Система работы по развитию одаренности детей дошкольного возраста

Дарья Маркушева
Система работы по развитию одаренности детей дошкольного возраста

Развитие ранней одаренности детей – залог успешного развития общества.

Одним из самых интересных и загадочных явлений природы является детская одаренность. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к этой проблеме в настоящее время очень актуален. Это объясняется, прежде всего, потребностью общества в творческой личности. Обществу нужны люди с высокой активностью, умениемнестандартномыслить. Ведь наиболее одаренные люди способны внести свой весомый вклад в развитие общества.

Раннее выявление, обучение и воспитание одарённых детей составляет одно из перспективных направлений развития системы образования, одновременно являясь одним из ведущих факторов социализации и творческой самореализации личности.

В своей работе мы ориентируемся на следующее понятие детской одаренности – Одаренность - наличие потенциально высоких способностей у ребенка, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в той или иной деятельности.

Поэтому целью работы нашего учреждения в данном направлении является создание оптимальных условий для максимального развития внутреннего потенциала ребенка и создания «ситуации успеха» для каждого.

В детском саду сложилась система работы по 4 векторам: Их вы видите на слайде

- работа с детьми

- работа с педагогами

- работа с родителями (законными представителями)

- работа с социальными партнерами.

1. Направление работы с детьми включает в себя диагностику и создание условий для развития. В качестве диагностики используем технологию педагогического наблюдения (ежегодно в сентябре и мае). На основе полученных результатов делаются выводы об уровне развития ребенка в том или ином виде деятельности. При этом в мониторинге, в котором 5 –бальная система оценивания мы вводим 6 балл как показатель наличия у ребенка особых склонностей, проявления интереса, способностей. С детьми предшкольного возраста дополнительно проводится анкетирование «Как распознать одарённость» по системе Л. Г. Кузнецовой. Анкету заполняют воспитатель и родитель. Выявленная одаренность фиксируется в индивидуальном образовательном маршруте ребенка, затем планируется деятельность по индивидуальной работе с таким малышом.

По данной системе выделяется 7 видов деятельности,в которых ребенок может проявить себя: Они представлены на слайде

1) Интеллектуальная сфера

2) Сфера академических достижений

3) Сфера художественной деятельности

4) Сфера музыкальной деятельности

5) Сфера театральной деятельности

6) Двигательная сфера

7) Сфера лидерства

На диаграмме, составленной в 2017-2018 учебном году вы видите, как распределись дети по сферам одаренности. Были изучены дети от младшего до подготовительного возраста, и выявлено, что один и тот же ребенок может быть одаренными в нескольких сферах.

По итогам диагностирования планируем работу с детьми. Так, дети с выраженной интеллектуальной одаренностью участвуют в различных видах конкурсов, в том числе и в интернет-конкурсах. В этом году Центр образовательных инициатив (общероссийский организатор)предложил следующие темы: «Подводный мир», «Динозаврики», «Страны и народы мира» и «Мое безопасное лето». В этих конкурсах участвовало в среднем от 18 до 25 воспитанников. Каждый ребенок получил сертификат, в котором отмечено его место в рейтинге по детскому саду, региону и по России. Так, воспитанница 1 подготовительной группы Горохова Таисия заняла 1 место в саду, 5 место в области и 9 место в России в конкурсе «Моё безопасное лето».

Дети-лидеры становятся наставниками для других детей своей группы, а также детей младших групп, как в организованных видах деятельности, так и в свободной деятельности, в том числе игровой. Как правило, такие дети становятся ведущими в сюжетно-ролевых и в подвижных играх. У них формируются навыки владения коллективом, то есть управлять, принимать решения. Такие дети могут в дальнейшем (в школе, в учебном заведении) принимать участие в работе общественных советов, быть лидерами, а в будущем могут выбрать управленческие профессии.

Дети с выраженной художественной одаренностью участвуют в различных конкурсах, в том числе в конкурсах детских рисунков. В районном конкурсе «Золотая осень», который проводила Детская художественная школа, воспитанница подготовительной группы Дарья Фомина заняла 2 место, еще 3 воспитанника получили звание «Юный художник». Воспитанники четырёх групп заняли 1 места в различных номинациях в районном конкурсе стенгазет, посвященном 100-летию пожарной охраны, а также участвовали в районном конкурсе эскизов спичечных коробков. Также воспитанники подготовительной группы Осокин Семен и Егорова Валерия участвовали в областных конкурсах рисунков «История земли Ленинградской» и «Страна Вообразилия». Дети всех возрастов имели возможность проявить свой талант в творческом конкурсе «Дефиле шляпок», приуроченному к Дню Матери, который проводится в детском саду.

Академическую одаренность дети могут проявить в конкурсах проектов «Необычайная экспедиция по новогодним традициям», «Моя любимая сказка». В прошедшем учебном году также дети принимали участие в викторине «Необыкновенные приключения на острове чтения», мастер- классе по творчеству Э. Успенского, познавательном путешествии «Эти удивительные варежки», которые проходили в Детской библиотеке. В центре «ДАР» дети подготовительных групп приняли участие в районном конкурсе «Сказочная мозаика». А воспитанник подготовительной группы Семён Гурьев занял 1 место в районном конкурсе «Древо жизни» в номинации «Лучшая семейная летопись».

Как видно из диаграммы, наиболее выраженные сферы одаренности – музыкальная, спортивная и театральная. Следует отметить, что эти сферы лидировали и в прошлые годы, поэтому по ним в детском саду планируется много мероприятий. Традиционно музыкальный руководитель Ишукова Н. А. проводит 2 музыкальные гостиные в год, на которых дети ближе знакомятся с классической музыкой, а наиболее одаренные дети могут проявить себя в игре на музыкальном инструменте или танце. В музыкальном оркестре под руководством Надежды Алексеевны, каждый ребенок может почувствовать себя настоящим артистом. В этом году на районном конкурсе «Звёздный дождь» наши воспитанники заняли 2 место в номинации «Танец» и 2 место в номинации «Вокал».

Спортивные достижения дети демонстрируют в ежегодных соревнованиях между группами. В районных соревнованиях между садами наш детский сад представляла сборная детей из трёх подготовительных групп. Инструктор по физической культуре Васильева К. В. провела интересное мероприятие «Открытие Олимпийских игр, парад талантов», на которое воспитанники средних, старших и подготовительных групп пришли в форме того вида спорта, которым они занимаются, а также обучили других ребятам некоторым движениям.

И, конечно, подробнее хотелось бы остановиться на развитии театральной одаренности. В нашем саду ежегодно проводится театральный фестиваль «Сказка в гости к нам пришла».Он проходит в 2 этапа: сначала в каждой группе воспитатели ставят собственный спектакль. В этом году в нем принимали участие дети 8 групп. На втором этапе воспитатель, ответственный за работу с одаренными детьми Иванова Наталья Станиславовна, готовит общую театрализованную постановку из наиболее артистичных воспитанников. В прошлом году дети показывали сказку «Путешествие Элли и ее друзей». Сказку посмотрели воспитанники нашего учреждения, также были приглашены воспитанники детского сада №2 «Радуга». Кроме того, театрально одаренные воспитанники подготовительных групп играют роли в музыкальных праздниках для детей групп раннего возраста. В этом году воспитанники шести групп приняли участие в конкурсе чтецов, посвященному Дню Матери. В районном конкурсе стихов «Пожарным посвящается» приняли участие воспитанники 2 младшей, 1 подготовительной и подготовительной группы компенсирующей направленности. А сценка «Путешественники», (воспитанники 2 подготовительной группы Ермолин Макар и Силантьева Арина) заняла 2 место в районном конкурсе «Звёздный дождь».

Таким образом, разнообразие форм работы и мероприятий позволяет каждому ребенку проявить себя в той сфере, которая ближе всего ему, в которой он успешен.

2. Работа с одаренными детьми требует от педагога высокого мастерства, поэтому методическая помощь необходима каждому педагогу, независимо от опыта работы. В годовой план работы включаются мероприятия с педагогами для профессионального совершенствования, методической помощи. В прошлом году интересно прошел «круглый стол» на котором воспитатели делились опытом постановки спектаклей. В этом году был проведен обучающий семинар по заполнению индивидуального образовательного маршрута воспитанников. Только интересующийся, творческий и активный педагог заметит в ребенке ту или иную способность, поэтому педагоги также развивают свои ИКТ-знания на различных семинарах и курсах.

Невозможно развитие детей без наличия креативной развивающей среды.Поэтому в этом году было сделано в этом направлении очень многое: развивающая предметно-пространственная среда пополнилась песочным планшетом, кинетическим песком, большим количеством костюмов для взрослых и детей, развивающими играми, обновлены музыкальные инструменты.

Есть у нас идея: с нового учебного года воплощать развитие инженерных способностей детей с помощью различных видов конструкторов и роботов. Мы стали инновационной площадкой по апробации парциальной программы «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров».

3. Важным условием решения задач активизации потенциальных возможностей ребенка, является взаимодействие детского сада с родителями.

Основной задачей в этом направлении является повышение компетентности родителей по вопросам развития детей дошкольного возраста, активизация родителей по развитию внутреннего потенциала ребенка.

В рамках совместной деятельности педагогов и родителей в нашем детском саду проводятся такие мероприятия:

• Реализация различных проектов

• Спортивные соревнования

• Музыкальные театрализованные праздники

• Совместные выставки детско-родительского творчества.

Все перечисленные формы работы позволяют создавать наиболее комфортные условия для выявления и раскрытия индивидуальности в развитии каждого ребенка.

4. В работе с одаренными детьми важную роль играет взаимодействие с социальными партнерами. И ведущую роль занимает центр внешкольной работы «Дар». Ежегодно в соответствии с планом работы центра мы составляем план участия в мероприятиях. Чтобы представить участников на районный уровень, мы организуем отборочный этап внутри учреждения. И стараемся привлечь к участию всех воспитанников.

Детский центр эстетического развития, детская библиотека, хоккейный клуб «Форвард», футбольный клуб «Славатор», студия «Домовушка», краеведческий музей дают детям возможность попробовать себя в разных видах деятельности и выбрать ту, которая будет по душе. Нередко, посетив эти учреждения с группой, воспитатели советуют родителям отдать ребенка в тот или иной кружок или секцию, тем самым помогая перевести увлечение в дополнительную занятость ребенка. Часто родители прислушиваются к этим рекомендациям. На слайде вы видите процент одаренных детей, охваченных дополнительным образованием.

В заключении хочется отметить, что воспитатель, развивающий креативность у детей, проходит через сложный, а подчас и длительный процесс создания условий, необходимых для успешного развития внутреннего потенциала ребенка.Наибольшее значение из которых имеют: 1) восприятие ребёнка как личности, вне зависимости оттого, что и как он делает, безусловное уважение и принятие его таким, какой он есть; 2) внимательное и чуткое отношение ко всем проявлениям творческой активности дошкольника; 3) предоставление ребёнку психологической свободы: свободы выбора, свободы в выражении своих чувств и переживаний, в возможности самому принимать решения; 4) повышение и укрепление самооценки дошкольников; 5) организация креативной воспитательно-образовательной среды ДОУ.

Именно такая системная работа позволяет нам гордиться успехами наших выпускников.В детском саду есть 2 альбома: «Наш золотой фонд» и «Старт начинается с первого шага малыша», которые рассказывают о «звёздочках» нашего учреждения. Эти альбомы позволяют малышам взять пример с активных, целеустремленных и умных ребят, а педагогам с ностальгией и гордостью вспомнить своих выпускников и почувствовать причастность к их выбору и успехам.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Система работы по формированию правил безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста С каждым годом растет и хорошеет наш город. Много в нем широких, красивых магистралей — улиц, проспектов. Огромен и нескончаем поток транспорта.

Система диагностики одаренности ребенка в различных сферах в условиях ДОУ Система диагностики одаренности ребенка в различных сферах в условиях ДОУ Выявление особенностей основных компонентов детской одаренности.

Опыт работы по математическому развитию детей дошкольного возраста «Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир». Задача воспитателей и родителей.

Консультация для родителей «Легоконструирование — фактор развития одаренности детей дошкольного возраста» Применяя конструктор, мы ставим перед воспитанниками понятные, простые и увлекательные задачи, достигая которых они, сами того не замечая,.

Развитие одаренности у детей старшего дошкольного возраста в условиях использования метода проектов Краткая аннотация проекта Актуальность: Каких детей называют одарёнными? Как происходит их дальнейшее развитие? Что можно сделать для их.

Система работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста Система работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается.

Система работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством различных видов деятельности Содержание 1. Введение 2. Теоретические основы 2.1 Что такое мелкая моторика и почему она так важна для детей 2.2 Взаимосвязь головного.

Система работы по выявлению и развитию способностей детей Цель: выявление и развитие способностей воспитанников. Планируемые результаты: создание базы данных детей с разными способностями;.

Система работы во второй группе младшего дошкольного возраста по организации сюжетной игры Игра является основным видом деятельности детей, а так же формой организации детской деятельности. Игра является сквозным механизмом развития.

Система работы воспитателя по художественно-эстетическому развитию детей Система работы воспитателя по художественно- эстетическому развитию детей. Ключевая роль детского сада – создание условий для формирования.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Космос
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
Автор публикации:
Система работы по развитию одаренности детей дошкольного возраста
Опубликовано: 19 декабря 2018 в 14:53
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 мая. День защиты природы от мусора на МААМ

Важной экологической теме посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой интересных игр и занятий, чтобы объяснить детям, что такое мусор, как он вредит нашей планете и...

12 мая. День будущих врачей на МААМ

12 мая вот уже почти шестьдесят лет отмечается Международный день медицинской сестры. Предлагаем воспользоваться этим поводом для того, чтобы посвятить тематический день основным медицинским профессиям....


Горячие темочки