Нина Кудрявцева
Система работы по поликультурному образованию дошкольников.
▼ Скачать + Заказать документы
Начальной ступенью поликультурного образования детей является дошкольная образовательная организация. Именно в детском саду общей основой воспитания и обучения, в соответствии с ФГОС, является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Это происходит при овладении детьми родной русской речью, духовно-нравственном развитии с принятием моральных норм и национальных ценностей.
Публикация «Система работы по поликультурному образованию дошкольников,» размещена в разделах
Мы живем в Смоленской области, регионе, который насыщен культурными и этническими особенностями и детям ежедневно приходится сталкиваться с разнообразными этническими культурами, поэтому нам необходимо формировать личность, обладающую развитым чувством понимания и уважения к другим культурам, умеющим жить в мире и согласии с людьми других культур. В нашем детском саду организация образовательного процесса по реализации задач поликультурного образования строится по принципу интеграции образовательных областей, в нескольких направлениях. Частью нашей образовательной программы является региональный компонент «Знакомство с родным краем». Наша система работы ставит перед собой следующие задачи:
Воспитание уважения к родной семье;
Воспитание бережного отношения к природе;
Воспитание любви к Родине, начиная с деревни, посёлка, города.
Как главный принцип воспитания гражданственности и патриотизма выдвинут принцип культуросообразности, т. е. воспитание должно основываться на культурно-исторических, национальных традициях своей малой родины, региона, где человек родился и живёт.
Основные направления и задачи нравственно-патриотического воспитания детей:
a) Формирование чувств, отношений: любовь и привязанность к родной семье, своим близким, к своему дому, к детскому саду.
b) Формирование представлений:
Освоём родном посёлке, районе, области;
О своей Родине – России;
О необходимости защищать Родину;
О национальной культуре, традициях.
В содержании нашей работы выделено пять тем-блоков:
«Я и моя семья»;
«Мой детский сад»;
«Мой родной посёлок»;
«Наш район и Смоленская область»;
«Наша Родина – Россия».
Все темы повторяются в каждой возрастной группе с учётом особенностей и возможностей восприятия детьми содержания программного материала.
Поставленные задачи реализуются нашими педагогами через такие формы работы, как интегрированные занятия, праздники на основе русского фольклора, семейные посиделки, круглые столы и т. д.
Но в нашем детском саду мы знакомим детей не только с русской культурой, русскими традициями. Также во время НОД мы знакомим старших дошкольников с обычаями и традициями других народов мира: испанцы, мексиканцы, арабы, немцы, индейцы, японцы, чукчи, папуасы и т. д.
В результате нашей работы по поликультурному воспитанию дети стали проявлять уважение к людям разных национальностей, интересуются достопримечательностями не только родного края, но и далеких стран и городов. Дети испытывают чувство гордости за свой народ и его культуру, у них развита устойчивая потребность в общении с представителями разных этнокультур, развиты дружелюбие, отзывчивость, толерантность.
Литература:
1. Ботнарь, В. Д. Воспитание у детей эмоционально положительного отношения к людям ближайшего национального окружения путём приобщения к их этнической культуре /В. Д. Ботнарь, Э. К. Суслова. – М. ,1993 г. – 176 с.
2. Зеленова, Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живём в России. Комплексная система воспитания патриотизма и гражданственности у дошкольников – М. : ТЦ Скрипторий, 2008. – 96 с.
3. Козлова, С. А., Я – человек – М. : Линка – Пресс, 2000 г. – 64 с.
4. Основная общеобразовательная программа МБДОУ «Холм-Жирковский детский сад «Теремок», соответствующая ФГОС в структуре ДО.
5. Суслова, Э. К. Общение с людьми разных национальностей – важнейшее средство интернационального воспитания дошкольников /Э. К. Суслова //Дошкольное воспитание. – 1990. - №6. – с. 22-25.