Наталия Грачева
Консультация для воспитателей «Сказка как средство развития связной речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие связной речи детей. Связная речь предполагает овладение богатейшим словарным запасом языка, усвоение языковых законов и норм, умение пользоваться усвоенным языковым материалом, умение полно, связно, последовательно и понятно окружающим передать содержание готового текста или самостоятельно составить связный текст. Формирование навыков связной речи является условием формирования межличностных отношений ребенка с окружающим социумом. Согласно ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования большое значение имеет речевое развитие дошкольников, которое решает следующие задачи:
Публикация «Консультация для воспитателей „Сказка как средство развития связной речи“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Темочки
- развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
- развитие всех компонентов устной речи детей лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи;
- связной речи – диалогической и монологической форм в различных формах и видах детской деятельности;
- практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.
Каждый ребенок должен уметь содержательно,грамотно, правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Современные дети живут в мощном потоке информации, живое общение заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постепенно растет, поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.
На развитие связной речи ребенка влияет много факторов. Одним из коммуникативных источников, наполняющих речевую среду, является народное творчество. Устное народное творчество – это прежде всего,сказки. Они наиболее интересны для малышей дошкольного возраста, так как этот жанр является самым доступным, из – за простоты и непосредственности изложения. Это позволяет развивать связную речь детей самых различных возрастов с различным уровнем речевого и интеллектуального развития. Народные сказки раскрывают детям меткость и выразительность языка, его богатство, демонстрирует насыщенность родной речи юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями. Поэтому в своей работе по развитию связной речи я использую сказки и ставлю следующие задачи:
- развиваем образную речь детей;
- развиваем выразительную речь детей;
- развиваем умственные способности детей;
-Развиваем воображение и творческое мышление;
- воспитывать интерес к творческой деятельности.
На примере сказочных персонажей я стараюсь доступно объяснить детям такие понятия, как «добро», «зло», «жадность», «смелость» так далее. После рассказывания сказки мы беседуем с детьми, беседа помогает лучше понять содержание сказки,правильно оценить некоторые ее эпизоды, еще раз повторить наиболее интересные сравнения, описания, типично – сказочные обороты речи, постичь языковую особенность произведений данного жанра.
Непосредственно образовательную деятельность по сказкам я строю по следующему алгоритму: слушаем, рассказываем, инсценируем и сочиняем сказку. Перед прочтением сказок я подготавливая к ее восприятию. Загадываю загадки о персонажах произведения, уточняю отдельные слова или словосочетания, содержащихся в тексте, демонстрируя иллюстрацию. Тексты сказок читаю детям дважды. При повторном чтении использую прием завершения детьми отдельных предложений. Разбор содержания сказок провожу в вопросно – ответной, вопросы направляю на выделение основных моментов сюжетного действия. Чтение сказки сопровождаю различного рода наглядным материалом. Например, сказка «Лиса и журавль»(о том, как герои ходили в гости и угощали друг друга). Заканчивается она тем, что лиса и журавль раздружились и перестали навещать друг друга. Как аукнется, так и откликнется – такова идея сказки.
Детям предлагалось сочинить конец другой сказки : «Как сделать так, чтобы лиса и журавль остались добрыми друзьями?»
Также использую прием на восприятие цвета, то есть «цветные сказки». Чтобы учить детей ярче и образнее воспринимать цвета,я рекомендую рассказать «Сказку о волшебных красках».
Воспитатель : жили – были в одной сказочной стране краски. Каждая краска обитала в своем сказочном замке. Красная краска – в красном замке.
Рисует на доске красное пятно.
И в нем все было …какого цвета?
Дети: красного.
Воспитатель : рядом стоял замок синей краски, и у нее все было… какое?
Дети: синее.
Воспитатель : чуть дальше – замок зеленой краски. Там все было…какое?
Дети: зеленое.
Воспитатель : А еще дальше стоял домик желтой краски, в нем все было желтое. Краски любили, как и все дети, ходить к друг другу в гости, и вот что у них получилось. Как – то раз пошла красная краска в гости к желтой.
Набирает красный цвет и добавляет его в желтую краску.
Что получилось?
Дети: оранжевый цвет.
Воспитатель : а синяя краска пошла в гости к красной. Что получилось?
Дети: коричневый цвет.
После этого я сочиняю с детьми «Желтую сказку» - в ней должно быть очень много предметов желтого цвета. Также можно сочинить вместе с детьми «Красные сказки», «Зеленые сказки».
Эффективным приемом в развитии связной речи детей, является драматизация отрывков из знакомых сказок, интересных в плане обогащения и активизации словарного запаса. Поэтому мы вместе с детьми разыгрываем сказку по ролям. Это была сказка «Волк и семеро козлят». В процессе инсценировки этой сказки дети научились :
- ставить себя на место положительного или отрицательного героя;
- делать свою речь эмоциональной, образной, живой, расширять свой словарный запас.
Также для развития связной речи детей, я старалась научить не только воспринимать содержание сказки, но и преобразовывать события, придумывать новый конец сказки, смешивать сюжеты сказок, их героев в одной сказке, вводить неожиданные ситуации. Для этого я провожу беседу по картинкам со сказочными сюжетами, рассматривая их стараются придумать свою сказку. Предположим, семеро козлят, злые и капризные, убегают в лес, а добрый волк помогает их найти. Падчерица становится ленивой, а мачеха заботливой и трудолюбивой. Лиса перерождается в послушную и скромную, а зайчик – в хитрого и злого.
Систематическое чтение и рассказывание сказок побуждает детей к сочинению своих собственных произведений на самые разные темы.