Получи документы

Консультация для воспитателей «Сказка как средство развития связной речи»

Наталия Грачева
Консультация для воспитателей «Сказка как средство развития связной речи»
▼ Скачать + Заказать документы

Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие связной речи детей. Связная речь предполагает овладение богатейшим словарным запасом языка, усвоение языковых законов и норм, умение пользоваться усвоенным языковым материалом, умение полно, связно, последовательно и понятно окружающим передать содержание готового текста или самостоятельно составить связный текст. Формирование навыков связной речи является условием формирования межличностных отношений ребенка с окружающим социумом. Согласно ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования большое значение имеет речевое развитие дошкольников, которое решает следующие задачи:

Публикация «Консультация для воспитателей „Сказка как средство развития связной речи“» размещена в разделах

- развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

- развитие всех компонентов устной речи детей лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи;

- связной речи – диалогической и монологической форм в различных формах и видах детской деятельности;

- практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.

Каждый ребенок должен уметь содержательно,грамотно, правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Современные дети живут в мощном потоке информации, живое общение заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постепенно растет, поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.

На развитие связной речи ребенка влияет много факторов. Одним из коммуникативных источников, наполняющих речевую среду, является народное творчество. Устное народное творчество – это прежде всего,сказки. Они наиболее интересны для малышей дошкольного возраста, так как этот жанр является самым доступным, из – за простоты и непосредственности изложения. Это позволяет развивать связную речь детей самых различных возрастов с различным уровнем речевого и интеллектуального развития. Народные сказки раскрывают детям меткость и выразительность языка, его богатство, демонстрирует насыщенность родной речи юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями. Поэтому в своей работе по развитию связной речи я использую сказки и ставлю следующие задачи:

- развиваем образную речь детей;

- развиваем выразительную речь детей;

- развиваем умственные способности детей;

-Развиваем воображение и творческое мышление;

- воспитывать интерес к творческой деятельности.

На примере сказочных персонажей я стараюсь доступно объяснить детям такие понятия, как «добро», «зло», «жадность», «смелость» так далее. После рассказывания сказки мы беседуем с детьми, беседа помогает лучше понять содержание сказки,правильно оценить некоторые ее эпизоды, еще раз повторить наиболее интересные сравнения, описания, типично – сказочные обороты речи, постичь языковую особенность произведений данного жанра.

Непосредственно образовательную деятельность по сказкам я строю по следующему алгоритму: слушаем, рассказываем, инсценируем и сочиняем сказку. Перед прочтением сказок я подготавливая к ее восприятию. Загадываю загадки о персонажах произведения, уточняю отдельные слова или словосочетания, содержащихся в тексте, демонстрируя иллюстрацию. Тексты сказок читаю детям дважды. При повторном чтении использую прием завершения детьми отдельных предложений. Разбор содержания сказок провожу в вопросно – ответной, вопросы направляю на выделение основных моментов сюжетного действия. Чтение сказки сопровождаю различного рода наглядным материалом. Например, сказка «Лиса и журавль»(о том, как герои ходили в гости и угощали друг друга). Заканчивается она тем, что лиса и журавль раздружились и перестали навещать друг друга. Как аукнется, так и откликнется – такова идея сказки.

Детям предлагалось сочинить конец другой сказки : «Как сделать так, чтобы лиса и журавль остались добрыми друзьями?»

Также использую прием на восприятие цвета, то есть «цветные сказки». Чтобы учить детей ярче и образнее воспринимать цвета,я рекомендую рассказать «Сказку о волшебных красках».

Воспитатель : жили – были в одной сказочной стране краски. Каждая краска обитала в своем сказочном замке. Красная краска – в красном замке.

Рисует на доске красное пятно.

И в нем все было …какого цвета?

Дети: красного.

Воспитатель : рядом стоял замок синей краски, и у нее все было… какое?

Дети: синее.

Воспитатель : чуть дальше – замок зеленой краски. Там все было…какое?

Дети: зеленое.

Воспитатель : А еще дальше стоял домик желтой краски, в нем все было желтое. Краски любили, как и все дети, ходить к друг другу в гости, и вот что у них получилось. Как – то раз пошла красная краска в гости к желтой.

Набирает красный цвет и добавляет его в желтую краску.

Что получилось?

Дети: оранжевый цвет.

Воспитатель : а синяя краска пошла в гости к красной. Что получилось?

Дети: коричневый цвет.

После этого я сочиняю с детьми «Желтую сказку» - в ней должно быть очень много предметов желтого цвета. Также можно сочинить вместе с детьми «Красные сказки», «Зеленые сказки».

Эффективным приемом в развитии связной речи детей, является драматизация отрывков из знакомых сказок, интересных в плане обогащения и активизации словарного запаса. Поэтому мы вместе с детьми разыгрываем сказку по ролям. Это была сказка «Волк и семеро козлят». В процессе инсценировки этой сказки дети научились :

- ставить себя на место положительного или отрицательного героя;

- делать свою речь эмоциональной, образной, живой, расширять свой словарный запас.

Также для развития связной речи детей, я старалась научить не только воспринимать содержание сказки, но и преобразовывать события, придумывать новый конец сказки, смешивать сюжеты сказок, их героев в одной сказке, вводить неожиданные ситуации. Для этого я провожу беседу по картинкам со сказочными сюжетами, рассматривая их стараются придумать свою сказку. Предположим, семеро козлят, злые и капризные, убегают в лес, а добрый волк помогает их найти. Падчерица становится ленивой, а мачеха заботливой и трудолюбивой. Лиса перерождается в послушную и скромную, а зайчик – в хитрого и злого.

Систематическое чтение и рассказывание сказок побуждает детей к сочинению своих собственных произведений на самые разные темы.

Публикации по теме:

Консультация для родителей по развитию речи «Учусь говорить. Связная речь» Учусь говорить. Связная речь Тихо смотрит месяц ясный В колыбель твою. Стану сказывать я сказки, Песенку спою… М. Лермонтов Каждый ребенок.

Психологическая природа связной речи Статья: «Психологическая природа связной речи». Развитие речи становиться всё актуальной проблемной в нашем обществе. Снижающий уровень.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Сказка как средство развития связной речи»
Опубликовано: 24 июня 2014 в 12:47
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Сказка как средство развития связной речи»» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Грачева (УИ 216611) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД