Татьяна Васильева
Система непрерывных наблюдений за природными объектами в течение месяца «До чего же хороша выросла рябинка» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: уточнение и расширение знаний детей о рябине; воспитание умения видеть красоту природы; развитие любознательности, познавательных интересов, потребности в самостоятельной поисковой деятельности.
Средства:
• живые объекты – рябина, берёза;
• картинки с изображением деревьев в разное время года (при отсутствии возможности наблюдения в природе).
Способы:
o художественное слово
o рассматривание
o вопросы к детям
o обобщения
o народные приметы
Публикация «Система непрерывных наблюдений за природными объектами в течение месяца „До чего же хороша выросла рябинка“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Дерево Рябина
- Рябина. Наблюдения на прогулке
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
o дидактическая игра
o составление рассказа «О чём мечтает рябинка»
o исследовательская деятельность по технологии Савенкова
1. «Рябинка приглашает к себе в гости» (рассматривание дерева).
Цель: узнавать рябину; называть характерные особенности рябины, по которым её можно выделить среди других деревьев.
Стоит в парке деревце,
Под ветром легко гнется,
Кисти ягод горят,
И птицы к ним летят.
Кто догадается,
Как деревце называется? (Рябина.)
- Есть ли у нас на участке детского сада рябина? Давайте мы ее сегодня навестим (предложить детям найти это дерево). Посмотрите, какое перед нами тоненькое деревце
Предложить красиво с рябиной поздороваться.
- Какие части рябины вы знаете? Покажите их и назовите.
-Чем это дерево отличается от других?
- Какого цвета и формы листья у рябины? (лист у рябины состоит из нескольких симметрично расположенных листиков овальной формы).
- Расскажите, какие у нее ягоды? Сколько их? Какого цвета, формы, величины? На вкус?
- Можете объяснить, почему, за что считают рябину красавицей? Что, по-вашему, красиво в этом дереве? (Ответы детей).
На прогулке предложить составить рассказ о рябинке на тему : «О чем думает (мечтает) рябина».
При затруднении задавать вопросы:
— Хорошо ли рябинке жить у нас на участке?
— Почему?
— Какое время года ей нравится больше всего?
— О чем шепчут ее веточки (листочки, когда мы выходим на участок?
— Что можно сделать, чтобы наша рябинка чувствовала себя хорошо? Хорошо или плохо быть деревом? Почему? Обобщить. Поощрить детей
2. Сравнительное рассматривание рябины и берёзы
Цель: отличать рябину от другого дерева — березы, видеть отличия и общие признаки, характерные для всех деревьев.
Спросить:
— Почему мы так быстро узнаем рябину среди других деревьев?
— А какое еще дерево отличается от остальных, и мы его можем узнать в любое время года?
— Чем береза отличается от других деревьев?
Сравнить рябину и березу. Найти отличительные признаки и сходство.
• Какие характерные особенности березы вы знаете?
• Какие характерные особенности рябины вы знаете?
• Что общего есть у этих деревьев?
• Какие условия необходимы для их роста?
Поиграть в игру: «Узнай дерево по части» (коре, ягодам, семенам, веткам).
3. Наблюдение «Рябина во время листопада»
Цель: обобщение представлений детей о подготовке деревьев к зиме.
- Что у нас сейчас под ногами?
- Откуда появился этот ковер?
- Что же случилось с рябиной, она такая же, как была?
- А что произошло с ягодами?
- Дети, в природе ни чего не происходит просто так. Вот и деревья, сбрасывая листья, приспосабливаются к суровым условиям зимней погоды.
Развитие всего живого в природе это круглогодичный процесс, где в каждое время года происходят определенные сезонные изменения. Весной природа просыпается, пробуждаются все необходимые для роста процессы, которые подготавливают растения к летнему сезону года. Осенью рост растений замедляется, весь животный и растительный мир начинает подготовительные действия к долгому и холодному сезону года зиме. Птицы покидают родные края в поисках более теплых мест, лесные животные собирают запасы еды на долгое зимование, а деревья покрываются позолотой, начиная с макушки и лес в порывах осеннего ветра шумит листопадом. Так начинается период, который называется золотая осень природы. В это время деревья сбрасывают листья, образовывая вокруг себя золотой ковер.
- Предлагаю набрать красивых листьев для осеннего букета.
4. Наблюдение «Рябина - птичья кормушка»
Цель: знать о том, какую пользу приносит рябина птицам в холодное время года; воспитание у детей интереса и доброго отношения к птицам и природе вообще.
-Ребята, посмотрите, что мы видим на земле? Откуда взялись эти ягоды? (их уронили птицы) .
-Как вы думаете, какие птицы побывали на нашей рябинке?
- Ребята, рябина любимое лакомство дроздов. Их так и называют дрозды-рябинники.
(если удастся, то обязательно понаблюдать, как птицы клюют ягоды рябины)
- Кроме дроздов рябину любят и другие птицы. Например, свиристели. Эту красивую птичку еще называют красава. Для дроздов, свиристелей, снегирей и других птиц рябина является кормушкой.
И не спроста так много ягод созревает на рябине. Иначе нельзя: на всех может не хватить. Среди птиц и зверей столько много любителей рябины, что ягоды ее будут объедены, склеваны, сжеваны прямо на дереве. А если какие ягоды на землю и упадут, так тут же их подберут и съедят кабаны, косули, лисы, зайцы.
Ягоды рябины крепко держатся на ветках, могли бы и до самой весны провисеть. Однако уже к середине зимы от них ничего не останется. Все подъест лесной народ и разнесет вместе с пометом по всему лесу драгоценные семена, из которых новые рябинки вырастут.
Птицы едят только плоды рябины, а вот животные, кроме плодов, едят и листья, и почки, и молодые побеги рябины. Очень уж много в них витаминов. Лесники знают об этом и, потому с лета заготавливают веники из рябиновых ветвей : голодной зимой лесные копытные звери с большим удовольствием угостятся ими.
5. Обсуждение «Рябина в разные времена года»
Цель: воспитание желания любоваться красотой рябины в разные времена года, желания беречь эту красоту.
Цикл наблюдений за рябиной начинается весной, в конце года. Нужно обращать внимание детей на красоту соцветий рябины – сочетание зеленого и белого цвета.
Лето - этап созревания ягод. Воспитатель беседует с детьми, почему произошли такие изменения. (Потому что летом стало жарко, было достаточное количество влаги и солнечного цвета).
Осенью отметить, какие изменения произошли с ней. У дерева изменился цвет листьев: они стали желтеть и краснеть. Ягоды стали ярко-красного цвета. Наступила осень, и рябина, как и другие деревья и кустарники, готовится к зиме. Меньше поступает питательных веществ к листьям, поэтому они изменили цвет. Педагогу необходимо обратить внимание детей на красоту осенней рябины, на яркость ее наряда.
Зимой происходят следующие изменения: на рябине нет листьев, остались только грозди ярко-красных ягод. Ствол стал более темным. Это произошло потому, что прекратилось сокодвижение. Рябина находится в состоянии зимнего покоя. Дерево спит – так оно переносит неблагоприятные условия (сильные морозы). По возможности понаблюдать, как к рябине прилетали снегири. К концу зимы ягод на рябине почти не осталось. Они стали темного цвета и сморщились от мороза.
6. Беседа «О пользе ягод рябины»
Цель: уточнение представлений детей о том, что ягоды рябины не только красивы, но и очень полезны.
Воспитатель приглашает детей подойти к рябине.
- Ребята, вспомните, что такое урожай.
- В какое время года проходит сбор урожая?
- Какой урожай и откуда собирают люди?
- А с нашей рябины можно собрать урожай?
- Ребята, знаете ли вы, что делают из ягод рябины?
Люди тоже едят и используют рябину. Из ягод варят варенье, готовят очень вкусную пастилу, начинку для пирогов и конфет, компоты, витаминный чай.
Вот видите, сколько радости и пользы приносят ягоды рябины взрослым и детям.
Из рябиновой древесины делают мебель, музыкальные духовые инструменты. С давних времен заметили люди целебную силу рябины и стали использовать ее для лечения болезней. Со всеми рябина дружит, всех накормить старается, а если заболеет кто, так и подлечит. И хотя плоды рябины на вкус горьки, а все равно хороши.
Ягоды не сладость,
Зато глазу радость
И садам украшенье,
А друзьям угощенье.
А еще в старину дети делали бусы, нанизывая ягоды рябины на нитку. Давайте соберем немного ягод и попробуем сами сделать такие бусы. (Сбор ягод рябины).
7. Исследование «Рябинушка кудрявая» (по технологии СавенковаА. И.)
Цель: развитие желания у детей самостоятельно и с помощью взрослых находить нужную информации о рябине, готовить сообщения по теме в форме познавательного рассказа.
-Воспитатель вносит в группу плоды рябины. Спрашивает у детей, с какого они дерева? (Дети отвечают, что это плоды рябины).
-Что вы знаете о рябине? (это красивое лиственное дерево, у него - ярко-красные плоды круглой формы, собранные в грозди. Ими питаются птицы. Дети говорят, что рябина растет и на участке нашего детского сада. Дети наблюдали за тем, как она сбрасывает листья осенью).
-Что бы вы хотели узнать нового о рябине? ( высказывают предположения: например, узнать, почему это дерево назвали рябиной, какой высоты бывает, где растёт и т. д.).
-Для того чтобы найти ответы на эти вопросы, мы будем проводить самостоятельные исследования так же, как это делают взрослые ученые. Кто такие ученые? (Люди, которые проводят исследования, опыты, наблюдения, открывают для всего мира что-то новое).
-Уважаемые ученые, ваша задача - получить как можно больше новых сведений о рябине, и подготовить о ней сообщение - небольшой доклад. Для того чтобы выполнить эту работу, надо исследовать все, что можно, собрать всю доступную информацию и обработать ее.
Начнем с обычных проблемных вопросов: “Что мы должны сделать вначале? Как вы думаете, с чего начинают исследование ученые?” Подводит к идее, что сначала надо подумать. Воспитатель кладет на ковер перед исследователями карточку с символом “Подумать самостоятельно”.
Следующий вопрос: Где мы можем узнать что-то новое о рябине?
Отвечая на него вместе с детьми, постепенно выстраивает линию из карточек:
• Спросить у другого человека
• Посмотреть в книгах
• Посмотреть по телевизору
• Провести эксперимент
• Получить информацию у компьютера
Вооружившись всем необходимым, каждый ребенок начинает действовать самостоятельно: включается в собственный исследовательский поиск. Задача - собрать нужную информацию, используя возможности всех доступных источников, обобщить ее и подготовить доклад.