Светлана Алабина
Система работы по формированию и развитию способности к ассоциативному мышлению в рамках театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
• В начале детей знакомят с различными опорными схемами - подсказками по логопедическим темам, пиктограммами – настроениями, схемами черт лица и другими знаками-символами.
• Зрительное восприятие предметных и сюжетных картинок и подбор пиктограмм.
• Слуховое восприятие (обучение, подбор пиктограмм, затем соответствующего наглядного материала к ним и оречевление своих действий (доказательства, объяснения).
• Проведение лексико-грамматических упражнений в игровой форме с использованием схем-пиктограмм (закрепление, активизация и расширение словаря, словаря эпитетов, антонимов-антонимов, предикатов, словоизменение и словообразование).
Публикация «Система работы по формированию и развитию способности к ассоциативному мышлению в рамках театрализованной деятельности» размещена в разделах
• Формирование основ аналитико-синтетической дельности на материале русских народных сказок (обобщение, систематизация, дифференциация и т. п.) с наглядной опорой (иллюстрации к сказкам, подбор пиктограмм настроений, по памяти, пересказ по плану с опорой на схемы.
• Работа с загадками (вначале дети отгадывают, затем загадывают загадки сами).
• Развитие памяти действий и ощущений (предметная картинка — показ действий, изображение ощущении с помощью пантомимики; предметные картинка, изображающие явления природы (вода, снежинки, капельки, огонь и т. п.) — подбор пиктограмм черт лица и объяснение выбора).
• Развитие координации движений и ориентирования в пространстве и на себе (игра «Веселые человечки» - действия на основе зрительного восприятия, игры «Зеркало», «Веселые обезьянки» - действия по показу, оречевление своих действий, игра «Когда это бывает?» - вспомнить ситуацию, когда человек принимает ту или иную позу, или совершает какие- либо действия).
• Пиктограммы явлений природы - изображение с помощью пантомимических действий, логические цепочки: «Время года - осадки - черты лица» (осень - дождь - глаз). В различных вариантах закрепляется знание времен года, их особенностей, действия и ощущения людей в разное время года. Используются игры типа: «Когда это бывает?», «Бывает, не бывает», «Подбери и объясни», «Назови, объясни» и т. п. с логическим развернутым обоснованием ответов, закрепляется употребление в самостоятельной речи сложных синтаксических конструкций с союзами «потому что», «чтобы» и т. д.
• Пиктограммы звукового оформления высказывания (тихо, громко и т. п.). Вначале предлагаются предметные картинки и к ним подбираются пиктограммы, затем разбираются сюжетные картинки, схемы явлений природы и характер «звучания природы», дети приводят примеры сами и объясняют, как что звучит и почему. Выполнение заданий: «Скажи так-то.» по пиктограмме, по речевой инструкции. Затем рассматриваются цепочки схем: рот - тихо, громко; рука - тихо, громко и т. д. И разбираются соответствующие ситуации ( Например:«Мама спит», «Едем в транспорте», «Заблудились в лесу» и т. п.). Проводятся пантомимические упражнения, этюды-драматизации.
• Восприятие и работа над художественными произведениями с помощью демонстративных планов и схем-пиктограмм.
• Развитие диалогической формы речи с использованием схем- пиктограмм.
• Восприятие музыкальных и животных произведений с помощью схем-пиктограмм, развитие образной слухоречевой памяти и памяти действий.
• Работа над интонационной выразительностью речи посредством схем, знаков-символов.
• Закрепление, активизация и расширение словаря эмоций по схемам- пиктограммам. Различные виды игр и упражнений пантомимического характера, анализ предметных и сюжетных картинок, произведений музыкальных. Литературных, живописных со словесной аргументацией; развитие речемыслительной деятельности, выразительности мимики и речи посредством упражнений типа «Закончи предложение.», «Составь предложение со словом. (листопад, пасмурно, снеговик и т. п., с опорой на схемы-планы и пиктограммы, например, задаются схемы времен года, пиктограммы настроений. Знаки-символы действий; работа над словарем предикатов, передающих эмоциональное состояние человека, его чувства. Совершенствование навыков эмоциональной окраски движений. Работа с «оценочным» словарем наречий. Задания даются в той же последовательности, как и всегда - сначала зрительное восприятие и анализ, затем слуховое восприятие и анализ, анализ и синтез с наглядной опорой и по речевой инструкции, выполнение пантомимических упражнений и развитие экспрессивной формы речи.
• Развитие ритмовосприятия посредством схем - ритмических рисунков. Детям предлагаются карточки-образцы с полосками разной длины, их сочетанием, отдельные полоски разной длины сначала одного цвета. А затем разноцветные, счетные палочки (аналогично, спички. Задание: выкладывать полоски по образцу, по памяти (зрительной и слуховой (пианино, по речевой инструкции, выкладывать по собственному замыслу различные «мелодии» и их озвучивать; прохлопывать и пропевать различные ритмомелодические рисунки и т. п. Проводятся музыкально- театрализованные упражнения в зале (по схеме, по музыкальным сигналам моделировать «дорожки в царства», а затем придумать и разыграть этюд- перевоплощение. Сценку-миниатюру и т. п.).
• Закрепление знания эталонов формы и величины предметов посредством графических схем-подсказок. Упражнения в рисовании в воздухе различных предметов двумя руками, создание пантомимических образов, разыгрывание сцен-миниатюр. Загадки, игры «А что это такое?», «Перевертыши» и т. п. Закрепление, активизация и обогащение словаря по темам. Упражнения на комбинаторику с придумыванием сказочных сюжетов, забавных историй. Закрепление и обогащение знаний эталонов цвета, развитие способности к цветовосприятию и цветоразличению ( подбор предметных картинок к цвету: цвет и настроение; цвет и слова; цвет и длительность, и громкость мелодии, ' ее характер). Упражнения по распространению предложений на заданные темы с использованием ассоциативного восприятия слов и понятий по цвету, форме, длительности звучания (Предлагаются пробки колпачки и детали фломастеров разного цвета и величины).
• Выполнение артикуляционной гимнастики, пальчиковых и дыхательных упражнений по знакам-символам и схемам (см. О. Лазаренко, А. Ястребова). Ассоциативное озвучивание предметных картинок (машина, самолет, поезд, жук, лошадь, петух и т. п., имитация различных звуков, звуков по схемам (тихо - громко, долго - коротко, грустно - весело и т. п.).Игровые упражнения «Слушаем звуки: улицы, в доме", «Стиральная машина работает", «Кофемолка» и т. д.).