Татьяна Рыбакова
Система работы по формированию у дошкольников уважительного отношения к сообществу детей и взрослых
▼ Скачать + Заказать документы
Система работы по формированию у детей
дошкольного возраста уважительного отношения и чувства принадлежности к сообществу детей и взрослых
Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы
1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.
Публикация «Система работы по формированию у дошкольников уважительного отношения к сообществу детей и взрослых» размещена в разделах
Актуальность. Новые современные тенденции общества, регламентирующие деятельность дошкольных образовательных организаций, актуализировали внимание специалистов и педагогов практиков к детскому сообществу и совместной деятельности детей дошкольного возраста. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует педагогов на увеличение доли совместной деятельности детей в образовательном процессе детского сада, ставит задачи развития общения и взаимодействия ребенка со сверстниками, формирования у дошкольников готовности к совместной деятельности, уважительного отношения и чувства принадлежности к детскому сообществу. Большое внимание уделяется сотрудничеству дошкольников, которое понимается как тип взаимодействия в совместной деятельности. Раскрываются значимость детского сообщества и совместной деятельности детей для позитивной социализации и личностного развития ребенка-дошкольника.
Общительность, умение контактировать с окружающими людьми — необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей. Формирование этой способности — важное условие нормального психологического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни.
Многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Некоторые дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве.
Общительность является одной из составляющих социально-коммуникативного развития. Которое направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; кроме того, направлено на развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий. Так же на развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых.
Анализ недостатков:
В результатах:
- дети часто ссорятся со сверстниками и взрослыми;
- неадекватная заниженная самооценка формирует у ребенка результат частого неуспеха, в какой-то значимой деятельности. Возрастает количество агрессивных, тревожных, замкнутых детей.
- большинство детей не проявляют инициативу, их инициативные обращения к сверстнику еще отличаются настойчивостью, лишь изредка они соглашаются играть друг с другом, откликаются на предложение делать что-то совместно;
- редко проявляют инициативу в общении со сверстниками и взрослыми;
- чаще всего обращение происходит в грубой форме, у детей нет уважения к товарищу и чувства сопереживания к нему.
В основном процессе:
- нет разработанной и утвержденной воспитательной программы по формированию у детей дошкольного возраста уважительного отношения и чувства принадлежности к сообществу и детей и взрослых образовательной организации;
- в перспективном планировании не уделяется внимание к средствам формирования уважительного отношения и чувства принадлежности к сообществу детей и взрослых в образовательной организации;
- недостаточно эффективные формы взаимодействия со специалистами, родителями ДОУ в вопросах формирования у детей дошкольного возраста уважительного отношения и чувства принадлежности к сообществу детей и взрослых в ДОУ;
- увеличилось число детей с речевыми нарушениями, что затрудняет общение
В условиях профессиональной деятельности:
- ограничены технические и демонстрационные возможности использования средств для формирования у детей дошкольного возраста уважительного отношения и чувства принадлежности к сообществу детей и взрослых в ДОУ;
- не достаточно используется инновационный метод работы (метод проектов);
- не достаточно атрибутов для сюжетно - ролевых игр;
- отсутствие достаточного количества художественной литературы, видео – фильмов;
- отсутствие современных мультимедийных пособий.
Выявленные недостатки привели к ряду противоречий:
- формирование у детей старшего дошкольного возраста уважительного отношения и чувства принадлежности к сообществу детей и взрослых является важным показателем коммуникативной компетентности, однако система работы с детьми дошкольного возраста не обеспечивает в полной мере социальную активность.
2. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.
На основе анализа недостатков можно увидеть и сформулировать проблему: усовершенствовать систему работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию уважительного отношения и чувства принадлежности к сообществу детей и взрослых. Система работы основывается на сотрудничестве педагогов и родителей, что формирует единые направления нравственного воспитания в семье и дошкольном учреждении.
3. Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.
Целевые ориентиры:
- ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе;
- обладает чувством собственного достоинства;
- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;
- способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.
Конкретизация:
- выработаны привычки нравственного поведения;
- имеют способность к самооценке, оценке;
- имеют представления о моральных качествах;
- умеют непринужденно общаться со сверстниками, взрослыми;
- умеет строить взаимоотношение со сверстниками, детьми;
- умеет достойно выходить из конфликтных ситуаций
Проявления в действии и в речи ребенка:
- ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру;
- положительно относится к себе и к другим;
- обладает чувством собственного достоинства;
- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми;
- участвует в совместных играх;
- способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты.
Продолжение во II части.