МААМ-картинки

Система работы по формированию у дошкольников уважительного отношения к сообществу детей и взрослых

Татьяна Рыбакова
Система работы по формированию у дошкольников уважительного отношения к сообществу детей и взрослых

Система работы по формированию у детей

дошкольного возраста уважительного отношения и чувства принадлежности к сообществу детей и взрослых

Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы

1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.

Публикация «Система работы по формированию у дошкольников уважительного отношения к сообществу детей и взрослых» размещена в разделах

Актуальность. Новые современные тенденции общества, регламентирующие деятельность дошкольных образовательных организаций, актуализировали внимание специалистов и педагогов практиков к детскому сообществу и совместной деятельности детей дошкольного возраста. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует педагогов на увеличение доли совместной деятельности детей в образовательном процессе детского сада, ставит задачи развития общения и взаимодействия ребенка со сверстниками, формирования у дошкольников готовности к совместной деятельности, уважительного отношения и чувства принадлежности к детскому сообществу. Большое внимание уделяется сотрудничеству дошкольников, которое понимается как тип взаимодействия в совместной деятельности. Раскрываются значимость детского сообщества и совместной деятельности детей для позитивной социализации и личностного развития ребенка-дошкольника.

Общительность, умение контактировать с окружающими людьми — необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей. Формирование этой способности — важное условие нормального психологического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни.

Многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Некоторые дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве.

Общительность является одной из составляющих социально-коммуникативного развития. Которое направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; кроме того, направлено на развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий. Так же на развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых.

Анализ недостатков:

В результатах:

- дети часто ссорятся со сверстниками и взрослыми;

- неадекватная заниженная самооценка формирует у ребенка результат частого неуспеха, в какой-то значимой деятельности. Возрастает количество агрессивных, тревожных, замкнутых детей.

- большинство детей не проявляют инициативу, их инициативные обращения к сверстнику еще отличаются настойчивостью, лишь изредка они соглашаются играть друг с другом, откликаются на предложение делать что-то совместно;

- редко проявляют инициативу в общении со сверстниками и взрослыми;

- чаще всего обращение происходит в грубой форме, у детей нет уважения к товарищу и чувства сопереживания к нему.

В основном процессе:

- нет разработанной и утвержденной воспитательной программы по формированию у детей дошкольного возраста уважительного отношения и чувства принадлежности к сообществу и детей и взрослых образовательной организации;

- в перспективном планировании не уделяется внимание к средствам формирования уважительного отношения и чувства принадлежности к сообществу детей и взрослых в образовательной организации;

- недостаточно эффективные формы взаимодействия со специалистами, родителями ДОУ в вопросах формирования у детей дошкольного возраста уважительного отношения и чувства принадлежности к сообществу детей и взрослых в ДОУ;

- увеличилось число детей с речевыми нарушениями, что затрудняет общение

В условиях профессиональной деятельности:

- ограничены технические и демонстрационные возможности использования средств для формирования у детей дошкольного возраста уважительного отношения и чувства принадлежности к сообществу детей и взрослых в ДОУ;

- не достаточно используется инновационный метод работы (метод проектов);

- не достаточно атрибутов для сюжетно - ролевых игр;

- отсутствие достаточного количества художественной литературы, видео – фильмов;

- отсутствие современных мультимедийных пособий.

Выявленные недостатки привели к ряду противоречий:

- формирование у детей старшего дошкольного возраста уважительного отношения и чувства принадлежности к сообществу детей и взрослых является важным показателем коммуникативной компетентности, однако система работы с детьми дошкольного возраста не обеспечивает в полной мере социальную активность.

2. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.

На основе анализа недостатков можно увидеть и сформулировать проблему: усовершенствовать систему работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию уважительного отношения и чувства принадлежности к сообществу детей и взрослых. Система работы основывается на сотрудничестве педагогов и родителей, что формирует единые направления нравственного воспитания в семье и дошкольном учреждении.

3. Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.

Целевые ориентиры:

- ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе;

- обладает чувством собственного достоинства;

- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;

- способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.

Конкретизация:

- выработаны привычки нравственного поведения;

- имеют способность к самооценке, оценке;

- имеют представления о моральных качествах;

- умеют непринужденно общаться со сверстниками, взрослыми;

- умеет строить взаимоотношение со сверстниками, детьми;

- умеет достойно выходить из конфликтных ситуаций

Проявления в действии и в речи ребенка:

- ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру;

- положительно относится к себе и к другим;

- обладает чувством собственного достоинства;

- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми;

- участвует в совместных играх;

- способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты.

Продолжение во II части.

Публикации по теме:

Средства формирования у детей дошкольного возраста уважительного и чувства принадлежности «Средства формирования у детей дошкольного возраста уважительного и чувства принадлежности к сообществу и детей и взрослых образовательной.

Образовательная область «Социализация» в подготовительной к школе группе Содержание педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Социализация» направлено на достижение целей освоения первоначальных.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Система работы по формированию у дошкольников уважительного отношения к сообществу детей и взрослых
Опубликовано: 31 января 2015 в 17:57
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД