Лучший педагог года

Музыкальный лекторий для педагогов и родителей «Духовная музыка русских композиторов» (1 фото)

Млада Сидорова
Музыкальный лекторий для педагогов и родителей «Духовная музыка русских композиторов»

Сидим дома. Музыкальный лекторий для педагогов и родителей «Духовная музыка русских композиторов»

Музыкальный лекторий для педагогов и родителей «Духовная музыка русских композиторов»

Уважаемые гости моей страницы! Сегодня по православному календарю Страстная пятница. Для верующих это время глубоких размышлений и молитвенных бесед с Богом и со своей душой. Это время подумать о Вечном. Вот почему сегодня моя публикация посвящена духовной музыке.

Публикация «Музыкальный лекторий для педагогов и родителей „Духовная музыка русских композиторов“» размещена в разделах

Среди вечных тем мировой культуры есть тема, которая связана с духовным миром человека, с его стремлением к свету, истине, красоте и вере. В особенности это относится к музыке, по природе своей тяготеющей к возвышенному, далёкому от суеты. Ведь совсем не случайно шедевры искусства почти никогда не являлись отражением злободневных, текущих событий современности, а обращались к вечным темам, к главным вопросам, во все времена волнующим людей.

Если представить историю музыки, как ряд великих имён, то среди них трудно назвать композитора, у которого не было бы духовных сочинений: Бах, Моцарт, Бетховен, Шуберт, Глинка, Чайковский, Рахманинов, Свиридов, С. Прокофьев и др. И это не удивительно. Ведь церковь некогда была колыбелью музыкального искусства.

Древнейшая форма духовной музыки у христиан - пение псалмов. Раннехристианская духовная музыка была одноголосной, без сопровождения инструментов. В Западной Европе со временем господствующим стало григорианское пение, на Руси - знаменный распев. Многоголосие в духовной музыке на Руси складывалось в 17 в. Но еще до крещения на Руси (988 г.) церковь св. Илии в Киеве исповедовала христианскую веру, и богослужение в этой церкви сопровождалось напевами Византийского восьмигласия (смогласия, составленного Иоанном Дамаскиным. Именно под звуки этих напевов было совершено крещение народа в водах Днепра.

С развитием пения и музыки на Руси стали появляться талантливые композиторы. Одного из первых известных композиторов следует назвать В. П. Титова (1650-1710), певчего дьяка, в течение 20 лет составившего 135 песнопений, множество кантат и псалмов и около 30 концертов для 4, 8 и 12-ти голосных хоров. Точное число сочинений Титова установить трудно, поскольку в нотных рукописях XVII-XVIII вв. часто не указывалось имя автора.

Огромный вклад в русскую духовную музыку внёс М. С. Березовский (1745-1777) Он получил в Италии звание академика-композитора. Наряду с Дм. Бортнянским М. С. Березовский создал новый классический тип русского церковного концерта, сочинил 12 концертов.

Д. С. Бортнянский (1751-1825) тоже юношей изучал композицию в Италии. Последние 29 лет жизни был директором Придворной певческой капеллы. В Италии им были сочинены церковные песнопения на протестантские тексты, к большому сожалению не известные у нас. Дмитрий Бортнянский достиг ясности формы со стойкой уравновешенностью частей, большой свободы письма и очень выразительной мелодии. Концерты Бортнянского глубоко философские, духовные, вполне соответствуют Священному Писанию. В наше время его музыка завоевала большую любовь как безусловно русская. Наиболее выдающиеся из сочинений Бортнянского - 35 хоровых концертов для четырехголосного хора, 10 концертов для двойного хора.

А. А. Архангельский (1846-1924) - духовный композитор и величайший хоровой дирижер, регент-интерпретатор духовной музыки. А. А. Архангельский в 16 лет руководил архиерейским хором в Пензе. Будучи инспектором церковного пения св. Синода, организовал пять съездов регентов России.

Обращаясь к великому русскому искусству, мы видим, что всё оно насквозь пронизано мыслями и образами православия, в которых нашло отражение всё, что связано с идеями русской святости. В светские произведения выдающихся русских композиторов органично вошли образы православной духовности, и нашли яркое воплощение интонации православной церковной музыки.

Введение колокольного звона в оперные сцены стало традицией в русской опере XIX в. Впервые в русскую оперу ввёл сцены с колокольным звоном М. И. Глинка - колокола сопровождают заключительную часть оперы «Иван Сусанин». Воссоздание в оркестре колокольного звона усиливает драматизм образа царя Бориса: сцена коронации и сцена смерти (М. Мусоргский музыкальная драма «Борис Годунов»). Колокольностью наполнены и многие произведения Рахманинова. Одним из ярких примеров является в этом смысле Прелюдия до-диез минор. Замечательные примеры воссоздания колокольного звона представлены также в музыкальных сочинениях композитора XX в. В. А. Гаврилина («Перезвоны»).

Обладающая высокими ценностными ориентирами, несущая нравственную чистоту и внутреннюю гармонию православная духовность, питала русскую музыку, в противовес, представляя и обличая ничтожность мирской суеты, низменность человеческих страстей и пороков. Следует назвать здесь выдающуюся героико-трагическую оперу М. И. Глинки «Иван Сусанин», драму «Царская невеста», народные музыкальные драмы — М. П. Мусоргского, эпические оперы Н. А. Римского-Корсакова и др. Характеристики героев этих музыкальных произведений даны с точки зрения православных нравственно-этических представлений.

Русские композиторы-классики XIX- XX веков очень часто в своём творчестве обращаются к знаменному распеву. Сольные партии героев в известной музыкальной народной драме о царе Борисе Мусоргского, раскрывающие образ православного монашества (старец Пимен, Юродивый, калики перехожие, пронизаны интонациями церковных песнопений. На интонациях знаменного пения построены и главные темы первых частей знаменитых фортепианных концертов С. В. Рахманинова второго и третьего. Известное сходство со знаменным распевом можно обнаружить у А. П. Бородина в опере «Князь Игорь» («Подай вам Бог победу над врагами», «Мужайся, княгиня», Н. А. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китяже» (молитва из 1-й картины 3-го действия в опере, М. П. Мусоргского (хоры раскольников)

Духовная музыка в послереволюционной России надолго ушла из композиторского творчества. Однако отзвуки её можно найти во многих произведениях советских композиторов – С. Прокофьева, Д. Шостаковича, Г. Свиридова, Н. Сидельникова.

На рубеже 80-90х годов ХХ века, в канун 1000-летия принятия христианства на Руси, Р. Щедрин создал сочинения, показавшие все глубинное значение этой темы для него - «Стихира на тысячелетие крещения Руси» (1987) и «Запечатленный ангел» (1988).

Не являясь строго канонической музыкой, эти произведения, тем не менее, стоят в ряду тех, которые несут душе покой и мир.

Предлагаю всем заинтересовавшимся этой темой список духовных произведений русской классики:

1. М. С. Березовский Литургия святого Иоанна Златоуста (наиболее известная часть — «Верую», хоровые концерты («Господь, воцарися», «Отрыгну сердце», «Милость и суд», «Слава в вышних Богу», «Не имамы иныя помощи», причастные стихи («Знаменася на нас», «В память вечную», «Хвалите Господа с небес» и др.)

2. Д. С. Бортнянский 35 хоровых концертов для четырехголосного хора, 10 концертов для двойного хора

3. А. К. Глазунов (1865-1936) музыка к библейской драме К. Р. «Царь Иудейский»

4. А. Т. Гречанинов (1864 -1956) «Литургия Иоанна Златоуста», «Демественная литургия»

5. М. М. Ипполитов-Иванов (1859 - 1935) опера «Руфь», «Литургия Иоанна Златоуста», «Избранные молитвословия из всенощного бдения»

6. М. П. Мусоргский (1839-1881) «Иисус Навин» (для хора, солистов и фортепиано, «Поражение Сеннахериба» для солистов, хора и оркестра, «Царь Саул» (для мужского голоса с фортепиано).

7. С. С. Прокофьев (1891-1953) балет «Блудный сын»

8. С. В. Рахманинов (1873-1943) «Литургия Иоанна Златоуста», «Всенощное бдение»

9. Н. А. Римский-Корсаков (1844-1908) опера «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»; увертюра «Светлый праздник» (Воскресная увертюра, 1888).

10. А. Г. Рубинштейн (1829-1894) оратории: «Потерянный рай», «Вавилонское столпотворение», «Моисей», «Христос», оперы «Маккавеи» и «Демон», библейская сцена в 5 картинах - «Суламит»

11. А. Н. Серов (1820-1871) опера «Юдифь», кантаты, псалмы, гимны, мотеты, хоры.

12. И. Ф. Стравинский (1882-1971) для солистов, хора и оркестра «Священное песнопение во славу имени св. Марка», «Плач пророка Иеремии», кантата «Проповедь, притча и молитва», «Заупокойные песнопения», для хора и оркестра «Симфония псалмов», «Вавилон», для хора и камерно-инструментального ансамбля «Месса», «Отче наш», «Верую», «Богородице Дево, радуйся», для голоса с оркестром «Авраам и Исаак», музыкальное представление для чтецов, солистов, хора, оркестра и танцоров «Потоп»

13. С. И. Танеев (1856-1915) кантаты «Иоанн Дамаскин», «По прочтении псалма»

14. П. И. Чайковский (1840-1893) «Литургия Иоанна Златоуста», «Всенощное бдение»

Публикации по теме:

Информационный стенд для родителей «Музыкальный чемоданчик»Информационный стенд для родителей «Музыкальный чемоданчик» Информационный стенд для родителей «Музыкальный чемоданчик»-«Весёлые нотки" Подготовила: музыкальный руководитель МОУ СОШ №3 г. Маркса.

Консультация для родителей и педагогов «Музыкально — одарённый ребёнок или как распознать музыкальный талант» Музыкальная одаренность - это сложное качественное образование, включающее как специальные музыкальные способности, так и творческие и личностные.

Конспект мастер-класса для педагогов на городском семинаре «Музыка и здоровье»Конспект мастер-класса для педагогов на городском семинаре «Музыка и здоровье» Конспект мастер-класса для педагогов на Городском семинаре «Музыка и здоровье» Музыкальный руководитель Вихарева Н. Н, МАДОУ «Золотая рыбка».

Конспект занятия «Русские народные песни в операх русских композиторов» Конспект занятия «Русские народные песни в операх русских композиторов» Цель: Знакомство с новым жанром в музыке- оперой. Знакомство с творчеством.

Консультация для педагогов «Музыка и праздник»Консультация для педагогов «Музыка и праздник» Особое место в воспитании детей дошкольного возраста занимает праздник, одна из основных целей которого—формирование разнообразных эмоций.

Консультация для педагогов «Музыка в повседневной жизни детского сада» Музыка в повседневной жизни детского сада Детский голос звучит так чисто, так нежно, но часто ли мы слышим пение наших детей? Часто ли они.

Консультация для педагогов «Музыкальный уголок — радость творчества островок!»Консультация для педагогов «Музыкальный уголок — радость творчества островок!» Необходимое условие для формирования самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников – это создание определенной материальной среды,.

Консультация для родителей «Музыка в жизни ребенка» Множество авторов, касавшихся проблем музыкального воспитания детей, находили известную сложность в приобщении детей к миру большой музыки.

Музыкальный досуг «Спящая красавица» в рамках проекта «Классическая музыка детям» для старшего дошкольного возраста Музыкальный досуг «СПЯЩАЯ КРАСАВИЦА» (П. И. Чайковский и Ш. Перро) в рамках долгосрочного проекта «Классическая музыка детям» для старшего.

Викторина по произведениям русских композиторов для подготовительной группы Викторина по произведениям русских композиторов для подготовительной группыВопрос 1 В каком жанре написано произведение Римского-Корсакова.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Музыкальный лекторий для педагогов и родителей «Духовная музыка русских композиторов»
Опубликовано: 17 апреля 2020 в 12:04
+301Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 82.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД