Папки-передвижки

Ситуативные разговоры с детьми

Лилит Королькова
Ситуативные разговоры с детьми
▼ Скачать + Заказать документы

Ситуативные разговоры с детьми.

С. Л. Рубинштейн говорил, что «Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с противоречия. Проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс. В проблеме имеются неизвестные, как бы незаполненные места. Для их заполнения, для превращения неизвестного в известное, необходимы соответствующие знания и способы деятельности, которые у человека поначалу отсутствуют». Проблемная ситуация–это такая ситуация, при которой ребенок хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать. Проблемная ситуация возникает, когда педагог преднамеренно сталкивает жизненные представления детей (или достигнутый ими уровень) с научными фактами, объяснить которые они не могут-не хватает знаний, жизненного опыта. Основная цель создания проблемных ситуаций заключается в осознании и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности педагога и детей, при оптимальной самостоятельности дошкольников и под общим направляющим руководством воспитателя. Проблемная ситуация, предлагаемая взрослым, должна находиться в «зоне его ближайшего развития». Т. е., ребенок сможет ее разрешить только на грани своих возможностей, при максимальной активации своего интеллектуального и творческого потенциала. Обучение в зоне ближайшего развития осуществляется в проблемной ситуации, с которой ребенок справится благодаря помощи взрослого. Именно проблемная ситуация, по мнению психологов, составляет необходимую закономерность творческого мышления. Противоречие –основное звено проблемной ситуации. Противоречие это положение, при котором одно исключает другое, несовместимое с ним, противоположное ему.

Публикация «Ситуативные разговоры с детьми» размещена в разделах

Ситуативный разговор – специально проектируемая педагогом или возникающая спонтанно форма общения, направленная на формирование коммуникативных способностей.

Принципиально важно подчеркнуть необходимость целостного подхода к формированию диалогической речи и недопустимость сведения задач ситуативного разговора только к освоению вопросно-ответной формы. Полноценный диалог немыслим без установления диалогических отношений, формирования активной ответной позиции, партнерских отношений.

Ситуативные разговоры могут возникать естественно – воспитателю важно увидеть их и, не нарушая деятельности детей, использовать для решения воспитательных, обучающих, развивающих задач. В каждой ситуации перед детьми возникает та или иная проблема, требующая решения. Воспитатель направляет детей на поиски ее решения, помогает приобрести новый опыт, активизирует самостоятельность, поддерживает положительный эмоциональный настрой. Во время участия в ситуативном разговоре у ребенка совершается сложный мыслительный процесс припоминания, суждения, умозаключения, обобщений. От ребенка требуется непрерывная умственная активность: надо внимательно слушать, соображать и достаточно быстро отвечать. Вместе с тем совместное участие сверстников в ситуации связано и со способностью к известной сдержанности: уметь внимательно слушать других; воздерживаться от высказываний, пока говорят другие; удерживать в памяти то, что хотел сказать, – все это, несомненно, нелегко для ребенка дошкольного возраста.

Особенности ситуативного разговора как формы работы с детьми :

• участие в ситуативном разговоре (добровольное, основанное на интересе детей);

• позиция взрослого как партнера по общению;

изменение стиля взаимоотношений педагога и детей: взрослый уважает право ребенка на инициативу, его желание говорить на интересующие его темы, уходить от неприятных ситуаций;

• планируется и организуется воспитателем в любое время в режиме дня, чаще всего утром, вечером или во время прогулки;

• длительность ситуативного разговора от 3–5 до 10 мин в зависимости от возраста детей;

• предполагается участие небольшой подгруппы детей (от трех до восьми) в зависимости от их желания и особенностей содержания ситуативного разговора.

Технология проведения ситуативного разговора.

Ситуативный разговор как нетрадиционная форма речевой работы представляет для воспитателя некоторые трудности, так как имеет свои специфические особенности, связанные с поставленными задачами, содержанием деятельности.

Ситуативный разговор строится на непрерывной мобилизации детского внимания, активного участия, открытого общения. Для некоторых детей участие в коллективном обсуждении ситуации требует определенного волевого усилия: преодолеть робость, застенчивость и высказаться в присутствии других. Воспитателю нужно хорошо продумать логическую структуру ситуативного разговора : последовательно расположить весь материал, преподносимый детям; подготовить соответствующие вопросы и объяснения, наглядный материал, уточняющий отдельные моменты ситуации и позволяющий сконцентрировать внимание детей. Кроме этого, педагогу необходимо знать индивидуальные особенности детей и дифференцированно подключать их к активному участию в ситуации общения.

Ситуативные разговоры могут быть реально-практическими и игровыми. Соотношение игровых и реально-практических ситуаций в процессе обучения зависит от возраста детей.

При организации ситуаций педагог чаще всего «идет от детей», т. е. подмечает их в детской деятельности. Например, в младшей группе целесообразно проводить ситуативный разговор, побуждающий ребенка искать и устранять причину, мешающую ему действовать и лежащую на поверхности (например, что-то мешает открыть или закрыть дверь). В старшем дошкольном возрасте специально планируемыми ситуативными разговорами могут быть игры викторины: «Из какой сказки эти вещи», «Магазин волшебных вещей».

• Структурные компоненты режимного момента

(на примере организации прогулки, питания, сна)

Подготовка к прогулке

(структурный компонент организации прогулки)

Направление деятельности.

Развитие самостоятельности в выполнении правил сбора на прогулку.

Задачи.

Формировать представления о правилах сбора на прогулку, развивать умения самостоятельно выполнять действия, предусмотренные правилами:

• наводить порядок в группе и развивающих центрах (убирать игрушки и пособия, аккуратно и красиво ставить стулья к столам) («Познание», «Труд», «Социализация»,

«Безопасность», «Художественное творчество»);

• посещать туалетную комнату, мыть руки после туалета («Здоровье»,

«Социализация»);

• одеваться по погоде, в определенной последовательности, аккуратно, в общем ритме, не мешая соседям («Здоровье», «Социализация», «Безопасность», «Познание»);

• при необходимости обращаться с просьбой о помощи, оказывать помощь сверстникам («Коммуникация», «Социализация»);

• по окончании одевания аккуратно закрывать дверцу шкафчика, ожидать других детей («Безопасность», «Труд», «Социализация»);

• участвовать в подготовке и выносе материала, необходимого для прогулки («Коммуникация», «Социализация», «Труд»);

• спокойно выходить на прогулку, придерживать дверь при закрывании, заботиться о безопасности сверстников («Безопасность», «Здоровье», «Коммуникация»,

«Социализация», «Труд»).

Формы, методы, приемы.

Напоминание, ситуативный разговор, поддержка, положительная оценка, поощрение, помощь, обращение к ребенку с просьбой об оказании помощи сверстнику, образец этически ценного поведения по отношению друг к другу, похвала — одобрение, выражение педагогом своих чувств, связанных с проявлением детьми опрятности, аккуратности, а также доброжелательности, стремления помочь, озвучивание чувств детей, рассказ, проговаривание потешек, стихов, загадок.

Планируемые результаты (достижения ребенка).

Ребенок опрятен, аккуратен, заботится о состоянии вещей, одежды, соблюдает порядок в шкафчике и раздевальной.

Ребенок внимателен к нуждам и потребностям окружающих, способен в приветливой доброжелательной форме обратиться к сверстникам с просьбой о помощи, доброжелательно ответить на просьбу, по собственной инициативе оказать помощь.

Дежурство

(структурный компонент организации питания)

Направление деятельности.

Формирование представлений о дежурстве как проявлении заботы о других людях. Развитие умений готовить обеденную зону к приему пищи.

Задачи.

Формировать представления о подготовке к дежурству по столовой (культурно- гигиенические навыки, внешний вид) («Здоровье», «Социализация»).

Развивать представления о необходимости соблюдения правил безопасности при подготовке столов и стульев, а также сервировки столов к приему пищи («Познание»,

«Безопасность»).

Формировать представления о меню, этикетных формах сервировки стола в соответствии с меню, развивать умения правильно и красиво сервировать обеденный стол («Познание», «Труд», «Безопасность», «Социализация»).

Развивать математические и конструктивные способности (навыки счета, соблюдение симметричности в организации пространства стола) («Познание»).

Формировать чувство ответственности за подготовку обеденной зоны к приему пищи («Социализация»).

Формы, методы, приемы.

Действия по словесному указанию, образец, поручения и задания, положительная педагогическая оценка.

Планируемые результаты (достижения ребенка).

Ребенок понимает значение своего труда для окружающих, проявляет заботу о сверстниках.

Ребенок способен к самоконтролю, проявляет ответственность за создание благоприятной обстановки для приема пищи.

Дежурство – дело ответственное

Прием пищи

(структурный компонент организации питания)

Направление деятельности. Формирование культуры питания. Задачи.

Формировать представления детей о необходимости спокойного, неторопливого приема пищи, тщательного ее пережевывания («Здоровье», «Безопасность»).

Развивать представления о полезности блюд, технологии их приготовления, влияния питания на физическое состояние и здоровье человека («Познание», «Здоровье», Физическая культура»); об этикетных нормах и правилах поведения за столом («Познание», «Социализация»).

Формировать навыки безопасного и культурного поведения во время приема пищи («Безопасность», «Социализация», «Коммуникация»).

Развивать умения замечать красоту сервировки стола, оформления блюд, внешнего вида (дежурного, помощника воспитателя, детей, умения поддерживать порядок на столе («Социализация», «Труд»).

Формировать чувство благодарности повару, помощнику воспитателя, машинисту по стирке белья, дежурному («Социализация», «Труд»).

Формы, методы, приемы.

Презентация меню, сообщение, выражение положительных эмоций, положительная педагогическая оценка, ситуативный разговор.

Планируемые результаты (достижения ребенка).

Ребенок понимает необходимость выполнения культурно-гигиенических процедур, контролирует качество самообслуживания.

Ребенок проявляет навыки культурного поведения во время приема пищи, поддерживает порядок на столе.

Ребенок активно проявляет внимание, чувство благодарности и признательности за труд сверстников и взрослых.

Сон

(структурный компонент организации сна)

Направление деятельности.

Создание детям индивидуального комфорта в постели, проявление заботы об их эмоциональном благополучии в процессе сна.

Формирование бережного отношения к спящему человеку.

Задачи.

Формировать умение принимать удобную позу, расслабляться в постели («Здоровье», «Физическая культура»).

Развивать представления о возможных причинах пробуждения (жажда, витальные потребности, ощущения холода или жары, страшный сон, завершение периода сна, адекватном поведении при внезапном пробуждении («Познание», «Социализация»).

Развивать умение самостоятельно удовлетворять свои потребности (сходить в туалет, попить воды, укрыться, если замерз) в моменты внезапного пробуждения («Здоровье», «Социализация»).

Формировать представления о правилах поведения при внезапном пробуждении, развивать умения тихо вести себя, проявляя бережное отношение ко сну сверстников («Здоровье», «Социализация», «Познание»)

Формы, методы, приемы.

Музыкотерапия, индивидуальная помощь в достижении комфортного состояния в постели, сказкотерапия, чтение художественной литературы, ситуативный разговор,

вопросы-предположения (Ты замерз? Хочешь в туалет? Приснился страшный сон, проговаривание действий, положительная оценка.

Планируемые результаты (достижения ребенка).

Ребенок тихо и спокойно ведет себя в спальной комнате, самостоятельно удовлетворяет свои потребности при внезапном пробуждении.

Годовое проектирование режимных моментов освобождает воспитателя от необходимости ежедневного планирования тех задач, которые решаются в условиях организации режима дня независимо от сезона или события (воспитание культурно- гигиенических навыков, культуры поведения за столом, развития умения одеваться в определенной последовательности, выполнять правила поведения в умывальной комнате и т. п.).

Приступая к такому виду проектирования воспитательно-образовательного процесса, воспитателю необходимо проанализировать примерную основную общеобразовательную программу дошкольного образования и выявить задачи, которые можно решать в процессе организации режимных моментов. Они и будут основой проектирования режимных моментов. Формы, методы, приемы их решения и планируемые результаты определяются воспитателем в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей детей.

Публикации по теме:

Ниткопись с детьми 4–6 летНиткопись с детьми 4–6 лет Воспитатель высшей квалификационной категории Курнина Любовь Владимировна МБДОУ детский сад № 54 «Теремок» г. Ковров Владимирская обл. Уважаемые.

Беседа «Лес» с детьми 4–5 летБеседа «Лес» с детьми 4–5 лет Цель: создание условий для расширения представлений у ребенка о лесе. Задачи: формировать у ребенка представление об экосистеме (лес); закрепить.

Беседа со школьниками «Трагедии в Казани, Беслане… Разговоры о толерантности»Беседа со школьниками «Трагедии в Казани, Беслане… Разговоры о толерантности» Беседа о терроризме. Трагедия в Казани. Цель: объяснить детям, что такое терроризм; формирование общественного сознания и гражданской позиции.

Фотоотчет «Игры с детьми»Фотоотчет «Игры с детьми» Уважаемые родители! Предлагаем вам поиграть с детьми в игры по теме недели «НАША ГРУППА».ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ: «Наша группа» - продолжать.

Неделя безопасности с детьми 4–5 летНеделя безопасности с детьми 4–5 лет Безопасности формула есть: Надо видеть, предвидеть, учесть. По возможности – всё избежать, А где надо – на помощь позвать. Воспитание.

Конспект занятия с детьми средней группы и детьми с ОВЗ «В мире эмоций»Конспект занятия с детьми средней группы и детьми с ОВЗ «В мире эмоций» Конспект занятия с детьми с средней группы, а также с детьми с ОВЗ «В мире эмоций». Цель: формировать навыки рефлексии, понимать эмоции.

Мастер-класс с детьми по росписи пасхальных пряников. «Готовимся к празднику Пасхи вместе с детьми дома»Мастер-класс с детьми по росписи пасхальных пряников. «Готовимся к празднику Пасхи вместе с детьми дома» Мастер – класс с детьми по росписи пасхальных пряников. «Готовимся к празднику Пасха вместе с детьми дома»Пасха– это один из самых ярких,.

Наблюдение «Чем прекрасна ель?» с детьми 5 летНаблюдение «Чем прекрасна ель?» с детьми 5 лет Цель наблюдения:Рассказать детям о красоте ели,которая заключается в её стройности,зелёном наряде,снежном убранстве,который блестит на.

Организация прогулки «Наблюдение за цветными льдинками» с детьми с ОВЗ среднего возраста с детьми старшей группыОрганизация прогулки «Наблюдение за цветными льдинками» с детьми с ОВЗ среднего возраста с детьми старшей группы Дошкольники с ОВЗ испытывают серьезные трудности в общении с окружающими. Общительность является одной из составляющих социально-коммуникативного.

Рисование с детьми 4–5 лет «Снеговик»Рисование с детьми 4–5 лет «Снеговик» В первый зимний день погода в нашем регионе нас не балует снегом,всё дожди,и дожди. А ребятам так хочется поиграть в снежки и слепить снеговика!Но.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Ситуативные разговоры с детьми
Опубликовано: 13 июня 2022 в 22:51
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Ситуативные разговоры с детьми» (включая файлы) размещена пользователем Лилит Королькова (УИ 1160943) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД