Проверить это не всегда легко. Лучше всего закрепить пройденный материал в игре.
Ниже привожу описание игр и фотографий некоторых игр, которые использовала в работе с детьми в детском саду. Буду рада если мой опыт поможет Вам.
1. «Кубик».
Возьмите один из старых кубиков, нарисуйте на бумаге каждую из шести фигур и приклейте рисунки к граням кубика. Или склейте кубик из бумаги. Бросайте его по очереди. Бросивший должен назвать фигуру, которая выпадет на верхней грани кубика.
2. «Волшебный мешочек».
В непрозрачном мешочке по очереди спрячьте все шахматные фигуры и попросите ребенка на ощупь определить, какую фигуру Вы спрятали. Для большего эффекта позвольте и малышу прятать фигуры, а сами угадайте, какая фигура в мешочке. Вначале Вы можете «не угадать», а малыш с восторгом скажет: «Нет». В другом варианте игры, в мешочке прячутся все фигуры сразу, и малыш на ощупь ищет определенную фигуру.
3. «Шахматный теремок».
Постройте из кубиков домик-теремок, в который будут по одной (от самой маленькой до самой большой) забегать шахматные фигуры. Ребенок должен назвать каждую из них.
В детском саду мы сделали шапочки на голову, и тут уже дети сами изображали жителей теремка.
4. «Шахматная репка».
Посадите «репку». Около нее, ребенок будет выстраивать фигуры, поясняя: «Дед – это король, бабка – ферзь, внучка – слон, Жучка – конь, кошка – ладья, мышка – пешка».
5. «Шахматная доска».
Попросите ребенка раскрасить часть листа клетчатой тетради так, как раскрашена шахматная доска (коричневым или желтым карандашом или только черным).
Как вариант можно использовать заготовки изготовленные из картона, аппликация клеток из желтой и коричневой бумаги. Задание «Сложи шахматную доску».
5. «Настенная шахматная доска».
Доска изготовлена из старого детского одеяла в клеточку, которое я приклеила на фанеру, с помощью клеящей бумаги написала буквы и цифры, нарисовала шахматные фигуры, а чтобы они крепились к доске, с обратной стороны наклеила бархатную бумагу (по принципу фланелеграфа).
6. «Чудесные превращения».
Для закрепления знаний о шахматных фигурах, их ходах пришлось нарисовать доску на полу, где дети закрепляют ходы фигур.
И так все готово! Знания есть! Объявлен шахматный турнир.