Папки-передвижки

Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников

Ирина Солодухина
Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников

Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей

Представлена следующим образом:

1. Я и моя семья

2. Детский сад

3. Наш город, наша область

4. Природа и мы

5. Наша Родина, столица, символика

6. Права и обязанности (Конституция)

7. Права ребенка (Конвенция)

Организация предметно-развивающей среды

Расположение предметов и организация развивающей среды в различных возрастных группах имеют отличительные признаки:

Публикация «Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников» размещена в разделах

В младших и средних возрастных группах – уголки социально-нравственного воспитания;

В старших и подготовительных к школе группах – уголки нравственно-патриотического воспитания.

Содержание уголков:

Уголок социально-нравственного воспитания – дидактические игры на формирование представлений детей о семье и родственных отношениях; иллюстрации с изображением членов семьи (учить различать по половым признакам, называть действия, производимые членами семьи дома); альбомы с фотографиями детей в семье; альбомы с иллюстрациями города, района, улицы, детского сада.

Уголок нравственно-патриотического воспитания – символика страны, области, родного города; альбомы с фотографиями родного города, столицы, области, страны; книги предприятий родного города, района; литература по патриотическому воспитанию для детей; дидактические игры на формирование представлений о районе, городе, стране.

Младший дошкольный возраст :

Цель работы в младшем дошкольном возрасте — ознакомление детей с ближайшим окружением:

1. В уголке размещен материал по социально-нравственному воспитанию :

• взрослые люди (родовые характеристики, профессии, действия, внешний вид – иллюстрации, тематические папки, дидактические игры);

• семья (подбор иллюстраций, тематических папок, изображающих

семью, членов семьи в отдельности, семейный фотоальбом группы)

• дом, в котором ты живёшь (фотографии, иллюстрации архитектурных строений, различающихся по размеру, внешнему виду, материалу, назначению);

• ребенок и сверстники (подбор иллюстраций, тематические папки о детях — девочки, мальчики, игры детей, дети в разных ситуациях, дети трудятся, занимаются и т. д.);

• эмоциональные состояния (тематические папки, иллюстрации, показывающие различные эмоциональные состояния взрослых и детей, пиктограммы);

• поведение детей (тематические папки, иллюстрации, дидактические игры, книги, рассказывающие о правилах поведения детей в общественных местах, иллюстрации по типу «хорошо - плохо», «так можно делать, а так — нельзя», этикет)

2. Материал для знакомства детей малой родиной (детским садом, близлежащими улицами, родным городом. Это могут быть фотоматериалы, иллюстрации, подбор открыток, альбомов, тематических папок, различные макеты – группы, детского сада, улицы или микрорайона, где расположен д/с.)

3. Материалы по приобщению детей к истокам русской народной культуры. Это могут быть предметы старины, русские игрушки (различные куклы - закрутки из соломы; куклы из деревянных чурбачков, обереги, предметы народного декоративно-прикладного искусства (матрешки, дымковские игрушки, городецкая роспись, гжель, хохлома, вышивка, работа по дереву, куклы в национальных костюмах.

4. Художественная литература по фольклору (песенки, потешки, сказки и т. д.)

Средний дошкольный возраст :

Основные направления в работе – моя семья, мой детский сад, мой город и его достопримечательности, знаменитые земляки, приобщение к истокам русской культуры

1. В уголке пополняется материал по социально-нравственному воспитанию :

семейные праздники и традиции, художественная литература нравственной

тематики (см. требования к оформлению уголка в младших группах).

2. Материал для знакомства детей с малой родиной — детским садом, близлежащими улицами, родным городом, знаменитыми жителями,

природой, транспортом, архитектурой, профессиями, характерными для жителей города. Сравнение понятий «город – село». Это могут быть фотоматериалы, иллюстрации, альбомы, подбор открыток, тематических папок, различные макеты – группы, детского сада, улицы или микрорайона, где расположен детский сад. Могут быть представлены материалы об истории возникновения города.

3. Материалы по приобщению детей к истокам русской народной культуры. Это могут быть предметы старины, русские игрушки (различные куклы – закрутки из соломы, ткани разных видов, нитки, кожа; куклы из деревянных чурбачков, обереги, предметы народного декоративно – прикладного искусства (матрешки, дымковские игрушки, городецкая роспись, гжель, хохлома, вышивка, работа по дереву, различные макеты (например, макет крестьянской избы, комнаты – горницы, крестьянского подворья, куклы в национальных костюмах, дидактические игры по теме.

4. Художественная литература по фольклору (сказки, песенки, пословицы, поговорки и т. д.)

5. Элементы государственной символики — флаг, герб.

6. Элементы краевой символики — флаг, герб.

7. Элементы муниципальной символики — флаг, герб города.

8. Материал для ознакомления с защитниками Отечества (подбор

иллюстраций, тематические папки).

Старший дошкольный возраст :

Основные направления работы – краеведение, ознакомление с родной страной, государственной символикой, историческим прошлым России, организация жизни детей по народному календарю.

1. Моя семья — семейные фотоальбомы, самодельные книги на тему

«Герб моей семьи», «Генеалогическое дерево»

2. Родной город — иллюстрации, фотоматериалы, тематические папки на темы: «История возникновения города», «Промышленность города», «Знаменитые земляки», «Достопримечательности», «Спорт», подбор стихов о городе, карта города, символика города (флаг, герб). Макеты (микрорайон, улица, архитектурные сооружения города).

3. Мой край — символика края, карта края; материал, знакомящий детей с достижениями и славными делами края (города края, чем знамениты; промышленность края, сельское хозяйство).

4. Родная страна — карта России, природные зоны нашей страны, народы, населяющие страну, промышленность и сельское хозяйство, символика (герб, флаг, гимн, портрет президента). Различные макеты (достопримечательности городов, архитектура).

5. Защитники Отечества — иллюстрации, тематические папки на темы: «Наши предки – славяне», «Богатыри земли русской», «Великая Отечественная война», «Российская армия». Фотоматериал «Памятники воинской славы». Художественная литература и дидактические игры по теме. Макеты (например, древняя крепость, военная техника).

6. Приобщение к истокам русской народной культуры ( иллюстрации и тематические папки по темам: «Как жили люди на Руси», «Предметы старины», «Из истории русского народного костюма», «Народный календарь». Предметы старины, русские игрушки (различные куклы – закрутки из соломы, ткани разных видов, нитки, кожа; куклы из деревянных чурбачков, обереги, предметы народного декоративно – прикладного искусства (матрешки, дымковские игрушки, городецкая роспись, гжель, хохлома, вышивка, работа по дереву, различные макеты (например, макет крестьянской избы, комнаты – горницы, крестьянского подворья, куклы в национальных костюмах, дидактические игры по теме.

7. Духовно-нравственное воспитание - материал, дающий детям первоначальное представление о православии (это может быть подборка иллюстраций с изображением храмов и их архитектурных особенностей, подбор открыток на тему «Русская икона», макет храма, детская библия).

8. Художественная литература по фольклору (сказки, былины, предания).

9. Великие соотечественники - портреты, художественная литература,

рассказывающая о великих соотечественниках, прославивших Россию.

10. Наша планета Земля — глобус, детская карта мира. Художественная

литература, иллюстрации, тематические папки, рассказывающие о жизни людей в других странах мира, их обычаях, традициях, профессиях, характерных для той или иной страны.

11. Мини-музей

Интеграция образовательных областей

Содержание предметно-развивающей среды должно соответствовать интересам мальчиков и девочек, периодически изменяться, постоянно обогащаться, обеспечивать «зоны ближайшего развития» детей.

Воспитателями изготовлены дидактические пособия по нравственно-патриотическому воспитанию детей : план города, на котором дети без труда узнают свой детский сад; представлены различные виды театра по русским народным сказкам; созданы макеты климатических и природных зон с представителями флоры и фауны.

Традиционные уголки по изобразительной деятельности превратились в настоящие творческие мастерские. Появилось много изделий прикладного искусства. Интерьеры украшают куклы в национальных костюмах, игрушки и атрибуты для сюжетно-ролевых игр, сделанные руками воспитателей и родителей.

Для развития познавательной активности детей важно, чтобы «информация», заложенная в среде, не обнаруживала себя сразу полностью, а побуждала ребенка к её поиску. С этой целью в старших дошкольных группах имеется периодически меняющийся материал: лабиринты, кроссворды на знание родного города, края, страны, её символов.

С целью пополнения развивающей среды приобретены настольные печатные игры «Профессии», «Сказки», «Зоологическое лото» и другие.

Среда должна побуждать детей и к двигательной активности, давать им возможность выполнять разнообразные движения, испытывать радость от этого. А что может быть доступней народных игр, сопровождаемых художественным словом? Поэтому физкультурные уголки кроме привычного спортивного оборудования содержат атрибуты для подвижных народных игр.

Для нравственно-эстетического развития детей в каждой группе организованы музыкально-театральные уголки, в которых подобраны соответствующие пособия с использованием фланелеграфа, масок сказочных персонажей, музыкально – дидактические игры, музыкальные инструменты, в том числе и фольклорные. Музыкальным руководителем детского сада собрана фонотека с записями шелеста листьев, плеска воды, пения птиц. Музыкальные инструменты используются на вечерах досуга, ярмарках, выпускных вечерах.

Для нравственно-патриотического воспитания создан уголок патриотического воспитания, куда входят: символика страны, области, родного города; альбомы с фотографиями родного города, столицы области, страны; книги предприятий родного города; литература по патриотическому воспитанию.

Также создана полочка красоты, где выставлены изделия декоративно-прикладного искусства. Беседы о работах народных мастеров помогает детям понять, как приятно делать красивые и нужные вещи для людей, радовать своих близких, родных и друзей.

Публикации по теме:

Анкета для воспитателей «Ваше отношение к нравственно-патриотическому воспитанию» Анкета для воспитателей «Ваше отношение к нравственно - патриотическому воспитанию» Уважаемые коллеги! Пожалуйста, ответьте на вопросы данной.

План работы методического объединения в ДОУ по теме «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» План работы методического объединения в МАДОУ №196 по теме: «НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ» Цели: расширение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников
Опубликовано: 21 апреля 2015 в 04:36
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД