АННА ЛЕДОВСКАЯ
Система коррекционно-воспитательной работы по формированию у детей с ОВЗ сюжетно-ролевых игровых навыков
▼ Скачать + Заказать документы
Игра – особая форма освоения ребенком окружающей действительности во всем многообразии форм и отношений между детьми путем их воспроизведения и моделирования. Именно в процессе игры ребенок усваивает ценность, направленность и содержание социальных контактов между людьми.
В игре у детей формируется интерес к игрушкам, предметно – игровым действиям с ними, формируются сами предметно – игровые действия, и закладываются основы сюжетно- ролевой игры.
Публикация «Система коррекционно-воспитательной работы по формированию у детей с ОВЗ сюжетно-ролевых игровых навыков» размещена в разделах
В ходе игры происходит формирование важнейших психических процессов и действий, развивается восприятие, все основные виды мышления, речь и воображение. В игре дети активно усваивают нормы поведения, разнообразные правила взаимоотношений между детьми, отношения детей и взрослых. Дети учатся играть рядом, не отнимать игрушки друг у друга, сотрудничать, достигать общей цели. В ходе игры дети усваивают моральные нормы действенно, активно, присваивая стиль взаимоотношений взрослых людей, который складывается в процессе их личной жизни и профессиональной деятельности.
Формирование игровой деятельности начинается с развития предметно – игровых действий, основанных на личностном интересе ребенка к той или иной игрушке или ситуации. При этом обязательно учитываются игровые предпочтения ребенка; для индивидуального занятия на первых порах берется любимая или хорошо знакомая ребенку игрушка. Взрослый предлагает ребенку совершать предметно - игровые действия по подражанию, неоднократно повторяет их и сопровождает речевыми комментариями.
В последующем действия с игрушкой переходит к сюжетно–отобразительной игре. Для становления сюжетной игры детей обучают играть сначала рядом со взрослым, а затем вместе со своими сверстниками. Лишь постепенно детей в ходе игры объединяют в микрогруппы.
Игра детей в коллективе тесно связана с их представлениями о взаимоотношениях между людьми. Поэтому необходимо постоянно формировать и обогащать представления детей о роли каждого члена семьи, о способах общения людей между собой. Игра воспитывает социально – приемлемые нормы взаимоотношений между людьми, обучает умению подчинять свое поведение требованиям ситуации и нормам морали.
В ходе дальнейшего обучения эти представления обогащаются знаниями детей о различных профессиях, о значимости каждой профессии для общества.
Большое место в становлении игровой деятельности занимает драматизация знакомых сказок, литературных произведений. В целом обучение игре должно способствовать возникновению у детей самостоятельной игровой деятельности, становлению сюжетно – ролевой игры.
У детей с нарушением интеллекта грубо нарушена способность к игровой деятельности, так как имеет место;
- недоразвитие игровой деятельность;
- недоразвитие пространственного гнозиса;
- нарушение зрительного и слухового восприятий;
- нарушение внимания и неумение сосредотачиваться на задании;
- неумение дать словесный отчет о проделанных действиях;
- неумение использовать имеющиеся знания в новых ситуациях;
- нарушено понимание речи.
Значительное внимание обучению детей с нарушением интеллекта уделяли известные российские педагоги и ученые: Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева, В. А. Воронова, М. А. Васильева. Они разработали теоретические аспекты проблемы и дали некоторые методические рекомендации.
Любая игровая деятельность предусматривает наличие трех компонентов: действие, знание, общение. Действия ребенка с предметами в игре носят преобразующий характер. Ребенок в игре узнает свойства и качества реальных предметов, способы действия с ними, и в зависимости от замысла игры с помощью педагога заменяет одни предметы другими. Приобретение знаний об окружающем мире, способов действия с предметами осуществляется на занятии. Игра же показатель того, как ребенок усвоил эти знания.
Развитие мышления у детей с нарушением интеллекта в игре теснейшим образом связана с формированием у них представлений об окружающем мире и находится во взаимодействии с воображением. А развитие воображения опирается на прошлый опыт детей, который расширяется в процессе обучения, ознакомления их с окружающей действительностью.
Разнообразие игр и интерес, которые они побуждают в детях, возрастает по мере того, как прогрессирует умственное развитие детей. Одной и з существенных сторон умственного развития является умственная активность. В сюжетно – ролевой игре дети с нарушением интеллекта с помощью педагога анализируют и обобщают полученную информацию. Педагог подводит детей к необходимости углубленного восприятия предмета путем изучения его характерных частей, сравнения его с другими предметами, близкими по форме, устанавливают связи между формой предмета и его назначением, что, в свою очередь, приводит к открытию нового (свойств, качеств, места применения игрушки, способствует развитию умственной активности детей. Чтобы помочь детям с нарушением интеллекта педагог на занятиях использует следующие приемы:
1. Прежде всего, это дидактический прием сравнения, предполагающий развитие у детей способности к анализу и обобщению.
2. Создание проблемной ситуации – для активации мышления у детей, в рамках которой они учатся самостоятельно находить практическое решение задачи (предметы-заменители). Следует побуждать детей к самостоятельному выходу из сложных ситуаций.
Одной из первостепенных задач в работе с детьми, имеющими нарушение интеллекта, является выявление индивидуальных особенностей. Это объясняется прежде всего тем, что в дошкольном возрасте у детей наблюдается неустойчивость и непосредственность сложных социальных чувств. И поэтому, только знание индивидуальных особенностей, их достоинств и недостатков позволяет педагогу решать сложные задачи воспитания нравственных чувств у детей с нарушением интеллекта в процессе игровой деятельности.
Занятия по сюжетно- ролевой игре на всех годах обучения проводятся один раз в неделю.
2 год обучения (4-5 лет) – 15-20 минут.
3 год обучения (5-6 лет) – 20-25 минут.
4 год обучения (6-7 лет) – 30-35 минут.
В специальной дошкольной педагогике существует 3 группы методов, характерные для руководства сюжетно-ролевыми играми :
Словесные методы включают в себя разъяснение, беседу, сообщение, объяснение понятий, советов по возможному подбору материала для игры, подведение итогов, установление игровых традиций, индивидуальные беседы с детьми, уточняющие знания, представления детей.
Наглядные методы – наблюдение, обследование предметов и явлений окружающего мира, организация встреч с людьми различных профессий (например, прачки, мед. сестры, повара, дворника).
Практические методы – это дидактические игры и практическая сюжетно-ролевая игровая деятельность, индивидуальная помощь (по показу, по образцу).
В дошкольной педагогике словесные и наглядные методы обучения сочетаются с практическими. На занятиях по сюжетно-ролевой игре ни один из этих методов не используется изолированно – они используются в сочетании. Применение их на каждом этапе обучения определяется уровнем развития детей и задачами, стоящими перед педагогом. Так как у детей с нарушением интеллекта речь формируется с большим опозданием, следовательно, словесные методы не могут быть ведущими на втором году обучения. Педагог сам в словесной форме фиксирует в речи ход детской деятельности, обобщает полученный опыт.
В этот же период основными методами становятся наглядные и практические. Использование практических методов предполагает организацию детской деятельности и детского опыта. Способом передачи этого опыта в сюжетно-ролевой игре выступает беседа, разъяснение, показ, образец, совместные действия ребенка и взрослого. Методы и приемы должны соответствовать возрасту ребенка. Для детей с ОВЗ это дидактическая игра, коррекционные и игровые упражнения.
Важным принципом построения занятий выступает частая смена видов деятельности. Другим принципом является повторяемость программного материала. Но повторение должно происходить в новых игровых ситуациях. Это необходимо для формирование переноса полученных знаний на новые субъекты и ситуации.
Исследованиями психологов подтверждено, что в игре у детей складывается знаковая (символическая) функция сознания, состоящая в использовании вместо реальных предметов их заместителей. Действительно, именно в игровой ситуации ребенок начинает использовать предметные (кубик вместо мыла, стул вместо машины) и ролевые замещения.
Использование внешних реальных заместителей переходит в использование заместителей внутренних, образных, а это перестраивает все психические процессы ребенка, позволяет ему строить в уме представление о предметах и явлениях действительности и применять их при решении разнообразных умственных задач.
В процессе игры педагоги учат передавать роль более выразительно, напоминают о поведении людей различных профессий. Стремятся, чтобы игровые действия не только соответствовали выполняемой роли, но и подводили детей к ролевому общению друг с другом.