Папки-передвижки

Система работы по развитию вокально-певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста

Нина Елькина
Система работы по развитию вокально-певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Система работы по развитию вокально-певческих навыков

у детей старшего дошкольного возраста

Каждый человек, родившись, получает от матушки – природы драгоценный и великий дар особого качества – музыкальный инструмент – голос. Некоторые педагоги считают, что именно голос способен стать основой, фундаментом всей музыкальной культуры человека в будущем. Необходимо лишь научиться правильно владеть этим инструментом.

Публикация «Система работы по развитию вокально-певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Развитие детского голоса и его совершенствование зависит не только от разнообразных методических приёмов, но и от знаний, которые я даю детям о певческом процессе (чистота интонирования, звукообразование, ансамблевое пение, дикция, дыхание). Но эти знания сами по себе не могут обеспечить красивое звучание голоса. Нужны специальные и длительные упражнения, чтобы знания перешли в необходимые умения, которые после неоднократных повторений становятся навыками. К простейшим певческим навыкам относятся такие как : звукообразование, правильное дыхание, хорошая дикция, чистота интонации, чувство ансамбля. Все певческие навыки тесно связаны между собой и должны развиваться у детей в системе.

Во время пения уделяю большое внимание формированию правильной осанки, использую образное сравнение: «Вы сегодня стройные берёзоньки!», или «Стоим (сидим) прямо, как берёзки». Слова подкрепляю своим показом или демонстрирую иллюстрацию.

Большое значение в правильной подготовке к пению придаю различным гимнастикам:

• артикуляционная гимнастика способствует активному задействованию лицевой мускулатуры, её разогреву;

• дыхательная гимнастика - развитию и укреплению лёгких и диафрагмы.

Дыхательную гимнастику мы выполняем стоя или сидя, в зависимости от состояния и настроения детей, но обязательно сохраняя осанку (развёрнутые плечи, прямая спина, подобранный живот).

Показываю и объясняю детям, как нужно брать дыхание, чтобы они прочувствовали и поняли, что без правильного дыхания песня будет звучать глухо и некрасиво.

В своей работе я использую следующие упражнения дыхательной гимнастики.

• Согреть дыханием замёрзшие на морозе руки, удивиться и сказать «Ах!», будто на ваших глазах распускаются цветы.

• Подуть на горячий суп.

• Положить руки на воображаемый подоконник, где много-много пыли и сдуть пыль до единой пылинки.

• Произнести звук Ш-Ш-Ш-Ш, постепенно набирая темп, разгоняясь как паровоз.

• Поворачивая голову то влево, то вправо (будто маятник часов, через нос вдыхать и выдыхать на каждый поворот головы (вдох и выдох).

• Закидывая слегка голову назад и затем, опуская голову вниз (подобно работе насоса, делать вдох и выдох на каждое движение головы.

• Сделать короткий вдох и «закрыть дыхание на замочек» (предварительно выдохнув, будто устали или расстроились).

• Вздохнуть, произнести звонко и удивлё нно:

Ой! Ой!

• Вздохнуть, произнести плаксиво, жалобно:

Ой! Ой! Ой!

• Вздохнуть, произнести лукаво:

Ой,ой,ой! Ой,ой,ой! Ой,ой,ой,ой,ой,ой,ой!

Произнести детскую считалочку: «Как на горке, на пригорке стоят тридцать три Егорки», вздохнуть и на выдохе просчитать: «Раз Егорка, два Егорка …» и так до полного выдоха.

Пение на слоги: лю, лё, ри.

• Снятие гласной с выдохом.

Звукообразование предполагает, прежде всего, качество звука. Дети должны петь легко, без крика и напряжения, высоким светлым звуком. Начинаем пение с примарных звуков (ре-ми1) с закрытым ртом, (тянем звук «мм, зубы при этом разжаты, мягкое небо чуть приподнято в лёгком «зевке», прошу детей представить, что во рту находится «горячая картошка», звук посылается к зубкам и дети должны ощутить вибрацию звука. Обычно они высказываются: «Нашим губкам щекотно». Если звук образуется правильно, то ребёнок почувствует вибрацию в области носозубного резонатора, щекотание на губах, дрожание крыльев носа. На занятиях использую разнообразные приёмы вибрационного массажа.

Со звукообразованием тесно связано такое качество звука, как кантиленность (напевность) – основной вокально-технический навык голосообразования. Кантиленное пение неразрывно связано с длительным, равномерным, правильно организованным выдохом. Для обучения детей напевному звучанию я выбираю песни в умеренном и спокойных темпах. Обращаю внимание на окончание музыкальных фраз. Поэтому упражнения на легато с постепенно удлиняющимися музыкальными фразами хорошо развивают певческое дыхание. Очень хорош такой приё м: «Тянем длинную ниточку на звуки А-О-У», или со словами: «Ма-ма, ма-ма, ма-мо-чка, я те-бя лю-блю-у-у-у». Протяжность в пении зависит от большого количества гласных в тексте песни. Детям объясняю, что гласные звуки (А-Э-И-О-У) очень певучие, поэтому их не нужно пропевать небрежно, они как ручейки сливаются все вместе плавно и образуют речку – песенку. Детям очень нравятся образные сравнения. Простое пропевание гласных звуков, благодаря образному тексту помогает детям ощутить плавность звучания. В закреплении навыка кантиленности я использую традиционные виды распеваний.

Протяжность и напевность в пении, конечно же, зависит от правильно взятого дыхания. Объясняю детям: «Вдохните так, как будто вы нюхаете ароматный цветочек, задержите ненадолго дыхание, «потяните» мягко звук и «снимите» его так, как будто ставите точку в конце предложения, при этом не поднимайте плечики и не тяните шейку». На занятиях я стараюсь использовать разнообразные приёмы, которые помогают детям правильно брать дыхание (см. выше).

Для хорошего звукообразования большое значение имеет правильное произношение гласных и согласных – дикция. Чёткость дикции зависит от активности органов артикуляции (нижней челюсти, губ, языка, мягкого нёба, гортани). Детям необходимо напоминать, что на гласных звуках необходимо широко раскрывать рот и следить, чтобы нижняя челюсть была подвижна. Подвижность артикуляционного аппарата вызывает активизацию дыхательной мускулатуры.

Для развития гибкости и подвижности артикуляционного аппарата я использую скороговорки. Скорость чередования различных звуков в скороговорках регулирует темп артикуляционного движения мышц (подвижность щёк, губ, языка, улучшает звукопроизношение отдельных букв, выправляет речь. Скороговорки очень любимы детьми, особенно если они имеют элемент юмора и связаны с реальной жизнью детей. Одна из таких скороговорок, которая пользуется большой популярностью у детей «Телефон».

Две коробки из-под спичек ниткою связал Антон,

Получился необычный, сверхмодерный телефон.

Бросил он одну коробку на балкон к моим ногам,

А в другую очень громко закричал: «Алло, кто там?»

Работая над песней, педагог всегда должен помнить, что разучивание её с детьми – не самоцель, а средство решения главной задачи, состоящей в воспитании вокально-слуховых навыков, в полноценном, гармоничном развитии всех, в том числе музыкальных способностей.

В любой песне очень важна интонация, этому я уделяю особое внимание. Объясняю детям: «Если прозвучит в песне хоть один неверный «грязный» звук, который вы небрежно споёте, то песня расстроится, ей станет грустно, оттого что её никто не услышит такой красивой, какой её написал композитор». Этот приём помогает детям бережнее относиться к песне, вслушиваясь в красоту её мелодии, верно исполняя её.

Эффективным является приём – показ ладонью соотношения звуков по высоте. Дети показывают направление движения мелодии рукой, рисуя ладонью в воздухе (поступенно, зигзагами, скачками).

Интонация и ритм неразрывно связаны между собой и являются основой любой песни. И поэтому, работая над интонацией, важно помнить и о ритмической основе песни. Эмоциональное ощущение выразительности ритма помогает лучше понять музыкальный образ песни.

Я много внимания уделяю воспитанию у детей чувства ритма. Мне, представляется целесообразным, подвести ребёнка к понятиям о длительностях на попевках, где имеются четверти и восьмые. Перед детьми должно чётко выступать ритмическое оформление мелодии. В последующем, приобретая определённый опыт, дети самостоятельно придумывают ритмические рисунки, которые могут быть довольно сложными. Например: синкопированный, пунктирный, тем самым расширяют круг ритмических представлений. Полученные новые знания закрепляются на занятиях ритмическими хлопками, щелчками, притопами; при помощи шумовых инструментов: бубен, погремушка, деревянные палочки, ложки, румба, маракас, самодельные шумовые инструменты.

Одной из сложных задач в пении является умение пения без сопровождения (а капелла). Стараюсь во время разучивания песни подыгрывать только мелодию, используя синтезатор с певучими музыкальными инструментами (скрипка, гармоника, далее с полным сопровождением, затем без инструмента вместе с голосом педагога, и только затем предлагаю исполнить детям песню или попевку самостоятельно. Пение без сопровождения даёт возможность яснее услышать ребёнку свой голос и голос стоящего рядом, таким образом, у детей развивается чувство самоконтроля, формируется умение петь самостоятельно.

На занятиях я использую приём дирижирования. При этом роль дирижёра с удовольствием выполняют сами дети. Известно, что когда человек учит, он гораздо быстрее обучается сам. Кроме того, самостоятельное дирижирование повышает самооценку детей и опять же даёт уверенность в себе.

Дирижирование также помогает стройности детского пения (ансамблю) С помощью дирижё рских жестов музыкального руководителя или воспитателя дети научились определять: сильный взмах – громкое звучание, слабый – тихое; начало и конец фразы, начало и окончание пения. Также жестом обозначаю задержку звука, паузы, изменение темпа, высоты мелодии, ритмический рисунок песни. При помощи таких приёмов добиваюсь слаженного пения, т. е. ансамбля.

Особое внимание обращаю на момент вступления, показываю, как «мягко» должны пропеваться окончания музыкальных фраз. Объясняю и показываю на собственном примере, что вдох должен быть быстрым и глубоким, а выдох медленным. Дыхание в песне берётся после музыкального вступления, то есть перед началом пения и между фразами, а не посередине слова. Хорошо организует ансамблевое звучание настройка на одном звуке (унисоне, а также воспитывает навык цепного дыхания.

Вокальная работа, проведённая над песней (над её элементами) делает её ярче, интереснее. А главное, голосовой аппарат ребёнка крепнет, а сам он становится музыкальнее. Негромкий серебристый звук детского голоса характеризует его эстетический эталон. И к его достижению необходимо стремиться в певческой практике.

Хорошая песня развивает и воспитывает ребёнка, она источник интереса к музыкальной деятельности, в которой формируются вокально-певческие навыки и умения.

Публикации по теме:

Анкета для воспитателей ДОУ Анкета для воспитателей ДОУ по изучению проблемы развития эмоциональной отзывчивости средствами природы у детей старшего дошкольного возраста.

Индивидуальная работа с детьми по музыке.Индивидуальная работа с детьми по музыке. Индивидуальная работа с детьми по музыке. Детский голос – самый первый и самый прекрасный музыкальный инструмент. Пение – это спутник эмоций.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Система работы по развитию вокально-певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 16 января 2014 в 03:47
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Система работы по развитию вокально-певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Нина Елькина (УИ 178650) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД