Получи документы

Сценарий народного праздника «Широкая масленица» для старшего дошкольного возраста

Лариса Сальникова
Сценарий народного праздника «Широкая масленица» для старшего дошкольного возраста

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 8.

г. Володарск Нижегородская область

«Широкая масленица.

Сценарий народного праздника Старший дошкольный возраст.

Составила музыкальный руководитель: Сальникова Лариса Валерьевна

Публикация «Сценарий народного праздника „Широкая масленица“ для старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Цель: Формировать представление о народных традициях у детей дошкольного возраста путем погружения в атмосферу праздника Масленица.

Задачи:

1. Дать, первоначальные представления о русском народном празднике «Масленица», с характерными для него обрядами.

2. Познакомить детей с русскими традициями гостеприимства, с блюдами русской кухни, историей появления блинов.

3. Развивать коммуникативные навыки, формировать умение помогать друг другу, общаться друг с другом.

4. Воспитывать интерес и любовь к русскому национальному фольклору, эмоциональное сопереживание и желание участвовать в игре-действии.

Масленица — это веселые проводы зимы, озарённые радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы. Даже блины, непременный атрибут Масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни.

Возраст детей : 5-7 лет.

Одна старшая и одна подготовительная группы

Актуальность:

В настоящее время, педагогам предоставляется возможность творческого подхода к воспитательно- образовательному процессу. И, конечно, на современном этапе невозможно обойти огромный пласт истории народа, его культуру, искусство, традиции, обычаи, праздники – богатейший материал для работы с детьми. Ребенок дошкольного возраста наиболее восприимчив к эмоционально – ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В тоже время, недостатки развития и воспитания в этот период жизни, трудно восполнить в последующие годы. Национальное достояние несет в себе нравственность, эстетику, элементы народной мудрости и народную педагогику.

В основной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы большое внимание уделяется воспитанию в детях духовно-нравственной культуры и патриотических чувств: любви к Родине, гордости за ее достижения, уверенности в том, что Россия- великая многонациональная странна с героическим прошлым и счастливым будущим.

В наше время, когда активно возрождается церковная культура, христианские ценности, очень важна роль работы педагогов дошкольных учреждений. Именно в детском саду есть прекрасная возможность для приобщения детей к традиционной народной культуре и формирования основы для её воссоздания. Несложно изо дня в день знакомить дошкольников с разными её аспектами, руководствуясь народным календарём. В каждой группе есть уголок ряжения, который может включать элементы русских народных костюмов – прекрасное подспорье для сюжетно-ролевых игр. В течение рабочего дня незаменимы аудиозаписи народных песен, мелодий, сказок, потешек, считалок, колыбельных. Занимаясь с детьми изобразительной деятельностью важно делать акцент на произведениях русского декоративно-прикладного искусства, живописи, познакомить с национальной игрушкой. В уголке книг целесообразно выделить место для устного народного творчества и других жанров русской литературы. Для дошкольников любого возраста можно создать картотеку русских народных игр. Знакомство дошкольников с историей своего народа естественным образом легче проходит через знакомство с традициями проведения русских праздников. Ведь это не просто веселье, а вековая культурная практика приобщения подрастающего поколения к русским обычаям. В детских учреждениях часто проводится Масленица, как весёлое развлечение с непременным вкусным атрибутом – блинами. И дети воспринимают её именно так. А ведь у Масленицы есть и более глубокий смысл, традиции. В этой связи важно предварительно провести знакомство детей с традициями Масленицы, обычаями каждого её дня.

Форма проведения: Народный праздник.

Виды деятельности: Слушание музыки: «Байновская кадриль», хоровод: «Метелица»р. н. м., пение: «Ой – да, Масленица» р. н. м., «Ой вставала, я ранёшенько» р. н. п., «Блины» р. н. м. танец: «Сударушка» р. н. м., «Кадриль» р. н. м., игры:

«Гори, гори ясно» р. н. м., «Ручеёк» р. н. м., инсценировка стихотворения С. Михалкова: «Как мужик корову продавал».

Нацеленность на результат:Знакомство с традициями родной страны, развитие кругозора, эстетической восприимчивости, получение ярких впечатлений от праздника.

Описание требований к знаниям, умениям и навыкам: Дети: получили новые знания о Масленице как об одном из русских народных праздников; расширили представления о родственных отношениях; познакомились с предметами быта старинной русской избы; приняли участие в оформлении группы к праздничным мероприятиям.

Качества личности: Любознательность, уверенность в себе, ответственность за себя и задругих, дисциплинированность, патриотизм, уважение к старшим и друг к другу.

Ход праздника:

Звучит музыка: «Байновская кадриль» дети заходят в зал, имитируя гуляние, садятся на скамейки. Выбегают скоморохи.

Приветствие:

1 Скоморох: Гей! Веселей собирайся народ, нынче масленица в гости идёт.

Спешите, спешите, спешите, друзей с собою захватите.

2 Скоморох: Тары – бары, тары – бары, выходите во дворы.

Будем пляски начинать, будем масленку встречать.

Дети встают полукругом.

Вед: Ай –да, зимушка – зима, зима славная была.

Но пришла пора проститься, да с весною подружиться.

1 Реб: Зима – ледяна, зима – студяна, пришла и твоя пора уходить со двора

2 Реб: Русскую зиму проводить нужно, задорно, весело и дружно.

Хоровод: «Метелица» р. н. м.

(после песни, дети садятся на места)

Завязка сюжета:

Под музыку в зал, приплясывая, входит Деде Ерофей.

Дед Ерофей: Ой! Ой! Как много вас, да все румяные, улыбчивые.

А вот звать –то вас как? И не знаю!

А ну, называйте себя по имени

Да пошумней, чтоб слыхать было!

Дети отвечают.

Дед Ерофей: Теперь понятно с кем имею дело.

Вед: Дедушка! А как тебя – то самого звать? Расскажи, коль не трудно!

(Дед поёт частушки) :

А я Дед Ерофей износил сто пар лаптей.

Только пару сапог до сих пор сносить не смог.

Шила баба мне кафтан из овчины латки.

Поменял я тот кафтан на три шоколадки. (танцует)

Вед: Дедушка Ерофей! А что привело тебя к нам в садик?

Развитие сюжетных линий:

Дед: Как что? Да ведь Масленица, в среду все блины пекут, среду – лакомкой зовут. А где же ваши блины?

Вед: Пекутся, дедушка, пекутся. Давай лучше с нами Масленицу встречать!

1 Скоморох: Масленица – кривошейка, встретим тебя хорошенько:

С блинами, с каравайцами, с вареничками.

2 Скоморох: С сыром, маслом, калачом и с печеным яйцом!

В первый день её встречают – весёлой песней зазывают.

Песня: «Ой, да Масленица» р. н. м.

(исполняют дети)

Все: Едет Масленица молодая, гостья наша дорогая.

На саночках расписных, на конях вороных!

Под музыку вносят чучело Масленицы и ставят посредине зала.

Дед: В старину Масленицу встречали.

3 Реб: А мы масленицу встречали! Повстречали, душа, повстречали!

4 Реб: На горушке побывали! Побывали, душа, побывали!

5 Реб: Блином гору выстилали! Выстилали, душа, выстилали!

6 Реб: Маслом гору поливали? Поливали, душа, поливали!

1 Скоморох: Во вторник будем мы играть, красно – солнышко встречать.

Игра: «Гори, гори ясно» р. н. п. «Ручеёк» р. н. м.

2 Скоморох: Разгуляй - четверг придёт, шутку, песни принесёт.

Запевайте песню русскую, песню звонкую, задушевную.

Песня: «Ой, вставала я ранёшенька» р. н. п.

(после песни выходят девочки)

Вед: Девочки – красавицы, выходите, с молодцами попляшите.

Танец: «Сударушка» р. н. м.

Вед: Дед Ерофей! А в пятницу, что делали?

Дед: Так ведь к тёще ходили!

1 Скоморох: Тёща для зятя пирог пекла, зять на двор –пирог на стол.

2 Скоморох: Думала тёща – семерым пирог не съесть, а зятюшка сел – да с присеста и съел!

Вед: Ребята, а куда дедушка Ерофей подевался? Наверное на базар умчался.

Инсценировка стихотворения : «Как старик корову продавал».

Вед: На рынке корову старик продавал, никто за корову цены не давал.

Хоть многим была коровёнка нужна! Но видно, не нравилась людям она.

1Покупатель: Хозяин, продашь нам корову свою!

Дед: Продам! Я с утра с ней на рынке стою!

1Покупатель: Не много ли просишь, старик, за неё?

Дед: Да где наживаться, вернуть бы своё.

1Покупатель: Уж больно твоя коровёнка худа!

Дед: Болеет проклятая! Прямо беда!

1Покупатель: А много ль корова даёт молока?

Дед: Да мы молока не видали пока!

Вед: Весь день на базаре старик торговал, никто за корову цены не давал.

Один паренёк пожалел старика.

Паренё к: Папаша! Рука у тебя нелегка! Я возле коровы твоей постою.

Авось продадим мы корову твою!

Вед: Идёт покупатель с тугим кошельком. И вот уж торгуется он с пареньком.

2Покупатель: Корову продашь?

Паренё к: Покупай, коль богат. Корова, гляди, не корова, а клад!

2 Покупатель: Да, так ли! Уж выглядит больно худой! А много ль корова даёт молока?

Паренё к: Не выдоишь за день, устанет рука.

Вед: Старик посмотрел на корову свою.

Дед: Зачем я, бурёнка, тебя продаю? Корову свою не продам никому – такая корова нужна самому.

Корова:Му-у-у! Пейте, дети, молоко, будете здоровы!

Дед: А в субботу не безделки – «Золовкины посиделки». Красны девицы, вставайте, дорогих гостей встречайте.

Вед: А как «Кадриль» - то заиграет, всех танцоров увлекает. Всякий молодец, на свой образец.

Танец: «Кадриль» р. н. м.

Кульминация:

Дед: А не пора ли нам блины есть?

1 Скоморох: Широкая Масленица, мы тобою хвалимся. На горах катаемся, блинками наедаемся.

2 Скоморох: Тин –тинка, подай блинка. Оладышка – прибавышка, масляный кусочек!

Песня: «Блины» р. н. м.

Угощение блинами.

Развязка – рефлексия:

Вед: В воскресенье с Масленицей прощаемся, в воскресенье слезами умываемся, прощай, Масленица!

1 Скоморох: Прощай Масленица – кончилось гуляньице.

2 Скоморох: Прощай зима холодная, приходи, весна красная!

Скоморохи увозят Масленицу.

Вед: Весна – весна! По горам, по лесам, по полям, приходи скорее к нам, к нашим масленым блинам!

Дети уходят в группу.

Список литературы:

- «Праздники в детском саду» Л. Ф. Жданова Москва «Аквариум»2000г.

-«Праздник в детском саду» Н. В. Корчаловская, Г. Д. Посевина Ростов н / Д: изд- во «Феникс», 2000 г.

- «А у наших у ворот развесёлый хоровод» народные праздники, игры и развлечения М. А. Михайлова – Ярославль 2001 г.

- «Музыкальное планирование детей на основе народной культуры» планирование, занятия, развлечения. Старшая группа. О. В. Шубина, И. Г. Чайка – Волгоград: Учитель 2016 г.

- «Масленица –полизуха» народные песни детям О. Лыков -Пермь 2012

Публикации по теме:

Фотоотчет о празднике «Масленица широкая!» для детей старшего дошкольного возрастаФотоотчет о празднике «Масленица широкая!» для детей старшего дошкольного возраста Фото-отчет «Масленица широкая!» для детей старшего дошкольного возраста. Здравствуйте, гости дорогие, Маленькие и большие! От души вас.

Фотоотчёт народного праздника «Эх, Масленица, да широкая!»Фотоотчёт народного праздника «Эх, Масленица, да широкая!» С целью приобщения детей к истокам русской народной культуры, развития творческих способностей, создания радостного настроения от общения.

Сценарий праздника в детском саду «Широкая Масленица» для среднего и старшего дошкольного возрастаСценарий праздника в детском саду «Широкая Масленица» для среднего и старшего дошкольного возраста Фотоотчёт праздника в детском саду «Широкая масленица» для среднего и старшего возраста. Дети выстраиваются на площадке около детского.

Краткосрочный проект для детей старшего дошкольного возраста «Широкая Масленица» Краткосрочный проект «Широкая масленица» С 18 февраля по 4 марта Для детей старшего дошкольного возраста. Актуальность. Духовно-нравственное.

Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста «Масленица»Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста «Масленица» Появляются 2 скомороха. Здравствуйте, ребята! А вот и мы оба! Фома. Я – Фома! Ерёма. Я – Ерёма! Фома. Низко поклонились. Ерёма. Колпаки.

Сценарий праздника для всех групп «Широкая Масленица»Сценарий праздника для всех групп «Широкая Масленица» Сценарий праздника "Широкая масленница" Цели Расширить и закрепить знания детей о народных праздниках Приобщить детей к народным играм,.

Сценарий праздника «Широкая Масленица»Сценарий праздника «Широкая Масленица» 1 Ведущий Внимание! Внимание! Веселое гулянье! 2 Ведущий: Здравствуйте, ребята дорогие, Маленькие и большие! 1 Ведущий: Здравствуйте,.

Сценарий праздника «Широкая Масленица» Широкая Масленица Ведущий:Начинаем проводы зимы- И согласно праздничной программе До ворот проводим зиму мы, А весна уже не за горами. Масленица.

Сценарий спортивного праздника «День народного единства» для детей старшего дошкольного возрастаСценарий спортивного праздника «День народного единства» для детей старшего дошкольного возраста Цель: Формирование патриотического отношения к своей Родине по средствам занятия физической культурой и спортом. Задачи: Развивающие: развивать.

Сценарий праздника «Широкая Масленица»Сценарий праздника «Широкая Масленица» Как же наши детки ждут этот праздник проводов зимы,ожидания весеннего тепла,веселья и хорошего настроения!Вот и в этом году мы постарались.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сценарий народного праздника «Широкая масленица» для старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 2 ноября 2020 в 19:05
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД