Папки-передвижки

Система работы по ознакомлению детей среднего дошкольного возраста с животным миром

ИРИНА АККУРАТНОВА
Система работы по ознакомлению детей среднего дошкольного возраста с животным миром
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность проблемы.

Во время изучения уровня развития детей я обратила внимание на то, что, дети много знают о домашних животных и совсем мало о диких. Недостаточно хорошо знают их среду обитания, питание, приспособление их к разным временам года.

При изучении уровня знаний выявилась и другая проблема – проблема развития речи детей.

А ведь речь это одна из основных линий развития ребенка.

Публикация «Система работы по ознакомлению детей среднего дошкольного возраста с животным миром» размещена в разделах

Дошкольный возраст характеризуется особой повышенной чувствительностью к речи. Ребенок буквально впитывает звуки, слова, предложения. По мнению Е. И. Тихеевой лучшие условия для развития речи детей предоставляет природа при соблюдении двух условий: участия возможно большего числа внешних чувств и активности самого ребенка в процессе познания и наблюдения природы.

Нормальное речевое развитие необходимо ребенку и для успешного обучения в школе.

Выявив две проблемы:

1. Недостаточность знаний детей о природе, в частности о диких животных;

2. Недостаточность развития речи детей;

я решила их объединить.

Задачи работы.

Основными задачами работы по ознакомлению детей с миром животных являются :

- формирование у детей конкретных знаний о различных его представителях (уточнение их внешних признаков, повадок, особенностей питания, изучение среды обитания, способов приспособления к окружающим при помощи метода наглядного моделирования);

- воспитание интереса к фауне, обучение правилам содержания живых существ и обращения с ними используя схемы, мнемотехнику и другие развивающие технологии;

- развитие эмоций.

Речь дошкольников среднего возраста отличается подвижностью и неустойчивостью.

Отсюда и главная задача по развитию речи детей пятого года жизни.

1. Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую речь: активно участвовать в беседе, отвечать и задавать несложные вопросы. Упражнять в составлении рассказов по картине, по плану воспитателя. В конце года составлять рассказ по серии сюжетных несложных картинок, составлять описательные загадки и загадки со сравнением используя ТРИЗ технологии.

2. Обогащать словарный запас и развивать практическое умение пользоваться им. Осваивать и использовать в речи:

- название животных и их детенышей;

- название среды их обитания :

- слова, обозначающие части животных, их назначение;

- слова, обозначающие некоторые родовые и видовые обобщения (животные, дикие животные, а также лежащие в основе этих обобщений существенные признаки (живые организмы растут, размножаются, развиваются).

3. Развивать артикуляционный и голосовой аппараты, речевое дыхание, слуховое восприятие, речевой слух. Побуждать дошкольников пользоваться интонационными средствами выразительности.

4. Развитие и совершенствование моторики.

Используемые методы работы.

При знакомстве детей с дикими животными использую следующие методы:

Наглядные методы.

К наглядным методам относят, прежде всего, наблюдения за животными, их поведением в естественных условиях и в условиях зоопарка.

Наблюдение может быть непосредственным и опосредованным.

К сожалению, метод непосредственного наблюдения при знакомстве с миром диких животных применить проблематично, т. к. это опасно для жизни и здоровья детей. Этот метод я использовала при знакомстве детей с ежом. При рассматривании животного обращала внимание на форму частей тела (продолговатое туловище, узкая мордочка).

Во время непосредственного наблюдения решаются основные задачи словарной работы - обогащение словаря детей, закрепление знакомых слов, использование их в самостоятельной речи. Детям необходимо задавать вопросы, акцентируя внимание на новых для них словах. В процессе наблюдения необходимо обращать внимание детей на приметы, характерные для поведения представителей животного мира в определенное время года или при изменении погодных условий. Заучиваются поговорки, стихотворения.

После проведенного наблюдения обобщаю то, что дети смогли узнать. Часто в работе использую и опосредованное наблюдение – это восприятие какого-либо объекта через художественное изображение, игрушку или картинку.

В ознакомлении детей с природой, с животным миром широко использую практические методы.

В первую очередь к практическим методам относится использование моделей и деятельности моделирования в работе с детьми.

Большое значение использование модельного материала и деятельности моделирования имеет для развития мыслительной активности детей, способности абстрагировать существенные признаки объектов, явлений окружающей природы. В своей работе по теме «Дикие животные» я использовала такие графические модели: модель «Живой организм» (питание, дыхание, движение, модель «Дикие животные» (модель – понятие, модель – приспособление к сезону, модель – защита, модель - потребность, модель «Строение животных» (голова, туловище, конечности, хвост).

Так же в процессе работы по своей теме я использовала мнемотехнику. Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится актуальным. Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сократило время обучения и одновременно с этим решило задачи, направленные на развитие основных психических процессов-

памяти, внимания, образного мышления,на развитие мелкой моторики рук.

Позитивные игры природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни. Например, «Изобрази животное (лиса, еж, белка, медведь)». «Лиса и зайцы», «Медведь в берлоге» и т. д. Также в своей работе устраиваю физкультминутки, сопровождающиеся чтением стихотворений. Например, «Лисята», «Медвежата» - в них дети также имитируют повадки животных.

Большое значение для развития детей имеют творческие игры, связанные с природой. К ним относятся сюжетно-ролевые игры экологического содержания.

В сюжетно-ролевых играх у детей также развивается способность принять на себя роль животного.

Наряду с дидактическими, речевыми, подвижными, сюжетно-ролевыми играми для закрепления изучаемого материала широко применяю игры – драматизации, инсценировки. Ведь данный вид деятельности является мощным средством речевого развития.

Наряду с вышеизложенным широко применяю в своей работе словесные методы. Это – работа с картинным материалом, рассказы воспитателя, беседы, чтение художественных произведений.

практическим методом является и использование опытов.

В процессе проведения опытов,дети подводятся к суждениям, умозаключениям, что способствует развитию их мыслительных процессов и операций.

Например, с детьми своей группы я проводила опытническую работу «Зачем белочка стучит по шишкам?». Цель опыта: «Определить на какой веточке больше шишек». В процессе этого опыта дети определяли, что веточка, на которой больше шишек дольше колышется. Для детей было открытием, что белочка стучит по веткам для того, чтобы как можно больше сделать запасов на зиму.

Как практический метод экологического образования дошкольников рассматриваю и труд детей в природе. Труд в природе способствует развитию у детей эмпатии (сочувствие, сопереживание живым существам, позволяет увидеть ребенку результат своей помощи живому, почувствовать радость дружеских контактов с миром природы. Это существенно совершенствует эмоционально-волевую сферу личности ребенка, благоприятно сказывается на развитии адаптационных механизмов его психики.

В дошкольном учреждении чаще всего практические методы носят игровой характер. Универсальным методом закрепления полученных знаний о животном мире являются дидактические и подвижные игры.

В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления об объектах и явлениях природы, у них развиваются память, внимание,наблюдательность, обогащается словарь, активируются разнообразные познавательные процессы.

Беседу планирую с разными дидактическими целями: для уточнения, углубления, обобщения, систематизации знаний детей о природе (мире диких животных, формирования отношения к ней; для возбуждения интереса к предстоящей деятельности (перед наблюдением, экскурсией)

Например, наблюдая за ежом в группе и на улице в посадке, обратила внимание детей на совершенно разное его поведение. Предложила подумать, от чего это произошло. Дети в ходе рассуждений устанавливают причину. Открытая местность, лес – это привычная среда обитания, а в группе «коробка» - замкнутое пространство, и еж «защищается» от него, боится (сворачивается клубком). Итоговую беседу использую для обобщения и систематизации знаний детей о природе, полученных в процессе наблюдений, опытов, экспериментов, игр и т. д. Примером итоговой беседы может служить обобщающая беседа о времени года, о животных и др.

В своей работе я старалась подбирать также художественные произведения, которые открывают детям новый мир, вызывают интерес ко всему живому, воспитывают любознательность, наблюдательность. Это произведения у К. Ушинского, М. Брилевина, Бианки, Чарушина, Зотова, Сладкова, русские народные сказки и др.

Заучивая стихи, слушая рассказы и сказки, знакомясь с народной мудростью (пословицами, поговорками, загадками, дети быстрее запоминают название животных, их отличительные признаки, повадки.

Это обогащает словарь дошкольника, развивает внимание,память, прививает интерес к наблюдению.

Значение праздников и развлечений как форм экологического образования детей трудно переоценить. Как показывают многие исследования гармоничное становление личности ребенка не возможно без эмоционального отношения к окружающему миру.

В своей работе я использовала и технологию ТРИЗ.

Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!»

В своей работе я использовала темы «Противоречия». Игра «Хорошо-плохо», проблемные ситуации «Игра-обсуждение», «Что - для чего» (различные части животных, для чего нужны, «Что раньше – что потом», фантазирование (предлагала придумать сказку про животное). Игра «Какое животное загадали», сочинение загадок и т. д.

Заключение

Проводя планомерную работу, я добилась следующих результатов: дети научились классифицировать диких и домашних животных, узнавать их по внешнему виду, знают характерные особенности каждого животного, их повадки, особенности питания и приспособления к среде обитания.

Дети знают как определённые животные приспосабливаются к окружающей природе, например : заяц, белка – к зиме меняют шубки, медведь и ёж – уходят в спячку и т. д.

Умеют сравнивать животных в разное время года. Как изменяются и почему. Дети постоянно учатся участвовать в беседе.

Есть положительная динамика и в работе над речью : успешно решается работа над звукопроизношением.

Дети умеют составлять описательные рассказы, обучаю приёмам сочинения загадок и сказок.

Публикации по теме:

Презентация для детей с ОНР «Какие бывают жилища» о жилищах диких животных, птиц, насекомых. В своей презентации "Какие бывают жилища" я знакомлю детей с домиками зверей, птиц, насекомых. Дети в недостаточной степени имеют представления.

Презентация о зверятах Закрепить и систематизировать представления детей о зверях. Формировать представление дошкольников о способах питания животных. Углубить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Система работы по ознакомлению детей среднего дошкольного возраста с животным миром
Опубликовано: 8 марта 2014 в 22:41
+51Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Система работы по ознакомлению детей среднего дошкольного возраста с животным миром» (включая файлы) размещена пользователем ИРИНА АККУРАТНОВА (УИ 109024) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 75.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД