Людмила Афонасьева
Система работы по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Фольклор — живой родник народной культуры»
▼ Скачать + Заказать документы
Исторически сложилось так, что проблемы этнокультурного (национального) воспитания и обучения детей поднимаются в нашей стране тогда, когда происходит реформирование системы государственной власти и настает время соответствующих изменений в сфере образования. Так повелось со времен Киевской Руси и сохранилось вплоть до наших дней. Однако сложность современной образовательной ситуации заключается в том, что мы постепенно перестаем ощущать ценность того, что живем на русской земле, говорим на русском языке и впитали в себя русскую культуру. Это губительно для нас и нашего Отечества.
Публикация «Система работы по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста „Фольклор — живой родник народной культуры“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народная культура, фольклор
- Работа музыкального руководителя
- Родник. Все о родниках для детей
- Темочки
Для меня не безразлично будущее России. В своей работе по музыкальному воспитанию большое внимание уделяю фольклору. Я считаю себя причастной к воспитанию подрастающего поколения, к возрождению национального духа, национальной культуры и традиций, духовных ценностей, самосознания и самоуважения народа.
Целью моей работы является знакомство детей с произведениями фольклора и их исполнением, воспитание любви к родной природе, к растительному и животному миру, к формированию умения видеть и слышать голоса этой природы, чувствовать ее, соприкасаться с ней. А через посредство простых попевок, произведений детского фольклора, а потом более сложных мелодий игровых песенных припевов, через интонирование прибауток и скороговорок подготовить детей к исполнению более сложных произведений песенного репертуара взрослого фольклора : игровых, шуточных, лирических песен. И уже как вершина творческих достижений – это их участие в постановке фольклорных праздников, где в совокупности представлены различные жанры народного песенного и поэтического творчества. Именно там дети смогут применить все свое умение, навыки сольного, ансамблевого и хорового народного пения, исполнение игровых действий, плясок, хороводных движений, игры на народных инструментах.
В течение десяти лет я веду работу в ДОУ в данном направлении, сочетая отработанные методики с поиском новых путей и средств реализации. Знакомство дошкольников с фольклором я осуществляю не только на специально организованных занятиях, но и через организацию дополнительных услуг. Я руковожу фольклорным кружком «Веселинка», где дети обучаются народным песням и танцам, драматизации песен, игре на музыкальных инструментах.
Приступая к работе, я провела диагностику эффективности работы ДОУ по сформированности у детей духовно-нравственной культуры, направленная на выявление теоретических и практических умений воспитанников, показала, что с высоким уровнем (6-10 баллов) сформированности знаний о предметах народного быта, народных праздников, традициях, играх и плясовых песнях, хороводах, игре на народных инструментах выявлено 9% детей, со средним –42% детей, с низким уровнем – 49%. Я считаю, что такие невысокие результаты были обусловлены тем, что недостаточно ведется работа по ознакомлению дошкольников с традициями национальной культуры, нет системы в проведении специальных занятий по ознакомлению дошкольников с фольклором в системе музыкального воспитания, не всегда включены отдельные методы и приемы, направленные на приобщение детей к национальной культуре в общую систему занятий.
Поэтому цель своей работы я определила как формирование культурно-ценностных ориентаций и приобщение детей в практической деятельности ко всем составляющим фольклора : народному словесному творчеству, играм, хороводам, танцам, песням. Разработанная система работы определяет решение следующих задач.
1. Познакомить детей с разнообразием и особенностями русского фольклора, развивать интерес к нему.
2. Оказывать содействие накоплению эстетического опыта, опыта эмоциональных переживаний, чувств и настроений.
3. Расширять знания и представления детей о национальной культуре и традициях русского народа.
4. Способствовать оптимальному развитию всех музыкальных способностей детей.
В основе содержания моей системы работы четыре основных компонента, которые должны учитываться при формировании основ фольклора в музыкальной деятельности детей : эмоциональный, познавательный, деятельностный и социально-личностный.
Эмоциональный компонент обусловлен спецификой фольклорного искусства, его яркостью, эмоциональной заразительностью. Эмоциональный компонент предполагает осознание ребенком одной из важных функций фольклора, связанной с передачей различных оттенков чувств, настроений, выраженных средствами музыкального языка, музыкальной речи.
Познавательный компонент связан с расширением знаний и представлений детей о музыкальном и поэтическом фольклоре, с элементарными понятиями фольклора, в рамках, доступных пониманию детей дошкольного возраста. На основе получаемой информации у детей развиваются познавательная активность, интерес к музыке, художественному слову, игре на народных музыкальных инструментах, возникают личностные предпочтения, связанные с восприятием тех или иных музыкальных произведений.
Деятельностный компонент также важен, поскольку сам процесс музыкального развития ребенка происходит в разнообразной музыкальной деятельности (восприятие-слушание, пение, музыкально-ритмическая деятельность, игра на детских музыкальных инструментах, где каждый из видов деятельности имеет сове самостоятельное значение, свою самоценность. Ребенок овладевает необходимыми способами действий для успешного проявления своих способностей в пении, движениях под музыку, игре на детских музыкальных произведениях.
Социально-личностный компонент предполагает развитие у детей интереса к фольклору, желание его слушать, сопереживать настроению, узнавать национальные традиции, песни, танцы, способность давать собственную оценку воспринимаемым произведениям. Ребенок может себя самореализовывать в процессе музыкальной деятельности, на занятиях, фольклорных праздниках, творчески самовыражаться, что послужит базой для установления положительных взаимоотношений каждого ребенка со сверстниками и со взрослыми в ДОУ и семье.
На мой взгляд, нравственно-эстетический потенциал фольклорных произведений для развития личности ребенка, его самосознания и духовности огромен.
В своей работе я использую разнообразные средства и формы ознакомления детей с фольклором. Знакомя детей с устным народным творчеством (прибаутки, небылицы, скороговорки, потешки, загадки, я формирую у детей музыкальные, творческие и речевые навыки. Через игровые и плясовые песни дети овладевают игровыми и певческими навыками, учатся согласовывать речь и движение, получают первоначальные навыки актерского мастерства. Знакомясь с хороводами, дети приобретают навыки танцевальных и театрализованных действий. Обучая детей игре на народных музыкальных инструментах, я развиваю у детей чувство ритма, музыкальный слух, умение слаженно играть ансамблем. Осмысление образного содержания, выполнение движений со сменой характера музыки, умение менять ритм, темп происходит во время знакомства и постановки народных танцев. Моя система работы включает в себя и обучение детей сольному, ансамблевому и хоровому народному пению.
По результатам проделанной работы была проведена диагностика, которая показала достаточно широкий запас знаний детей о названии и назначении предметов русского народного быта, о русских народных праздниках и традициях, о песнях и плясках русского народа, о разных жанрах устного народного творчества и народных музыкальных инструментах. Получены следующие результаты:
Высокий уровень - 19% воспитанников
Средний уровень – 63% воспитанников
Низкий уровень – 18% воспитанников.
Таким образом, спланированная работа позволила добиться высоких результатов в певческих, ритмических, игровых навыков детей, способствовала формированию у дошкольников интереса к русской культуре, к традициям русского народа.