Ольга Савченко
Система непрерывного профессионального роста педагогов
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из важнейших направлений деятельности в условиях модернизации системы образования является развитие кадрового потенциала. Приоритетность данного направления прописана в нормативно-правовых документах федерального уровня. Так:
• В Государственной программе «Развития образования на 2018-2025г. г.» отмечается, что состояние кадрового потенциала на всех уровнях образования затрудняет распространение современных эффективных образовательных технологий и определяет вектор в решении комплекса задач по повышению профессиональных навыков и мастерства, наращиванию потенциала педагога.
Публикация «Система непрерывного профессионального роста педагогов» размещена в разделах
• В «Законе об образовании в РФ» подчеркивается, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, способные самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, быть мобильными, динамичными, конструктивными специалистами.
• Изменения в современной системе образования, связанные с введением ФГОС ДО, так же предполагают наличие у педагога ДОУ высокого уровня профессиональной компетентности, ориентированности на личностный подход к участникам образовательного процесса, мотивированности на саморазвитие, достижение высокого качества в своей профессиональной деятельности.
• Профессиональный стандарт определяет необходимость подготовленности педагогов к реализации поставленных целей, и в соответствии с этим переориентации их с дисциплинарной на личностную модель взаимодействия с воспитанниками. Введение профессиональных стандартов так же послужило пусковым механизмом для усиления и выведения на новый качественный уровень работы с кадрами по повышению профессионального мастерства сотрудников. Современный педагог должен владеть информационными технологиями, эффективно сотрудничать с другими людьми, проектировать собственную образовательную траекторию, обеспечивая успешность и конкурентноспособность.
Вопрос постоянного и своевременного профессионального развития педагога был значим и для нашего учреждения. Следует отметить, что при открытии отделения дошкольного образования Лицея №27, мы испытывали кадровую проблему и были вынуждены принимать на работу молодых специалистов, не имеющих профильного образования.
А поскольку успешность современного ДО невозможна без постоянного и своевременного профессионального развития педагогов, мы особенное внимание уделили повышению профессиональной компетентности педагога. Разработанная нами система работы по повышению профессионального мастерства была основана на результатах мониторинга профессионального уровня педагогов, выявления потребностей, мотивов деятельности, а также стратегии развития дошкольного образования, обозначенной в нормативно-правовых документах.
Кроме того, кадровый мониторинг существующих на тот момент педагогических ресурсов показал, что педагоги имеют низкую профессиональную активность.
Предметное изучение мотивации и способностей профессионального развития педагога, факторов, стимулирующих обучение и препятствующих саморазвитию, показало у них низкий уровень внутренней мотивации профессионального роста, недостаточное стремление к саморазвитию. Факторами, препятствующими профессиональному формированию педагога, прежде всего, были личностные: собственная инерция, неуверенность в собственных силах, недостаток времени и т. д.
Так возникла потребность в разработке педагогического инструментария, который бы позволил нашим педагогам, во-первых, сформировать ясность в выборе своего профессионального развития, а во-вторых, научиться использовать собственные ресурсы, развивать собственную внутреннюю мотивацию к познанию и изменению себя.
В рамках управления развитием педагогического коллектива ОДО была разработана Программа профессионального роста, основной целью которой было создание комплекса условий для обеспечения развития педагогов в условиях реализации ФГОС ДО и внедрения профессионального стандарта педагога.
В процессе реализации программы решались следующие задачи:
1) организация непрерывного образования и повышение профессиональной компетентности педагогов ДОО на основе системного подхода;
2) совершенствование методической работы и мотивация педагогического персонала к постоянному росту и развитию;
3) создание системы поддержки молодых специалистов.
Мы определили условия, обеспечивающие формирование и развитие профессиональной компетентности педагогов учреждения :
- разработка системы повышения квалификации, которое разрабатывается в соответствии с ФГОС ДО, региональными и локальными требованиями к развитию системы ДО в целом и потребностями педагога нашего учреждения в частности;
- организация контроля, позволяющего оценивать базовые возможности педагогов в процессе повышения квалификации;
- становление мотивационной сферы, способствующей эффективному развитию у педагога профессионального интереса к собственному самообразованию;
-наличие у педагога индивидуальной линии профессионального развития;
-использование активных и современных методов и форм повышения профессионального уровня.
Особенность программы заключается в том, что она реализуется в рамках программы развития ДОО и годового плана, а также обеспечивает личностно ориентированный, деятельностный и вариативный подходы к формированию профессионального развития педагогов в ОДО.
Итак, в рамках первого направления реализации Программы педагоги повышали свой профессиональный уровень через получение профильного образования в Брянском государственном университете им. ак. И. Г. Петровского, в Брянской профессионально-педагогическом колледже, в Орловском государственном университете им. И. С. Тургенева.
Для приведения в соответствие с современными требованиями к профессиональной компетентности, был разработан план повышения квалификации, учитывающий персонифицированный подход, учитывающий затруднения, потребности, интересы педагогов организации, направленный на развитие компетентности педагогических работников в русле ФГОС ДО. Педагоги прошли курсы повышения квалификации по дополнительным профессиональным программам. Основной площадкой был БИПКРО. Так же наши педагоги посетили курсы, организованные Академией повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования в г. Москве по теме «Решающая роль содержания образования и источников информации (включая электронные средства обучения)».
Второе направление программы раскрывало одно из важных условий повышения профессиональной компетентности педагога – системную методическую работу.
Сначала были внесены изменения и дополнения в локальные нормативные акты, регламентирующие методическое сопровождение (Положение о методических объединениях, педагогической мастерской, о персональном информационном ресурсе педагогических работников ОО) и разработаны новые в соответствии с действующим законодательством в сфере образования (Положение о нормах этики педработников, об аттестации педработников с целью подтверждения соответствия занимаемой должности, порядок доступа педработников к информационно-коммуникационным сетям и базам данных).
В ОДО была разработана трехуровневая модель методической работы, основным принципом построения которой стал индивидуально-дифференцированный подход к профессиональному развитию воспитателей.
Педагогическая трибуна - 3 уровень
Методическая лаборатория и Школа молодого воспитателя -2 уровень
Школа педагогического мастерства - 1 уровень
В структуру модели методической работы входят разноуровневые объединения педагогов, сформированные с учетом их интересов и профессиональных потребностей в саморазвитии. Деление на объединения производилось на основе диагностики профессиональной компетентности, которая включала в себя самоанализ педагога и оценку его деятельности административной группой. Для каждой группы были определены целевые установки в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Первый уровень модели методического сопровождения представлен профессиональными объединениями «Школа молодого воспитателя» (педагоги со стажем работы до 3 лет) и «Школа педагогического мастерства» (педагоги со стажем работы более 3 лет).
Цель школы молодого воспитателя – содействие повышению профессионального мастерства начинающих педагогов, ознакомление с теорией и практикой современного ДО.
Деятельность данного объединения направлена прежде всего на формирование практико-ориентированных умений педагогов при помощи решения следующих задач:
- изучать, распространять педагогический опыт работы;
-анализировать образовательную программу дошкольного образования ОДО, педагогические технологии и методики;
-изучать психолого-педагогическую и методическую литературу по вопросам современного ДО;
-обеспечивать реализацию потребности начинающих педагогов в повышении личной профессиональной компетентности;
-оказывать помощь при подготовке к аттестации в целях подтверждения соответствия занимаемой должности.
Были определены новые функции молодого воспитателя: оказание психолого-педагогической консультативной помощи, совместное проектирование индивидуальных маршрутов самообразования на основе диагностики. Эффективность такой многосторонней поддержки особенно проявилась в подготовке и проведении в Лицее №27 конкурса «Наши надежды» среди молодых специалистов на уровне ОО, победители которого становились участниками конкурса «Педагогический дебют» на муниципальном и городском уровнях.
В рамках Школы зарекомендовали себя и такие активные формы работы с молодыми педагогами, как педагогический форум с участием педагогов Лицея, взаимопосещения педагогических мероприятий, изучение опыта творческих педагогов, квик-настройка (психологический тренинг для успешной профессиональной работы, организация творческой группы в по интересам. По мнению молодых специалистов, наиболее эффективными индивидуальными формами методического сопровождение стали оперативная консультативная помощь, стажерская практика у педагогов-наставников, составление индивидуального образовательного маршрута, самообразование.
В Школе педагогического мастерства методическое сопровождение осуществлялось в целях систематической актуализации, обновления профессиональных знаний в области образования, удовлетворения потребностей педагогов в профессиональном развитии, подготовка к аттестации на установление квалификационной категории.
Основные задачи ШПМ:
-изучать нормативные правовые документы, психолого-педагогическую и методическую литературу по вопросам современного ДО;
- объединять педагогов с учетом их педагогических и творческих поисков;
- стимулировать развитие педагогического опыта, творчества и инициативы;
- оказывать помощь педагогам при подготовке к аттестации в целях установления квалификационной категории.
Система работы с педагогами ШПМ на основе индивидуально-дифференцированного подхода, включает в себя следующие направления:
-повышение уровня профессиональной компетентности педагогов на диагностической основе;
-помощь в реализации индивидуальных планов самообразования;
-содействие становлению индивидуального стиля деятельности педагога;
-обеспечение педагогического сотрудничества;
-ориентирование на успешную работу с учетом преобразований в системе ДО.
Назовем наиболее интересные, на наш взгляд, формы трансляции личного педагогического опыта педагогов ШПМ :
-персональный информационный ресурс в интернете;
-методический мост (трансляция педагогического опыта молодым воспитателям);
-банк идей (создание каталога инновационных приемов в работе с дошкольниками);
-участие в конкурсном движении на разных уровнях.
Так, например, в Лицее организуются конкурсы разных видов:
- профессионального мастерства «Лучший учитель», «Лучший воспитатель»;
- развивающей предметно-пространственной среды «Лучший зимний прогулочный участок», «Уголок природы» и др.
-методических материалов
-с участием детей, где подготовка обеспечивается силами педагогов ОО (конкурс поделок, конкурс чтецов и др.)
-фотоконкурсы и др.
Во второй уровень нашей обновленной модели вошли активные педагоги, показавшие высокий уровень в работе, владеющие исследовательскими умениями, готовые к формированию инновационного опыта. Для них создано профессиональное объединение – методическая лаборатория. Основное содержание ее работы – проведение исследовательской деятельности, разработка методических реализации образования дошкольников (индивидуальных образовательных заданий различного уровня сложности и направленности с учетом потребностей и способностей воспитанников, карт индивидуального развития детей по всем направлениям).
Основные критерии эффективности деятельности методической лаборатории - внедрение и апробирование в педагогической деятельности новых видов занятий, интерактивных технологий (путешествие, диалог, спектакль, новых форм совместной деятельности в режимных моментов и др. Педагоги, входящие в методическую лабораторию, транслируют личный педагогический опыт на семинарах, мастер-классах, презентациях, создают электронное портфолио как одно из современных средств оценивания профессионального роста педагога, который позволяет обобщить материалы, отражающие его индивидуальные достижения за все время педагогической деятельности, и наметить перспективы дальнейшего развития, разработать персонифицированный маршрут самореализации с учетом ресурсов.
Вершину модели занимает профессиональное объединение Педагогическая трибуна, в которое входят педагоги, имеющие не только высшую категорию, но и большой творческий потенциал и высокие результаты в работе.
Основные направления деятельности:
-трансляция инновационного опыта на разных уровнях (подготовка докладов к публичным выступлениям, авторских выставок, методических изданий);
- разработка и корректировка локальных нормативных актов ОО;
-подготовка конкурсных материалов для участия в проектах, грантах, конкурсах на разных уровнях;
-создание презентационных материалов, видеороликов в целях организации консультационной, просветительской деятельности;
-издательская деятельность (подготовка к публикации материалов из опыта работы) в «Брянской учительской газете», в журнале «Сфера образования».
-организация и проведение мониторинга профессионального роста педагогов с учетом требований ФГОС ДО, в котором выделены шесть показателей - за основу взяты наиболее значимые характеристики деятельности и квалификации педагогов : уровень образования, результаты аттестации, повышения квалификации, профессиональная активность педагогов, самообразование, наличие наград.
Для реализации поставленных задач профессионального объединения «Педагогическая трибуна» мы тщательно продумали выбор новых форм методического сопровождения, ставших востребованными педагогами :
-трансляция педагогического опыта в рамках работы Ассоциации педагогических работников образования Брянской области. В формате мастер-классов на региональной конференции был презентован опыт работы по темам ««Взаимодействие образовательной организации и семьи по реализации практико-ориентированного образования», «Инновационный опыт обеспечения преемственности практико-ориентированного образования дошкольного и начального уровней образования в МБОУ «Лицей №27 им. Героя Советского Союза И. Е. Кустова» г. Брянска». В ходе тесного сотрудничества с академией повышения квалификацией и профессиональной переподготовки работников образования г. Москвы и издательством «Академкнига/Учебник» мы приняли участие в практико-ориентированном семинаре «Особенности использования УМК «Предшкола нового поколения» в условиях реализации ФГОС дошкольного образования».
-разработка и защита образовательных проектов, творческая презентация (видео, стендовая, мультимедийная презентация, персональная выставка и ярмарка педагогических идей различного уровня, интернет-форумы, авторская мастерская (создание авторских программ «Музыкальный театр», «Юный конструктор», «Мукосолька» и др.).
Результатами деятельности «педагогической трибуны» стали разработка Программы развития и плана ведения ФГОС ДО, приведение образовательной программы ОДО в соответствие с ФГОС ДО, публикация материалов из опыта работы сотрудников в периодических изданиях.
Переход педагогов на более высокий уровень зависит от способностей педагога, его заинтересованности в своем развитии и объема работы, которую он выполнил.
Об эффективности и результативности методического сопровождения педагогических кадров говорят следующие факты:
- 96% педагогов имеют высшее педагогическое образование;
- 22 % педагогов получили профильное образование в течение последних трех лет;
- 52% педагогов имеют I и высшую квалификационную категорию;
- 26 % - прошли курсы профессиональной переподготовки;
- все педагоги прошли обучение по программам повышения квалификации в рамках введения ФГОС ДО;
- большинство педагогических работников принимают участие в деятельности в работе АПР рамках сетевого непрерывного профессионального образования педагогических кадров ДОО;
- у педагогов сформирована положительная мотивация к повышению профессиональной компетентности;
- ежегодно участвуют в конкурсах профессионального мастерства;
- все педагоги публикуют и транслируют свой педагогический опыт работы;
- 2 педагога стали победителями конкурса «Лучших педагогических работников г. Брянска»;
- педагоги имеют отраслевые награды, их профессиональный труд отмечен почетными грамотами и благодарственными письмами.
На наш взгляд, такая модель методического сопровождения, в которой осуществляется индивидуально-дифференцированный подход к каждому педагогу, учитывается его опыт, стаж работы и профессиональные предпочтения, наиболее эффективен в условиях введения ФГОС ДО и повышения профессионального мастерства.
Кроме того такие результаты стали возможны и благодаря созданию
коллектива единомышленников, способных не только работать вместе, решая профессиональные задачи, но и проявлять к коллегам дружеские чувства, эмоционально поддерживать друг друга в разных жизненных ситуациях, а так же способствовать повышению рейтинга ОО за счет активизации командного потенциала педагогического коллектива. Создать такое взаимодействие в современных ОО достаточно сложно. Тем более важность этого возрастает в случае образования нового коллектива, как это случилось у нас. Однако от психологической атмосферы, слаженности действий педагогов и специалистов, включающих в себя общность точек зрения на реализацию образовательной программы, организацию работы с родителями, зависит успех всего воспитательно-образовательного процесса.
В практике работы Лицея № 27 мы использовали следующие формы:
-Ритуал посвящения молодых педагогов, который проходит на первом педсовете в начале учебного года.
-Проведение чайной церемонии в ОДО как торжественное начало учебного года, где педагоги представляют своеобразный творческий отчет «Как я провел лето» в виде презентации.
- Мы организуем фотовыставку с забавными фото о путешествиях, семейном досуге, лучшей грядке, цветнике на даче с вручением шутливых переходящих вымпелов «За самую дальнюю точку путешествия», «За самый крупный помидор».
-Проводим психолого-педагогические тренинги «Мой скрытый потенциал», «Умение понимать и принимать друг друга», «Барьеры моей педагогической деятельности».
- Перед новогодними праздниками мы устраиваем презентацию новых кулинарных рецептов с последующей дегустацией и выпуском буклета с понравившимися рецептами.
-Уже традицией стали выезды за город на пикник.
Таким образом, созданные условия для непрерывного образования педагогов, реализованные в разнообразных формах методической работы, способствовали профессиональному развитию педагогов, повышали мотивацию на педагогическую деятельность, способствовали раскрытию потенциала, создавали благоприятный климат между участниками образовательных отношений ДОО. Кроме того способствовало и профессиональному и личностному становлению педагога как активной личности, занимающейся самообразованием и заинтересованной в своих достижениях и карьерном росте.