Система средств к технологической ситуации «Построение партнёрских взаимоотношений между семьёй и ДОО»

Юлия Шабашова
Система средств к технологической ситуации «Построение партнёрских взаимоотношений между семьёй и ДОО»

2. Поисковое пространство.

2.2. Семинар-практикум для педагогов «Общение педагогов с родителями»

Занятие 3 «Когда душа с душою говорит»

Цель занятия: развитие навыков непроизвольного, непринужденного общения, эмпатии, более точного восприятия партнеров по общению.

Диагностика: оценка способности педагога к эмпатии (Т. Н. Оганесян)

Инструкция

Опросник содержит шесть диагностических шкал эмпатии, выражающих отношение к родителям, животным, старикам, детям, героям художественных произведений, незнакомым и малознакомым людям. В опроснике 36 утверждений, по каждому из которых испытуемый должен оценить, в какой мере он с ними согласен или не согласен, используя шесть вариантов ответов: «не знаю», «никогда» или «нет», «иногда», «часто», «почти всегда», «всегда» или «да». Каждому варианту ответа соответствует числовое значение.

Предлагаем Вам несколько утверждений. Ваши ответы не будут расцениваться как хорошие или плохие, поэтому просим проявить откровенность. Над утверждениями не стоит долго раздумывать. Достоверные ответы те, которые первыми пришли в голову. Прочитав в опроснике утверждение, в соответствии с его номером отметьте в ответном листе Ваше мнение по одной из шести градаций: «не знаю», «никогда» или «нет», «иногда», «часто», «почти всегда», «всегда» или «да». Ни одно из утверждений пропускать нельзя.

1. Мне больше нравятся книги о путешествиях, чем из серии «Жизнь замечательных людей».

2. Взрослых детей раздражает забота родителей.

3. Мне нравится размышлять о причинах успехов и неудач других людей.

4. Среди всех музыкальных телепередач предпочитаю «Современные ритмы».

5. Чрезмерную раздражительность и несправедливые упреки больного надо терпеть, даже если они продолжаются годами.

6. Больному человеку можно помочь даже словом.

7. Посторонним людям не следует вмешиваться в конфликт между двумя людьми.

8. Старые люди, как правило, обидчивы без причин.

9. Когда в детстве слушал (а) грустную историю, на глаза наворачивались слезы.

10. Раздраженное состояние родителей влияет на мое настроение.

11. Я равнодушен к критике в мой адрес.

12. Мне больше правится рассматривать портреты, чем картины с пейзажами.

13. Я всегда все прощал (а) родителям, даже если они были не правы.

14. Если лошадь плохо тянет, то ее нужно хлестать.

15. Когда я читаю о драматических событиях в жизни людей, то чувствую, словно это происходит со мной.

16. Родители относятся к своим детям справедливо.

17. Видя ссорящихся подростков или взрослых, я вмешиваюсь.

18. Я не обращаю внимания на плохое настроение своих родителей.

19. Я подолгу наблюдаю за поведением животных, откладывая

другие дела.

20. Фильмы и книги могут вызвать слезы только у несерьезных

людей.

21. Мне нравится наблюдать за выражением лиц и поведением

незнакомых людей.

22. В детстве я приводил домой бездомных кошек и собак.

23. Все люди необоснованно озлоблены.

24. Глядя на постороннего человека, мне хочется угадать, как сложится его жизнь.

25. В детстве младшие по возрасту ходили за мной по пятам.

26. Видя покалеченного животного, я стараюсь ему чем-то помочь.

27. Человеку станет легче, если внимательно выслушать его жалобы.

28. Увидев уличное происшествие, я стараюсь не попадать в число свидетелей.

29. Младшим нравится, когда я предлагаю им идею или развлечение.

30. Люди преувеличивают способность животных чувствовать настроение своего хозяина.

31. Из затруднительной конфликтной ситуации человек должен выходить самостоятельно.

32. Если ребенок плачет, на то есть свои причины.

33. Молодежь должна всегда удовлетворять любые просьбы и чудачества стариков.

34. Мне в школе хотелось разобраться, почему некоторые мои одноклассники задумчивы.

35. Беспризорных домашних животных следует отлавливать и уничтожать.

36. Если мои друзья начинают обсуждать со мной свои личные проблемы, я стараюсь перевести разговор на другую тему.

Определение достоверности данных: необходимо подсчитать, сколько ответов определенного типа дано на указанные номера утверждений опросника: «не знаю» - 2, 4, 16, 18, 33; «всегда» или «да» - 2, 7, 11, 13, 16, 18, 23. Кроме того, следует выявить, сколько раз ответ типа «всегда» или «да» получен на оба утверждения в следующих парах: 7 и 17, 10 и 18, 17 и 31, 22 и 35, 34 и 36; сколько раз ответ типа «всегда» или «да» получен для одного из утверждений, а типа «никогда» или «нет» для другого в парах 3 и 36, 1 и 3, 17 и 28.

После этого суммируются результаты отдельных подсчетов. Если общая сумма 5 или более, то результат исследования не достоверен; при сумме, равной 4, - результат сомнителен; если же сумма не более 3 - результат исследования может быть признан достоверным.

При недостоверных и сомнительных результатах целесообразно, если это возможно, выяснить причины отношения испытуемого к исследованию. Следует иметь в виду, что недостоверные результаты могут быть обусловлены, помимо нежелания обследоваться или стремления преднамеренно давать противоречивые неискренние ответы, например, нарушением развития некоторых психических функций, а также социальным инфантилизмом.

При достоверных результатах исследования дальнейшая обработка данных направлена на получение количественных показателей эмпатии и ее уровня.

Единая метрическая униполярная шкала интервалов позволяет, пользуясь ключом-дешифратором, получить характеристику эмпатии на основании данных, которые представляют все диагностические шкалы и дают характеристику отдельных составляющих эмпатии (см. табл. 1).

С помощью табл. 2 на основании полученных балльных оценок диагностируется уровень эмпатии по каждой из составных и в целом по всему тесту.

Таблица 1

Диагностические шкалы

Номер шкалы Название шкалы эмпатии Номер утверждения

1 С родителями 10, 13, 16

2 С животными 19, 22, 25

3 Со стариками 2, 5, 8

4 С детьми 26, 29, 35

5 С героями художественных произведений 9, 12, 15

6 С незнакомыми или малознакомыми людьми 21, 24, 27

Результат соотносится со шкалой развитости эмпатичных тенденций.

Таблица 2

Уровни эмпатии

Уровень Количество баллов по шкалам Количество баллов в целом

Очень высокий 15 82-90

Высокий 13-14 63-81

Средний 5-12 37-62

Низкий 2-4 12-36

Очень низкий 0-1 5-11

Упражнение 1. «Приглашение»

Цель упражнения: развитие способности восприятия партнера по общению.

Процедура выполнения

Участникам нужно разбиться на пары и внутри пары распределить роли «воспитатель» и «родитель», сесть напротив друг друга. Разговаривать и обмениваться знаками запрещено.

Родителю передают неполную информацию о том, что в группе готовится какое-то мероприятие. Форму мероприятия и время необходимо угадать ему самому, написав об этом в записке. «Воспитатель» должен написать свой вариант.

Отмечаются пары, которые написали приблизительно одинаковый текст.

Анализ упражнения

1. Что было для Вас сложнее: передать информацию или воспринять ее?

2. Насколько Вам удавалось прочувствовать передаваемую партнером информацию?

Упражнение 2. «Разведка»

Цель упражнения: развитие непроизвольности в общении.

Процедура выполнения

Игра проводится в форме диалога между двумя участниками. Допускается одновременное участие любого количества пар. Каждый участник получает записку с заданием выяснить что-либо у партнера (например, есть ли у ребенка любимая игрушка, почему ребенок пришел расстроенный, сдадут ли деньги на театр и т. д.). Он должен, не допуская, чтобы партнер узнал задание, получить ответ на интересующий его вопрос и, кроме того, узнать мнение о нем партнера. Игра проводится в течение 5 минут. Оценивается степень непринужденности беседы.

Анализ упражнения

1. Насколько легким или сложным показалось Вам это упражнение?

2. Удалось ли Вам получить необходимую информацию?

3. Смогли ли Вы прочувствовать, какую информацию пытается получить у Вас партнер?

Упражнение 3. «Кто эта маска?»

Цель упражнения: развитие умения производить впечатление в соответствии с выбранным образом и восприятие.

Процедура выполнения

Педагогам предлагается разыграть образы родителей. В качестве образов для инсценирования предлагается ряд вариантов: родитель «рубаха-парень», «вечно недовольный», «сомневающийся».

Группа педагогов делится на две равные подгруппы: одни выполняют роль зрителей (их задача - разгадать образ, другие - актеров (их задача: создать понятный образ). На подготовку группе «актеров» отводится 5 минут. Они покидают помещение, а затем по одному возвращаются и демонстрируют заданный образ. На демонстрацию образа отводится 1 минута. Зрители могут задавать вопросы при затруднении с раскрытием образа. В конце упражнения зрителями выставляется оценка актерам по 5-балльной шкале. Затем группы меняются ролями.

Анализ упражнения

1. Что было для Вас проще: создать образ или угадать его?

2. Появились ли у Вас какие-то ассоциации, воспоминания в связи с наблюдением того или иного образа?

3. Способны ли Вы с первого взгляда определить внутреннюю роль партнера по общению?

Рефлексия занятия

Педагогам предлагается образным выражением передать эмоции, испытываемые ими в начале и конце занятия. Возможно использование метафор, поэтических строк.

Публикации по теме:

Семинар с педагогами «Теория ТРИЗ-технологий» Цель семинара Создание условий для инновационного процесса в ДОУ, повышения качества образования и уровня изобретений за счет использования.

Семинар «Уроки безопасности» В ноябре 2012 года, В нашем Детском саду №19 "Чебурашка", прошёл семинар-практикум "Уроки безопасности". Цель. Обмен опытом работы с дошкольными.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Спорт и физкультура
Автор публикации:
Система средств к технологической ситуации «Построение партнёрских взаимоотношений между семьёй и ДОО»
Опубликовано: 6 января 2015 в 13:27
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 октября. Литературный праздник «День белых журавлей»

Белый журавль в преданиях многих народов является символом вечной жизни, её победы над смертью. Эта птица издавна представляется людям разных стран как посланник небес, как посредник между землёй и...

22 октября. День городецкой росписи на МААМ

Городецкая роспись – это цветы, орнаменты, узоры и сюжеты, в которых хочется разглядывать мельчайшую деталь. Теперь уже не узнать, кто первым придумал расписывать таким образом деревянные изделия, но идея...

Фотоотчет о проведении осенней выставки в детском саду
Выставка детско-родительских работ «Осенняя фантазия»Подготовили:Ожева Н. Н, ПрилепкоЕ. А( Младшая группа. Для поделок щедро осень Нам с деревьев шишки...
Фотозарисовки с музея-заповедника Херсонеса Таврического
Доброго времени суток всем, кто заглянул на мою страничку. Город-герой Севастополь бережно хранит свою богатейшую историю и отличается своим неповторимым...
Конспект музейного занятия в старшей группе «Золотая хохлома», приуроченного ко Дню...
Конспект музейного занятия в старшей группе на тему: «Золотая хохлома». Цель: Развитие интереса детей к народному декоративно - прикладному искусству;...